город Омск |
|
19 декабря 2014 г. |
Дело N А46-8239/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Кудриной Е.Н., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Миковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13126/2014) федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" на решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2014 по делу N А46-8239/2014 (судья Воронов Т.А.) по иску бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (ОГРН 1025501578882, ИНН 5514002848) к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (ОГРН 1025500745270, ИНН 5503019462) о взыскании 412 606 руб. 24 коп.,
при участии в судебном заседании:
от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Омской области" - представителя Зарубиной И.Ю. по доверенности N 2991 от 22.07.2014 сроком действия на 3 года,
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" - представителя Ляшенко А.Н. по доверенности от 13.10.2014 сроком действия на 2 года,
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Исилькульская ЦРБ", больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Омской области" (далее - Военный комиссариат Омской области) о взыскании 393 231 руб. 40 коп. компенсации и 19 374 руб. 84 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Омской области от 31.10.2014 по делу N А46-8239/2014 исковые требования БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" удовлетворены частично, с Военного комиссариата Омской области в его пользу взыскано 393 231 руб. 40 коп. компенсации, а также 10 723 руб. 72 коп. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска в остальной части отказано.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований полностью.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указал, что при проведении контрольных мероприятий у Военного комиссариата Омской области возникли сомнения в правильности расчёта средней заработной платы медицинским работникам, которые больницей не устранены. Поскольку истец не представил доказательств того, что Военному комиссариату Омской области на цели компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) были выделены денежные средства, а в материалах дела имеются доказательства того, что денежные средства на расчётном счёте ответчика отсутствуют, истребуемая БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" компенсация подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против её удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считал решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований незаконным и необоснованным. Просил его в этой части отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца в заседании суда апелляционной инстанции не возражал против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части, высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" проверка обжалуемого судебного акта производится в отношении выводов суда первой инстанции о правомерности предъявления истцом требования к ответчику о выплате компенсации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, исковые требования мотивированы неисполнением Военным комиссариатом Омской области (заказчиком) обязательств по выплате компенсации расходов, понесённых БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" (исполнителем) в ноябре 2013 г. и феврале 2014 г. в связи с реализацией Федерального закона N 55-ФЗ, возникших на основании договоров N 37/013 от 09.01.2013 и N 03/14 от 09.01.2014 (в редакции протокола разногласий).
Согласно пунктам 1.1 договоров исполнитель обязуется для проведения медицинского освидетельствования граждан в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям выделить врачей-специалистов и средний медицинский персонал.
Исполнитель обязуется освободить указанных лиц от работы, сохранить за ними место работы и средний заработок за всё время их участия в медицинском освидетельствовании (пункт 2.3 договоров).
В силу пунктов 1.2 договоров (договора N 03/14 от 09.01.2014 в редакции протокола разногласий) заказчик обязался возмещать исполнителю понесённые расходы.
На основании пункта 3.1 договоров заказчик ежемесячно, не позднее 3 числа месяца, следующего за отчётным, передаёт исполнителю табель учёта рабочего времени, подтверждающий участие указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования.
Исполнитель за время участия указанных лиц в медицинском освидетельствовании начисляет и выплачивает им средний заработок в соответствии со статьёй 139 ТК РФ и предоставляет заказчику до 5 числа месяца, следующего за отчётным, сведения о размерах фактических расходов с предоставлением соответствующих документов, согласованных сторонами в договоре (пункты 3.2, 3.3 договоров (пункта 3.3 договора N 03/14 от 09.01.2014 в редакции протокола разногласий)).
Во исполнении условий договоров в ноябре 2013 года и феврале 2014 года истец направлял с военный комиссариат необходимых врачей - специалистов для работы в призывной комиссии округа.
В согласованный сторонами в пунктах 3.4 договоров месячный срок после предоставления соответствующих документов (договора N 03/14 от 09.01.2014 в редакции протокола разногласий) исполнитель не осуществил расходы по компенсации больнице затрат, связанных с медицинским освидетельствованием.
В силу статей 8, 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
Согласно положениям пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
На основании пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ медицинское освидетельствование проходят граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
По правилам пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности или поступления на военную службу по контракту, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона N 53-ФЗ работники, участвующие в мероприятиях по исполнению воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. При этом такие выплаты не зависят от трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе от выполнения трудовых обязанностей и положений трудовых договоров, и производятся не за счет средств организации (работодателя), а за счет средств федерального бюджета или государственного органа и общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона о военной службе компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона о военной службе, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона о воинской обязанности, определены Правилами компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утверждёнными Постановлением Правительства РФ N 704 от 01.12.2004 "О порядке компенсации расходов, понесённых организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В абзаце 2 подпункта 5 пункта 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные, в частности, с прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.
В пункте 3 Правил установлено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Следовательно, расходы, понесенные организациями в связи с выплатой среднего заработка работнику, компенсируются за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Правил в зависимости от проведения работ денежные средства выделяются либо военным комиссариатам, либо бюджетным учреждениям, подведомственным Минобороны. Затем эти учреждения перечисляют средства на счета учреждений здравоохранения, работники которых принимали участие в медицинском освидетельствовании граждан.
В силу пункта 5 Правил, выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации).
При этом конкретный перечень подлежащих направлению в военный комиссариат документов Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации", не содержат.
Для подтверждения указанных расходов граждане обязаны лишь представить оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов. Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Факт осуществления работниками истца в исковой период деятельности по освидетельствованию лиц, подлежащих призыву на военную службу, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, и ответчиком не опровергнут.
В данном случае наличие у него обязанности по компенсации истцу расходов Военный комиссариат не отрицает. Указанная обязанность возникла у него из договоров N 37/013 от 09.01.2013 и N 03/14 от 09.01.2014 в соответствии с Федеральным законом N 53-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704.
По расчётам истца сумма компенсации расходов, связанных с выплатой среднего заработка медицинскому персоналу в ноябре 2013 г. составила 244 779 руб. 65 коп., в феврале 2014 г. - 148 451 руб. 75 коп.
Военный комиссариат Омской области ссылается на то, что у него возникли сомнения в правильности расчета средней заработной платы медицинским работникам ввиду отсутствия расчётов средней заработной платы на каждого медицинского работника, входящего в состав ВВК при проведении медицинского освидетельствования граждан. Для устранения указанных сомнений ответчик возвратил документы истцу на доработку.
В материалах настоящего дела имеются расчёты средней заработной платы на каждого медицинского работника. Их правильность ответчиком не опровергнута.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
На основании подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
В приложении 10 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждена ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2013 год. В вышеназванном приложении по подразделу "Мобилизационная и вневойсковая подготовка" в составе расходов федерального бюджета указано, что Министерству обороны Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 6 880, 8 млн. руб., в том числе для обеспечения деятельности военных комиссариатов в части проведения мероприятий по медицинскому освидетельствованию в связи с исполнением гражданами воинской обязанности в 2013-2015 годах в сумме 0,7 млрд. рублей ежегодно.
Пунктом 3 Постановления от 01.12.2004 N 704 Правительство Российской Федерации обязало Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации предусматривать в федеральном бюджете на очередной год выделение средств на компенсацию расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу абзаца "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" военные комиссариаты относятся к федеральным казенным учреждениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Суд апелляционной инстанции считает, что расходы истца подлежат компенсации в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), и их должен нести военкомат, а при недостаточности выделенных ему на эти цели денежных средств - Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Однако с требованием о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности истец не обращался.
Из положений пунктов 2, 4 Правил, Приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.06.2005 N 251 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" следует, что выплата компенсации за подготовку граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Доказательства того, что предусмотренных федеральным бюджетом лимитов денежных средств на оплату среднего заработка медицинскому персоналу, привлекаемому для проведения военно-врачебной комиссии в 2013 году и в 2014 году, Военному комиссариату Омской области оказалось недостаточно для исполнения обязательств перед истцом, ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил. Справка об отсутствии по состоянию на 04.08.2014 средств по статье расходов, связанных с выплатой среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу за проведение медицинского освидетельствования, не является достаточным доказательством недостаточности выделенных Военному комиссариату Омской области на цели реализации Федерального закона N 53-ФЗ денежных средств. Документы, подтверждающие принятие всех возможных мер для своевременного расчета по договорам, не имеются.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является Военный комиссариат Омской области, довод апелляционной жалобы о том, что истребуемая истцом компенсация подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации отклоняется.
Поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, указанные затраты Военным комиссариатом Омской области, не возмещены, с него в пользу БУЗОО "Исилькульская ЦРБ" правомерно взыскано 393 231 руб. 40 коп. компенсации.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины не распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от её уплаты в силу указания подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 31.10.2014 по делу N А46-8239/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Е.Н. Кудрина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-8239/2014
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Исилькульская центральная районная больница"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Омской области"