город Омск |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А46-6658/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 декабря 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11139/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2014 по делу N А46-6658/2014 (судья С.В. Яркова), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Бабикова Игоря Федоровича
к Администрации города Омска и Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска
о признании незаконным решения (действия),
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска -Семенова Е.Г. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 929 от 27.01.2014 сроком действия 1 год), Лукъянова Н.М. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N 12396 от 12.08.2014 сроком действия 1 год);
от индивидуального предпринимателя Бабикова Игоря Федоровича -Косых С.В. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности от 05.03.2013 сроком действия 3 года);
от Администрации города Омска - до перерыва Веселкова И.А. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности N АГ/24-4633 от 08.09.2014 сроком действия 1 год), после перерыва не явился,
установил:
индивидуальный предприниматель Бабиков Игорь Федорович (далее по тексту - заявитель, предприниматель, ИП Бабиков И.Ф.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит:
- признать незаконными действия Администрации города Омска (далее по тексту - Администрация), выразившиеся в направлении заявления Бабикова И.Ф. об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешённого использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания, на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, а также в подготовке и направлении в адрес заявителя письма от 11.02.2014 о принятом Комиссией решении о невозможности установления частного сервитута, а также бездействие заинтересованных лиц по установлению указанного частного сервитута;
- обязать департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту- Департамент) в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, направленные на подготовку и заключение с заявителем соглашения об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешённого использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания.
Решением по делу Арбитражный суд Омской области требования предпринимателя удовлетворил частично: признал незаконными действия Администрации, выразившиеся в направлении заявления Бабикова И.Ф. об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешенного использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания, на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством; признал незаконным бездействие Департамента по установлению частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680; обязал Департамент в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, направленные на подготовку и заключение с заявителем соглашения об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешенного использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания. В удовлетворении остальной части требований отказал.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал, что в соответствии с действующим законодательством перенаправление Администрацией заявления предпринимателя в городскую комиссию по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г.Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, является неправомерным. При этом суд первой инстанции указал, что в данном случае ссылка Департамента на Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города, утв. Постановлением Администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п, является необоснованной, поскольку указанный документ был принят после совершения заинтересованными лицами оспариваемых действий, и регулирует отношения по размещению нестационарных торговых объектов, в то время как предпринимателем испрашивается земельный участок под объект дорожного сервиса - пункт общественного питания. В связи с этим суд первой инстанции признал требование Бабикова И.Ф. о признании незаконным бездействия Департамента по установлению частного сервитута подлежащим удовлетворению.
При этом суд первой инстанции отметил, что поскольку выбранный заявителем способ восстановления нарушенного права путём обязания Департамента в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, направленные на подготовку и заключение с заявителем соглашения об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешённого использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания, соответствует предмету спора, то в этой связи аналогичные требования ИП Бабикова И.Ф. к Администрации подлежат отказу в удовлетворении. Также не подлежащим удовлетворению суд первой инстанции признал и требование предпринимателя о признании незаконными действий Администрации, выразившихся в подготовке и направлении в адрес заявителя письма от 11.02.2014 о принятом Комиссией решении о невозможности установления частного сервитута.
Частично не согласившись с принятым решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований предпринимателя о признании незаконным бездействия Департамента по установлению частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680 и обязания Департамента в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, и принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ИП Бабикова И.Ф.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент указывает, что в соответствии с постановлением Администрации от 03.02.2011 N 76-п "О городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством", комиссия уполномочена рассматривать обращения о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, расположенных на территории города Омска.
При этом, как отмечает податель жалобы, комиссией было принято правомерное решение об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка ИП Бабикову И.Ф. в связи с расположением на данном земельном участке парковки, которая используется неограниченным кругом лиц. Кроме того, как указывает Департамент, согласно постановлению Администрации от 04.08.2014 N 1041-п спорный земельный участок не входит в схему размещения нестационарных торговых объектов окружного значения на территории Советского АО г. Омска в 2014 году.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Администрация просит пересмотреть решение суда первой инстанции в том числе в части удовлетворения требований в её адрес, отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ИП Бабиков И.Ф. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции до объявления перерыва представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Департамента и в отзыве Администрации на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой им части отменить и принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Представитель ИП Бабикова И.Ф. считает, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в связи с чем просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Поскольку в отзыве на апелляционную жалобу Администрации просила пересмотреть решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований предпринимателя, то суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в данной части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, заслушав представителей Департамента и предпринимателя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.07.2013 предприниматель обратился в адрес Департамента с просьбой предоставить ему в пользование часть земельного участка площадью около 100 кв.м для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания - в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешённого использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой, указав, что данная часть земельного участка в точках 810-811 имеет общую границу с принадлежащим Бабикову И.Ф. на праве собственности смежным земельным участком с кадастровым номером 55:36:07 01 02:466, предоставленным для размещения принадлежащих предпринимателю на праве собственности объектов недвижимого имущества: нежилых помещений 3-этажного здания магазина и 1-этажноог здания склада, расположенных по адресу: город Омск, улица Бархатовой, дом 2 (литеры А и В).
Письмом от 08.08.2013 N Исх-ДИО/1518-ОГ Департамент разъяснил, что земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги для размещения объектов дорожного сервиса могут предоставляться для размещения таких объектов на условиях частного сервитута. В целях подготовки Департаментом проекта соглашения об установлении частного сервитута Бабикову И.Ф. предложено предоставить в Департамент материалы, позволяющие определить границы сферы действия частного сервитута, а также документы, содержащие как сведения об организации, владеющей объектом дорожного сервиса, так и о самом объекте, для строительства которого необходим сервитут.
На обращение заявителя об установлении сервитута части земельного участка для размещения пункта общественного питания письмом от 19.09.2013 N Исх-ДИО/2055-ОГ Департамент пояснил, что для рассмотрения поставленного вопроса предпринимателю необходимо организовать проведение кадастровых работ по образованию части земельного участка, после чего обратиться в Департамент с заявлением, приложив к нему копию кадастрового паспорта земельного участка, в котором указана сфера действия сервитута (часть земельного участка для размещения пункта общественного питания).
Во исполнение указанного предложения заявителем было организовано выполнение кадастровых работ в связи с образованием части земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, в результате выполнения которых исполнителем - обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский Научно-Производственный Центр Кадастровых Технологий" - был подготовлен межевой план.
22.08.2013 предприниматель обратился в Департамент с заявлением, где сообщил, что планирует сам стать владельцем объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания. Повторно сообщил, что испрашиваемая часть земельного участка (в форме прямоугольного треугольника) в двух непрямоугольных вершинах треугольника имеет общую границу с принадлежащим ему на праве собственности смежным земельным участком с кадастровым номером 55:36:07 01 02: 466 (в точках 810 - 811). Таким образом, границы сферы действия частного сервитута с восточной стороны определены границей принадлежащего ему земельного участка (в точках 810 и 811), третья точка границ (вершина прямого угла) может быть определена в месте пересечения под прямым углом линий, исходящих из данных точек: горизонтально (с запада на восток) из т.811 и вертикально (с юга на север) из т.810. Ориентировочная площадь частного сервитута 100 кв.м. Сведения об объекте дорожного сервиса: проектная площадь объекта дорожного сервиса - 100 кв.м, этажность - 1, местоположение - на земельном участке с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680 (в границах сферы действия частного сервитута), тип объекта - некапитальное (временное) сооружение, приобъектная стоянка для временного хранения автотранспортных средств имеется.
Письмом от 29.10.2013 N Исх-ДИО/2470-ОГ Департамент на обращение Бабикова И.Ф. от 16.10.2013 предложил последнему для осуществления постановки на государственный кадастровый учёт образованной части земельного участка подготовить схему расположения части земельного участка на кадастровом паспорте территории, а также оформить межевой план в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации. В письме также имелась ссылка на пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса, с учётом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдаёт заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме этого, в письме со ссылкой на Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 указывалось на то, что сведения об образуемых частях земельного участка вносятся в межевой план на основании соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (утверждённых в установленном порядке схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий), а копии таких документов включаются в приложение к межевому плану.
Следуя указанным разъяснениям по заказу предпринимателя обществом с ограниченной ответственностью "Сибирский Научно-Производственный Центр Кадастровых Технологий" была подготовлена схема расположения части земельного участка на кадастровом плане территории и 28.10.2013 через Администрацию представлена на утверждение в Департамент.
Рассмотрев данное обращение, Администрация сообщила следующее (Исх-АГ/19-5098 от 18.11.2013): основанием для подготовки и утверждения Схемы является положительное решение городской комиссии по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности города Омска или в государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством.
В текстовую часть Схемы, в соответствии с основными требованиями к содержанию схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, утверждёнными распоряжением Департамента от 14.11.2008 г. N 13464-р, должны быть включены: выписка из протокола заседания Городской комиссии, публикация сведений о земельном участке в официальном печатном издании.
Кроме этого было разъяснено, что Бабиков И.Ф. вправе обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении части земельного участка для размещения пункта. В нём должны быть указаны: цель использования земельного участка (части земельного участка), предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право с приложением необходимых документов.
02.12.2013 предприниматель вновь обратился в Департамент с просьбой об установлении частного сервитута в отношении части (в размере 114 кв.м) земельного участка с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680, вид разрешённого использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой - для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания.
В ответ (N Исх-ДИО/3130 от 31.12.2013) Департамент указал, что Бабикову И.Ф. было предложено обраться с заявлением о предоставлении части земельного участка для размещения пункта общественного питания, но соответствующее обращение в Департамент не поступило.
В связи с этим предприниматель обратился в Администрацию с заявлением об установлении испрашиваемого частного сервитута.
Однако заявителем получен ответ (от 11.02.2014 N ОГ-АГ/13-223) о том, что городской комиссией по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г. Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, 04.02.2014 обращение предпринимателя от 20.01.2014 о предоставлении части земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:680 для размещения пункта общественного питания, было рассмотрено. При этом комиссией принято решение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка, так как в отношении разворотной площадки, расположенной по улице Бархатовой, Департаментом проводится работа по формированию земельного участка для последующей реализации с аукциона. Предпринимателю предложено принять участие в аукционе.
Полагая свои права нарушенными, ИП Бабиков И.Ф. обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
28.08.2014 Арбитражным судом Омской области принято частично обжалуемое Департаментом в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части, находит его подлежащим частичной отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, правовым интересом ИП Бабикова И.Ф. по настоящему делу является установление частного сервитута в отношении спорной части земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что испрашиваемая часть земельного участка расположена в полосе отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003.
Согласно решению Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" принятие решений о предоставлении права ограниченного пользования (сервитут) земельными участками (их частями), находящимися в муниципальной собственности города Омска, а также земельными участками (их частями), расположенными на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, является функцией Департамента (подпункт 38 пункта 20). Последний также выступает стороной соглашения об установлении сервитута земельных участков (их частей), находящихся в муниципальной собственности города Омска.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что перенаправление Администрацией города Омска заявления предпринимателя в городскую комиссию по рассмотрению обращений (заявлений, заявок) о предоставлении земельных участков или их частей, находящихся в муниципальной собственности г.Омска или в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, для целей, не связанных со строительством, является неправомерным.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) полоса отвода федеральной автомобильной дороги является составной частью автомобильной дороги.
В соответствии с частью 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с частью 10 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, допускается установление частных сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй.
В соответствии с частью 4.1 статьи 25 указанного закона допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении частных сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении частных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.
Сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения (статья 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии со статьёй 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Из совокупного анализа изложенных норм следует, что частный сервитут в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог предоставляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Таким образом, собственник недвижимого имущества вправе требовать предоставления ему как сервитута прохода (проезда), так и сервитута эксплуатации объекта недвижимого имущества.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации при разрешении спора об установлении сервитута суд должен с учетом назначения господствующего земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости определить реальные потребности собственника господствующего земельного участка в пользовании соседним земельным участком, а также установить, могут ли эти потребности быть удовлетворены посредством установления соответствующего сервитута.
Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Суды должны исследовать вопрос о том, на удовлетворение каких конкретно нужд направлено требование истца и относятся ли они к тем потребностям, которые могут быть обеспечены путем установления сервитута, учитывая его исключительный характер.
В отношении иных требований истца, касающихся объема и содержания права ограниченного пользования чужим участком, судам необходимо выяснить, связаны ли они с теми потребностями, в обеспечение которых, исходя из конкретных обстоятельств спора и принципа разумности, допустимо установление частного сервитута.
Изложенные правовые подходы сформулированы в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 N 2509/10, от 28.02.2012 N 11248/11 и от 04.06.2013 N 16033/12.
Конституционный Суд Российской Федерации также неоднократно указывал на то, что статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации направлена на поддержание баланса между интересами собственника земельного участка и нуждами других лиц, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 510-О-О, от 24.09.2012 N 1562-О, от 02.07.2013 N 1046-О).
Обращаясь с требованием об установлении сервитута, истец должен доказать необходимость установления сервитута и невозможность использования принадлежащей ему недвижимости без установления права ограниченного пользования чужим имуществом (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, ИП Бабиковым И.Ф. в рассматриваемом деле не назван ни один из предусмотренных статьёй 274 Гражданского кодекса Российской Федерации случаев, при которых собственник недвижимого имущества вправе требовать предоставления ему частного сервитута. Не установлено таких случаев и условий ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств для установления сервитута, то есть доказательства того, что предоставление предпринимателю этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей как владельца земельного участка с кадастровым номером 55:36:070102:466, в связи с чем его требования в соответствующей части удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что следующее из представленной переписки ИП Бабикова И.Ф. и Департамента намерение последнего согласовать предоставление спорного земельного участка предпринимателю на правах частного сервитута не является основанием для предоставления означенного сервитута в судебном порядке.
При данных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований ИП Бабикова И.Ф. о признании незаконным бездействия Департамента по установлению частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680 и обязании Департамента в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, направленные на подготовку и заключение с заявителем соглашения об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 0102:680, вид разрешенного использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания, подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права) с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в данной части.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы Департамента, являющегося заинтересованным лицом по настоящему делу и освобожденного от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в рассматриваемом случае, согласно позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 Постановления Постановление от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.08.2014 по делу N А46-6658/2014 отменить в части признания незаконным бездействия департамента имущественных отношений Администрации города Омска по установлению частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 01 02:680 и обязания департамента имущественных отношений Администрации города Омска в срок 35 дней с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу совершить необходимые действия, направленные на подготовку и заключение с заявителем соглашения об установлении частного сервитута в отношении части земельного участка (в размере 114 кв.м) с кадастровым номером 55:36:07 0102:680, вид разрешенного использования: для полосы отвода автомобильной дороги общего пользования местного значения улица Бархатовой (от проспекта Менделеева до Красноярского тракта), идентификационный номер 52-401-380 ОП МГ 003 для размещения некапитального объекта дорожного сервиса - пункта общественного питания, а также в части взыскания с департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу индивидуального предпринимателя Бабикова Игоря Федоровича 200 руб. государственной пошлины.
Принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В остальной обжалуемой части оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6658/2014
Истец: ИП Бабиков И. Ф., ИП Бабиков Игорь Федорович
Ответчик: Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска