г.Самара |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А65-9865/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещена,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
ТСЖ "Саралы" - представитель не явился, извещено,
Кадыров Ш.А. - не явился, извещен,
Гараева А.К. - не явилась, извещена,
Гараев М.К. - не явился, извещен,
Валиева Г.М. - не явилась, извещена,
Ряднова Т.А. - не явилась, извещена,
Габдрашитов Р.Р. - не явился, извещен,
Шарифуллин Э.И. - не явился, извещен,
Порынов В.М. - не явился, извещен,
Мукминов И.Н. - не явился, извещен,
Хайров М.Ф. - не явился, извещен,
Сергеева Е.А. - не явилась, извещена,
Сафина А.И. - не явилась, извещена,
Гасимова А.Р. - не явилась, извещена,
от Попова Л.М. - представителя Арифова Р.Р. (ордер от 15 декабря 2014 года N 000457),
от Хазипова Р.Ф. - представителя Арифова Р.Р. (ордер от 15 декабря 2014 года N 000456),
Дмитриева Е.С. - не явилась, извещена,
Шикалев А.Ю. - не явился, извещен,
Хайруллин И.И. - не явился, извещен,
Шлычков В.В. - не явился, извещен,
Лебедева П.Ю. - не явилась, извещена,
Власов Д.В. - не явился, извещен,
Файрушин А.Ф. - не явился, извещен,
Гортышев Ю.Ф. - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 декабря 2014 года апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2014 по делу N А65-9865/2014 (судья Хамитов З.Н.), принятое по заявлению исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Лаишево, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г.Лаишево, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, ТСЖ "Саралы", Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Русские Саралы, Кадыров Ш.А., Республика Татарстан, г.Казань, Гараева А.К., Республика Татарстан, г.Казань, Гараев М.К., Республика Татарстан, г.Казань, Валиева Г.М., Республика Татарстан, г.Казань, Ряднова Т.А., Республика Татарстан, г.Елабуга, Габдрашитов Р.Р., Республика Татарстан, г.Казань, Шарифуллин Э.И., Республика Татарстан, г.Елабуга, Порынов В.М., Республика Татарстан, г.Казань, Мукминов И.Н., Республика Татарстан, г.Казань, Хайров М.Ф., Республика Татарстан, г.Казань, Сергеева Е.А., Республика Татарстан, г.Казань, Сафина А.И., Республика Татарстан, Лаишевский район, с.Габишево, Гасимова А.Р., Республика Татарстан, г.Казань, Попов Л.М., Республика Татарстан, г.Казань, Хазипов Р.Ф., Республика Татарстан, Рыбнослободский район, с.Рыбная Слобода, Дмитриева Е.С., Республика Татарстан, г.Казань, Шикалев А.Ю., Республика Татарстан, г.Казань, Хайруллин И.И., Республика Татарстан, г.Казань, Шлычков В.В., Республика Татарстан, г.Казань, Лебедева П.Ю., Республика Татарстан, г.Нижнекамск, Власов Д.В., Республика Татарстан, г.Казань, Файрушин А.Ф., Республика Татарстан, г.Казань, Гортышев Ю.Ф., Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным п.п.1,2,3 решения от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06-236/2013, п.1 предписания от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06- 236/2013, недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным п.п.1,2,3, решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06-236/2013, незаконным и признании п.1 предписания УФАС России по Республике Татарстан от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06-236/2013, недействительным.
В судебном заседании 07 октября 2014 года представитель заявителя уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и просил суд признать незаконными п.п.1,2,3, решения УФАС России по Республике Татарстан от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06-236/2013, незаконным и признании п.1 предписания УФАС России по Республике Татарстан от 18 марта 2014 года, вынесенного по делу N 06-236/2013, недействительным.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ТСЖ "Саралы", граждане Кадыров Ш.А., Гараева А.К., Гараев М.К., Валиева Г.М., Ряднова Т.А., Габдрашитов Р.Р., Шарифуллин Э.И., Порынов В.М., Мукминов И.Н., Хайров М.Ф., Сергеева Е.А., Сафина А.И., Гасимова А.Р., Попов Л.М., Хазипов Р.Ф., Дмитриева Е.С., Шикалев А.Ю., Хайруллин И.И., Шлычков В.В., Лебедева П.Ю., Власов Д.В., Файрушин А.Ф., Гортышев Ю.Ф.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2014 года заявление удовлетворено, п.1, п.2, п.3 решения УФАС России по Республике Татарстан по делу N 06-236/2013 от 18 марта 2014 года признаны незаконными. П.1 предписания УФАС России по Республике Татарстан по делу N 06-236/2013 от 18 марта 2014 года признан недействительным.
В апелляционной жалобе УФАС России по Республике Татарстан просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа, создание исполнительным комитетом преимуществ для Кадырова Ш.А. и Гараева М.Ш. на получение права земельные участки, исключил возможность эффективного распоряжения данными участками, в связи с чем данные действия привели или могли привести к ограничению конкуренции, связанной с право других лиц обратиться с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду и приобрести их на равных условиях.
В отзывах на апелляционную жалобу представитель Сергеева Е.А., Кадырова Ш.А. и ТСЖ "Саралы" просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей заявителя УФАС России по Республике Татарстан, и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Попова Л.М., Хазипова Р.Ф. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя Попова Л.М., Хазипова Р.Ф., арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Республике Татарстан на основании приказа от 12 сентября 2013 года N 01/453-пр была проведена выездная плановая проверка по соблюдению антимонопольного законодательства в отношении исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе планового выездного контрольного мероприятия были изучены постановления, вынесенные исполнительным комитетом. По итогам их изучения инспекция УФАС России по Республике Татарстан установила признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Постановлением исполнительного комитета от 23 октября 2008 года N 1847 гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок в аренду сроком на 3 года, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, с. Русские Саралы, площадью 25200 кв.м, с кадастровым номером 16:24:130302:2, под малоэтажное жилищное строительство.
Постановлением исполнительного комитета от 25 марта 2008 года N 484 гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок в аренду сроком на 3 года, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, с. Габишево, площадью 24628 кв.м, с кадастровым номером 16:24:210101:818, под малоэтажное жилищное строительство.
Антимонопольным органом в адрес исполнительного комитета направлены соответствующие запросы о предоставлении информации и материалов. В ответе на запрос исполнительный комитет сообщил что, земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2 был предоставлен Кадырову Ш.А. без проведения необходимых процедур торгов на основании его заявления от 10 мая 2006 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2,5 га согласно публикации от 06 мая 2006 года. Торги на право аренды земельного участка не проводились, и земельный участок был предоставлен Кадырову Ш.А. как единственному заявителю, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно публикации в газете "Камская Новь" от 06 мая 2006 года земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2 предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 49 лет для жилищного строительства.
Также в ответе на запрос исполнительный комитет сообщил что, земельный участок с кадастровым номером 16:24:210101:818 был предоставлен Гараеву М.Ш. без проведения необходимых процедур торгов на основании его заявления от 14 сентября 2007 года, в котором он просит предоставить в аренду земельный участок площадью 24628 кв.м согласно публикации от 19 ноября 2008 года. Торги на право аренды земельного участка не проводились, и земельный участок был предоставлен Гараеву М.Ш. как единственному заявителю, согласно положениям ЗК РФ. Согласно публикации в газете "Камская Новь" от 19 ноября 2008 года земельный участок с кадастровым номером 16:24:210101:818 предоставлен в аренду сроком на 3 года с условием реконструкции водопровода в п.Габишево.
Комиссией УФАС России по Республике Татарстан по результатам рассмотрения дела N 06-236/2013 было вынесено решение от 18 марта 2014 год, содержащее следующие выводы: 1) признать исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции, (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в части принятии постановления от 23 октября 2008 года N1847, во исполнение которого гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов, и постановления от 25 марта 2009 года N484, во исполнение которого гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов; 2) выдать исполнительному комитету предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции; 3) передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в решении по настоящему делу.
Во исполнение данного решения антимонопольным органом исполнительному комитету было выдано предписание по делу N 06-236/2013, согласно которому исполнительному комитету необходимо не позднее 30 дней со дня получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, а именно: отменить постановление от 23 октября 2008 года N1847, во исполнение которого гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок; отменить постановления от 25 марта 2009 года N484, во исполнение которого гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок; обеспечить возврат в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами N 16:24:130302:2, N 16:24:210101:818.
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно части 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: 2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В нарушение требований вышеуказанной статьи земельного законодательства, передача земельных участков физическим лицам в собственность состоялась без проведения процедуры торгов, которая по своей правовой природе призвана обеспечить равный доступ субъектов правоотношений к такому природному объекту, как земля.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ приказом Татарстанского УФАС России от 11 сентября 2013 года N 02/452-к было возбуждено дело N 06-236/2013 по признакам нарушения исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района Республики Татарстан статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 135-ФЗ данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Исходя из части 1 статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно ст.8 п.3 устава Лаишевского муниципального района к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района.
Пунктом 1 статьи 46 устава Лаишевского муниципального района к полномочиям исполнительного комитета отнесено управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, решение вопросов по созданию, приобретению, использованию, распоряжению и аренде объектов муниципальной собственности.
В силу пункта 5 статьи 68 устава Лаишевского муниципального района муниципальные правовые акты района не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Татарстан, законам, иным нормативным правовым актам Республики Татарстан.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и постановления Правительства Российской Федерации от 07 августа 2002 года N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок" пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов. При наличии двух заявок на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и отсутствием возможности сформировать их на испрашиваемой территории, выделение земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов.
Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.
По смыслу положений статей 28, 29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В ходе заседания комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 06-236/2013, представителем Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района были даны пояснения о том, что на земельном участке с кадастровым номером 16:24:130302:2, ранее предоставленном гражданину Кадырову Ш.А. в аренду сроком на 3 года Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района республики Татарстан от 18 ноября 2008 года N1-01-289 под малоэтажное строительство, построен индивидуальный жилой дом, право собственности на который было зарегистрировано 29 сентября 2011 года.
Земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2 согласно постановлению исполнительного комитета Лаишевского муниципального района республики Татарстан от 22 января 2011 года N 78 "О разрешении Кадырову Ш.А. размежевания земельного участка" размежеван на 10 участков, с присвоением отдельных кадастровых номеров: 16:24:130302:56, 16:24:130302:57, 16:24:130302:58, 16:24:130302:59, 16:24:130302:60, 16:24:130302:61, 16:24:130302:62, 16:24:130302:63, 16:24:130302:64, 16:24:130302:65, которые Кадыровым Ш.А. были проданы гражданам Дмитриевой Е.С., Шикалеву А.Ю., Хайруллину И.И., Шлычкову В.В., Лебедевой П.Ю., Власову Д.В., Файрушиной А.Ф., Гортышеву Ю.Ф., Кадырову Ш.А. и ТСЖ "Саралы". На данных земельных участках возведены малоэтажные жилищные строения, на которые зарегистрированы право собственности. После размеживания земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2 снят с регистрационного учета, но ответчик требует возвратить его в муниципальную собственность.
В ходе судебного заседания от граждан Гараевой А.К., Валиевой Г.М., Гараева М.М., Рядновой Т.А. поступило заявление (ходатайство) о произведении (в связи со смертью) процессуального правопреемства третьего лица - Гараева Марата Шаяхметовича, на наследников Гараеву А.К., Валиеву Г.М., Гараева М.М., Гараева А.М., которое судом было удовлетворено.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 мая 2014 года граждане Гараева А.К., Валиева Г.М., Гараев М.М., Ряднова Т.А., привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, без самостоятельных требований в порядке ст.51 АПК РФ, а Гараев М.Ш. исключен из числа третьих лиц, без самостоятельных требований - в связи со смертью (свидетельство о смерти N 854575 от 17 сентября 2011 года).
Также в ходе заседания комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 06-236/2013 представителем Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 16:24:210101:818, ранее предоставленный гражданину Гараеву М.Ш. в аренду сроком на 3 года Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 26 марта 2009 года N1-07-077 под малоэтажное строительство, который согласно постановлению исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 03 сентября 2009 года N1595 "О разрешении размежевания земельного участка в с.Габишево площадью 24628 кв.м. Гараеву М.Ш." размежеван Гараевым М.Ш. на 22 участка, с присвоением отдельных кадастровых номеров: 16:24:210101:896, 16:24:210101:897, 16:24:210101:898, 16:24:210101:901, 16:24:210101:902, 16:24:210101:906, 16:24:210101:907, 16:24:210101:908, 16:24:210101:909, 16:24:210101:913, 16:24:210101:892, 16:24:210101:893, 16:24:210101:894, 16:24:210101:895, 16:24:210101:899, 16:24:210101:900, 16:24:210101:903, 16:24:210101:904, 16:24:210101:905, 16:24:210101:910, 16:24:210101:911, 16:24:210101:912. На данных земельных участках имеются малоэтажные жилищные строения, на которые зарегистрированы право собственности следующих граждан: Гараевой А.К., Гараева М.М., Гараева А.М., Валиевой Г.М., Габдрашитова Р.Р., Шарифуллина Э.И., Парынова В.М., Мукминова И.Н., Хайрова М.Ф., Сергеевой Е.А., Сафиной А.И., Гасимова А.Р., Попова Л.М., Хазипова Р.Ф. После размеживания земельный участок с кадастровым номером 16:24:210101:818 снят с регистрационного учета, но антимонопольный орган требует возвратить его в муниципальную собственность.
Комиссией Татарстанского УФАС России при изучении представленных исполнительным комитетом документов установлено, что земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2, предоставленный Кадырову Ш.А. согласно постановлению исполнительного комитета N 1847 от 23 октября 2008 года, был предоставлен на основании его заявления от 10 мая 2006 года.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В данном случае антимонопольным органом сделан вывод, что исполнительный комитет пренебрёг сроками заключения договора аренды земельного участка, при этом создав преимущество Кадырову Ш.А. в последующем заключении договора аренды земельного участка.
Также комиссией Татарстанского УФАС России установлено что, согласно публикации в газете "Камская Новь" от 06 мая 2006 года, земельный участок с кадастровым номером 16:24:130302:2 предоставлялся из земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком на 49 лет для жилищного строительства. При этом публикация была оформлена с явным нарушением требования законодательства, в части категории земельного участка и его функционального использования.
В силу ст.30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.
В соответствии с п.26 ст.38.1 ЗК РФ аукцион признается не состоявшимся в случае, если: 1) в аукционе участвовали менее двух участников; 2) после трехкратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене.
В п.27 ст.38.1 ЗК РФ указано, что в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федераций или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения: а) форма торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы; б) срок принятия решения об отказе в проведении торгов; в) предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные; г) наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения; д) наименование организатора торгов; е) начальная цена предмета торгов или начальный размер арендной платы, "шаг аукциона", размер задатка и реквизиты счета для его перечисления; ж) форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах; з) условия конкурса; и) место, дата, время и порядок определения участников торгов; к) место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов; л) срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка; м) дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; н) проект договора купли-продажи или аренды земельного участка; о) сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.
Согласно ст.30.1 ЗК РФ в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, что земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, должны реализоваться исключительно через процедуру торгов. Следовательно, органу местного самоуправления перед тем, как реализовать право на земельный участок с кадастровым номером 16:24:210101:818, необходимо было провести все необходимые конкурентные процедуры, в том числе надлежащее извещение о проведения торгов на земельный участок и мероприятия направленные на формирование земельного участка как единицу товара. Соответственно был нарушен принцип состязательности сторон, в силу которого заинтересованные лица могли проявить интерес и участвовать в торгах.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что вышеуказанными действиями исполнительный комитет необоснованно создал преимущества для Кадырова Ш.А. и Гараева М.Ш. на получение права на указанные земельные участки, исключил возможность эффективного распоряжения данными участками, в связи с чем данные действия привели или могли привести к ограничению конкуренции, связанной с правом других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и приобрести его на равных условиях.
Исходя из изложенного, в действиях исполнительного комитета содержится нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ в части принятии постановления от 23 октября 2008 года N 1847, во исполнение которого гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов, и постановления от 25 марта 2009 года N 484, во исполнение которого гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов.
Однако с учетом заявлений представителей третьих лиц, самих заявителей и исходя из имеющихся материалов дела по настоящему делу судом установлено, что истекли сроки, предусмотренные законодательством для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.41.1 Закона о защите конкуренции дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения.
Как следует из материалов дела, постановления исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан N 1847 и N 484 "О предоставлении земельных участков гр. Кадырову Ш.А. и гр. Гараеву М.Ш. в аренду сроком на 3 года" соответственно вынесены 23 октября 2008 года и 25 марта 2008 года, в то время как дело N 06-236/2013 было возбуждено приказом Татарстанского УФАС России 11 сентября 2013 года, то есть за пределами сроков давности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку прошло более 3 лет.
В то же время, как следует из материалов дела и объяснений сторон, вынесенные исполнительным комитетом постановления "О предоставлении земельных участков гражданам Кадырову Ш.А. и Гараеву М.Ш. в аренду сроком на 3 года", равно как и решения антимонопольного органа, которым данные постановления признаны незаконными, направлены в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав, поскольку на основании выданных заявителем постановлений были зарегистрированы права собственности на объекты жилого строительства не только граждан Кадырова Ш.А. и Гараева М.Ш., но и третьих лиц, которые пользуются на праве собственности индивидуальными жилыми домами, построенными на земельных участках, выделенных после размежевания из спорных земельных участков с кадастровыми номерами 16:24:130302:2 и 16:24:210101:818, а сами эти земельные участки с данными кадастровыми номерами сняты с регистрационного учета, в связи с чем предписание об их возврате в муниципальную собственность является не исполнимым.
Представитель антимонопольного органа в ходе судебных заседаний неоднократно заявлял, что выявленные нарушения антимонопольного законодательства являются длящимися, поскольку продолжаются в настоящее время.
При этом длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным осуществлением состава определенного противоправного деяния.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил указанный антимонопольного органа, поскольку фактически передача земельных участков произведена на основании договора аренды N 1-01-077 от 26 марта 2009 года, заключенного с гражданином Гараевым М.Ш. по акту приема-передачи земельного участка N 1-01-077 от 26 марта 2009 года и договора аренды N 1-01-289 от 18 ноября 2008 года, заключенного с гражданином Кадыровым Ш.А. по акту приема-передачи земельного участка N 1-01-289 от 18 ноября 2008 года.
С указанных дат состав нарушения антимонопольного законодательства является законченным.
С даты составления актов приема-передачи земельных участков 18 ноября 2008 года до даты возбуждения дела 11 сентября 2013 года о нарушении антимонопольного законодательства прошло более 3 лет, в связи с чем на основании ст. 41.1 Закона о защите конкуренции возбужденное дело подлежало прекращению. В связи с изложенным, не смотря на наличие в рассматриваемом деле состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, решение УФАС России по Республике Татарстан по делу N06-236/2013 от 18 марта 2014 года является незаконным в полном объеме, как и предписание выданное на его основании.
Кроме незаконности предписания по указанным основаниям, оно является недействительным и незаконным по причине его неисполнимости.
На основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен полномочиями по выдаче в случаях, указанных в названном Законе, органам государственной власти, органам местного самоуправления, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в том числе об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства.
Согласно статье 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.
Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность (статья 51 Закона о защите конкуренции).
Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 18 марта 2014 года выдано антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу N 06-236/2013.
Оспариваемым предписанием исполнительному комитету предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, а именно: не позднее 30 дней со дня получения предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания): отменить постановление от 23 октября 2008 года N 1847, во исполнение которого гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок; отменить постановление от 25 марта 2009 года N 484, во исполнение которого гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок; обеспечить возврат в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами N 16:24:130302:2, N 16:24:210101:818.
При этом при рассмотрении дела N 06-236/2013 исполнительным комитетом антимонопольному органу представлялись соответствующие документы и пояснения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами N 16:24:130302:2 и N 16:24:210101:818 были предоставлены гражданам Кадырову Ш.А. и Гараеву М.Ш., как единственным заявителям, согласно ЗК РФ без проведения необходимых процедур торгов, согласно соответствующим публикациям в газетах, что после размежевания указанных кадастровых номеров не существует, поскольку эти номера сняты с регистрационного учета.
Следовательно, антимонопольный орган на момент принятия решения и выдачи предписания располагал сведениями о нахождении указанных земельных участков в собственности на основании договоров аренды N 1-01-077 от 26 марта 2009 года и N 1-01-289 от 18 ноября 2008 года. Однако антимонопольным органом 18 марта 2014 года, то есть более трех лет спустя после того, как заключены и исполнены договора передачи в аренду земельных участков, выдано предписание, обязывающее заявителя в срок не позднее 30 дней со дня получения предписания отменить постановления N1847 от 23 октября 2008 года и N484 от 25 марта 2009 года, а также обеспечить возврат земельных участков именно с этими кадастровыми номерами N 16:24:130302:2 и N 16:24:210101:818 в муниципальную собственность.
С учетом вышеизложенного предписание не отвечает требованиям исполнимости.
Кроме того, в соответствии с п.3.150 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 года N 339 в предписании указывается описание действий, определенных решением, которые ответчик должен осуществить, что корреспондирует п. 3.147 Административного регламента, предусматривающего, что решение антимонопольного органа содержит выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению.
Таким образом, перечень действий, подлежащих включению в предписание и выполнению, в силу вышеназванных требований должен быть перечислен в решении антимонопольного органа, тогда как в оспариваемом решении УФАС России по Республике Татарстан от 18 марта 2014 года перечень действий, подлежащих включению в предписание, их описание, не указаны, а содержится лишь общее указание на необходимость выдачи заявителю предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Обоснованность выдачи предписания от 18 марта 2014 года в данном виде антимонопольным органом не подтверждена.
В связи с изложенным решение и предписание антимонопольного органа непосредственно затрагивают права и интересы граждан, которые к моменту вынесения спорных постановлений стали новыми собственниками объектов индивидуальных жилых строений на земельных участках, полученных в соответствии с законом и остаются таковым в настоящее время.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Принимая во внимание вышеизложенное суд правомерно удовлетворил заявленные исполнительным комитетом требования.
Доводы апелляционной жалобы о создании исполнительным комитетом преимуществ для Кадырова Ш.А. и Гараева М.Ш. на получение права земельные участки, исключил возможность эффективного распоряжения данными участками, в связи с чем данные действия привели или могли привести к ограничению конкуренции, связанной с право других лиц обратиться с заявлениями о предоставлении земельных участков в аренду и приобрести их на равных условиях, не могут быть приняты. Суд первой инстанции согласился с данными доводами антимонопольного органа, придя к выводу о том, что в действиях исполнительного комитета содержится нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ в части принятии постановления от 23 октября 2008 года N 1847, во исполнение которого гражданину Кадырову Ш.А. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов, и постановления от 25 марта 2009 года N 484, во исполнение которого гражданину Гараеву М.Ш. был предоставлен земельный участок без проведения обязательной процедуры торгов.
Однако в данном случае антимонопольным органом пропущен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, в связи с чем суд признал оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа незаконными.
Кроме того, суд первой инстанции сделал вывод о неисполнимости предписания, с которым суд апелляционной инстанции соглашается.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 14 октября 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу антимонопольного органа - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на антимонопольный орган, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 октября 2014 по делу N А65-9865/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9865/2014
Истец: Исполнительный комитет Лаишевского муниципального районна Республики Татарстан, г. Лаишево
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Валиева Г. М., г. Казань, Власов Дмитрий Валерьевич, Габдрашитов Р. Р., Гараев М. М., г. Казань, Гараев М. Ш., г. Казань, Гараева Альмира Кадыровна, Гасимова А. Р., Гортышев Юрий Федорович, Кадыров Ш. А. , г. Казань, Лебедева Полина Юрьевна, Мукминов И. Н., Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Лаишевский район, г. Лаишево, Попов Л. М., Порынов В. М., Ряднова Т. А., г. Елабуга, Сафина А. И., Сергеева Е. А., ТСЖ "Саралы", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Файрушин Артур Фархатович, Хазипов Р. Ф., Хайров М. Ф., Хайруллин Иннас Ильхамович, Шарифуллин Э. И., Шикалев Алексей Юрьевич, Шлычков Валерий Владимирович, Дмитриева Екатерина Сергеевна
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11845/16
17.05.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2962/16
28.12.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3885/15
01.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10756/15
24.03.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21545/13
22.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17918/14
14.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9865/14