г. Самара |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А65-13449/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью "Алькор" - Бахия Т.Р. (доверенность от 01.12.2014), Котанджяна А.Л. (доверенность от 26.08.2014),
представителей Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны - Исламова М.Ф. (доверенность от 16.12.2014 N 92), Белых Н.М. (доверенность от 17.11.2014 N 85),
представителя Бибишева Дамира Маратовича - Ахметова Р.И. (доверенность от 19.06.2013 N 16 АА 1523835),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 декабря 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алькор"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2014 года по делу N А65-13449/2014 (судья Хасанов А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алькор" (ОГРН 1061650055642), Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
к Исполнительному комитету муниципального образования г. Набережные Челны, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
третье лицо: Бибишев Дамир Маратович, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,
о признании незаконными распоряжения, постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алькор" (далее - заявитель, общество, ООО "Алькор") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны, г. Набережные Челны (далее - исполком) о признании незаконным Распоряжения Исполнительного комитета от 27.11.2013 N 862-р "О предварительном согласовании Бибишеву Д.М. места размещения выставочного центра" земельного участка площадью 7527 кв.м, расположенного в районе д. 18/51 (17/03) по проспекту Хасана Туфана"; о признании незаконным Постановления Исполнительного комитета от 17.12.2013 N 7628 "О предоставлении Бибишеву Д.М. земельного участка для строительства выставочного центра", земельный участок площадью 7527 кв.м, с кадастровым номером 16:52:050306:7597, расположенный в районе д.18/51 (17/03) по проспекту Хасана Туфана в аренду сроком на три года (т. 1 л.д. 4-7).
Определением суда от 29.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен: индивидуальный предприниматель Бибишев Дамир Маратович (л.д.65-66).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.09.2014 по делу N А65-13449/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д.145-149).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.3-4).
Исполком апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
ИП Бибишев Д.М. апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в возражениях на нее.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель исполкома отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель третьего лица отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в письменных возражениях.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.05.2013 заявитель обратился в исполком с письмом N 111/29 о возможности получения прав на аренду земельного участка, расположенного в 17 микрорайоне нового города, рядом с домом 17/03, общей площадью 10190 кв.м под строительство выставочного центра (т.1 л.д.9).
Исполком письмом от 24.06.2013 N 05/2498 разъяснил заявителю, что запрашиваемый участок согласован другому землепользователю и рассмотрение обращения общества о получении прав на аренду вышеуказанного земельного участка общей площадью 10 190 кв.м, расположенного в 17 микрорайоне нового города, рядом с домом 17/03, не представляется возможным (т.1 л.д.10).
Распоряжением исполнительного комитета от 27.11.2013 N 862-р "О предварительном согласовании Бибишеву Д.М. места размещения выставочного центра", земельный участок площадью 7525 кв.м, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 17 микрорайон Нового города, в районе жилого дока 17/03 по пр. Хасана Туфана, согласован Бибишеву Д.М. (т.1 л.д.50).
Постановлением Исполнительного комитета от 17.12.2013 N 7628 "О предоставлении Бибишеву Д.М. земельного участка для строительства выставочного центра", земельный участок площадью 7525 кв.м, с кадастровым номером 16:52:050306:7597, расположенный по адресу: г. Набережные Челны, 17 микрорайон Нового города, в районе жилого дома 17/03 по пр. Хасана Туфана, предоставлен в аренду сроком на три года для строительства выставочного центра (т.1 л.д.49).
Заявитель, посчитав, что распоряжение от 27.11.2013 N 862-р и постановление от 17.12.2013 N 7628 исполкома нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов (п. 1); с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 2).
В силу части 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу пункта 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно статье 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений пункта 3 статьи 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени, моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу части 6 статьи 30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, если иной порядок не установлен настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Набережные Челны от 28.06.2012 N 3508 утвержден Административный регламент по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждение акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории), который действовал в момент возникновения спорных правоотношений.
Административный регламент по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждению акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждение акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории).
Согласно п.п. 4, 7 Административного регламента принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждении акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории) происходит в следующие сроки: 30 дней, без учета рассмотрения вопроса межведомственной земельной комиссией, без учета срока проведения лабораторных исследований территории, проведения публичных слушаний по схеме расположения земельного участка и информирования населения о возможности или предстоящем предоставлении земельного участка, с момента публикации информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации и в сети Интернет - 15 дней.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в адрес исполкома 28.11.2012 поступило обращение Бибишева Д.М. о выделении земельного участка, расположенного на пересечении проспекта Х.Туфана и проспекта Мира рядом с домом 18/51, под строительство выставочного центра.
19.04.2013 в газете "Челнинские известия" (N 30) опубликовано извещение о предстоящем предоставлении земельных участков площадью 10500 кв.м., под выставочный центр, площадью 2300 кв.м., под гостевые автостоянки, проезды к выставочному центру в районе дома 18/51 по проспекту Х.Туфана (т.1 л.д.70).
В течении 30 дней с момента опубликования извещения заявления о предоставлении данного земельного участка в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны не поступали.
22.04.2013 утвержден и согласован Акт о выборе земельного участка под строительство выставочного центра N 100.
Таким образом, акт выбора земельного участка согласован после публикации извещения в средствах массовой информации.
24.04.2013 в газете "Челнинские известия" N 31 опубликовано сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка.
21.05.2013 проведены публичные слушания по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, по результатам которых 29.05.2013 опубликовано заключение N 102 по результатам публичных слушаний (газета "Челнинские известия" N 40 от 29.05.2013) (т.1 л.д.72).
В последующем, после истечения 30 дней с момента опубликования извещения заявления о предоставлении данного земельного участка, в адрес Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны поступило обращение ООО "Алькор" от 29.05.2013 N 111/29 (вх.N Р9686-6 от 29.05.2013) о предоставлении земельных участков площадью 10500 кв.м., под выставочный центр и площадью 2300 кв.м., под гостевые автостоянки, проезды к выставочному центру в районе дома 18/5.1 по проспекту Х.Туфана, рассматриваемых на публичных слушаниях 21.05.2013, в том числе с готовностью получить данные земельные участки на аукционе.
По итогам рассмотрения обращения ООО "Алькор", Исполнительным комитетом муниципального образования города Набережные Челны подготовлен письменный ответ от 24.06.2013 N 05/2498 о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, так как данный земельный участок согласован другому землепользователю.
27.11.2013 Исполнительным комитетом муниципального образования города Набережные Челны вынесено распоряжение от 27.11.2013 N 862-р о предварительном согласовании Бибишеву Д.М места размещения выставочного центра на земельном участке площадью 7527 кв.м., расположенного в районе д. 18/51 по проспекту Х.Туфана.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 17.12.2013 N 7628 земельный участок с кадастровым номером 16:52:050306:7597 в районе д. 18/51 по проспекту Х.Туфана для строительства выставочного центра предоставлен Бибишеву Д.М.
Аналогичные обстоятельства установлены Прокуратурой г. Набережные Челны и Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по результатам проверок, проведенных по заявлению ООО "Алькор", нарушения законодательства ими не выявлены, соответствующие ответы представлены в материалы дела.
Суд первой инстанции правильно указал, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Таким образом, учитывая, что информация о предстоящем предоставлении земельных участков площадью 10500 кв.м., под выставочный центр и площадью 2300 кв.м., под гостевые автостоянки, проезды к выставочному центру в районе дома 18/51 по проспекту Х.Туфана опубликована 19.04.2013 в газете "Челнинские известия" (N 30), и по истечении 30 дней со дня опубликования извещения иные заявления не поступали, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны правомерно отказал ООО "Алькор" в предоставлении указанных земельных участков ввиду согласования с Бибишевым Д.М.
Исполкомом не нарушен порядок предоставления земельного участка для строительства выставочного центра Бибишеву Д.М., что подтверждается представленными в материалы дела документами, в том числе копиями газет, права и законные интересы ООО "Алькор" оспариваемыми ненормативными правовыми актами не нарушены.
Таким образом, отсутствуют основания для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества, что акт выбора земельного участка был согласован еще до публикации информации в газете.
Суд находит в данном случае состоятельной ссылку третьего лица о том, что в своем ответе прокуратурой была допущена опечатка при указании даты согласования акта выбора.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что не подлежат удовлетворению требования заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, обществом уплачена в доход федерального бюджета по извещению от 31.10.2014 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ООО "Алькор" из федерального бюджета излишне уплаченную по извещению от 31.10.2014 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 сентября 2014 года по делу N А65-13449/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алькор" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Алькор" из федерального бюджета излишне уплаченную по извещению от 31 октября 2014 года государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13449/2014
Истец: ООО "Алькор", г. Набережные Челны
Ответчик: Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны, г. Набережные Челны
Третье лицо: ИП Бибишев Дамир Маратович
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22764/15
27.02.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22079/13
22.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17466/14
22.12.2014 Постановление Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13449/14
03.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13449/14