г. Ессентуки |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А63- 6390/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2014 по делу N А63- 6390/2014 (судья Аксенов В.А.)
по заявлению по заявлению ООО СП "Чапаевское" (ОГРН 1042600618500, ИНН 2623017888)
к Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600649992, ИНН 2623055555),
об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю - Шлейхер Д.В. по доверенности от 11.06.2014;
от ООО СП "Чапаевское" - Тихомировой А.И. по доверенности 16.06.2014,
УСТАНОВИЛ
решением суда Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2014 удовлетворены требования ООО СП "Чапаевское" (далее - заявитель, общество) к Межрайонной ИФНС России N 5 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) об оспаривании решения от 28.02.2014 N 421 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части определения суммы НДС в размере 261 066,00 руб., подлежащей восстановлению в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 г. и уплате недоимки по НДС в сумме 261 066,00 руб.
Суд указал на несоответствие решений инспекции Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и отклонил приводимые инспекцией доводы о невозможности одновременного заявления вычетов и восстановления этих же сумм в связи с получением субсидии за счет средств федерального бюджета. Также суд сослался на то, что в платежных документах, на основании которых денежные средства поступали из бюджета на счет общества, сумма НДС не выделена, в связи с чем обязанность восстановления налога у общества отсутствует.
В апелляционной жалобе инспекция просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявления, указывая на несогласие с выводами суда в виду их несоответствия фактическим обстоятельствам дела. При этом инспекция ссылается на положения подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса, который обязывает налогоплательщиков восстановить сумму налога, предъявленную к возмещению, в случае получения ими субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том периоде, в котором получены субсидии.
Общество в отзыве считает апелляционную жалобу необоснованной, просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представители участников дела поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что оспариваемое решение принято инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации общества по НДС за 2 квартал 2013 года. По результатам проверки составлен акт от 05.11.2013 N 6192.
Инспекция, рассмотрев акт камеральной налоговой проверки (вручен 12.11.2013 г.), предоставленные налогоплательщиком возражения по акту камеральной налоговой проверки, материалы, полученные при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля с 23.12.2013 г. по 23.01.2014 г., вынесла решение N 421 от 28.02.2014 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого плательщик нарушает подп.6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Сумма налога на добавленную стоимость в размере 261 066 руб. подлежит восстановлению в налоговой декларации по НДС за 2-й квартал 2013 г.
Основанием для дополнительного начисления обществу суммы НДС послужил вывод инспекции о том, что в нарушении подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ обществом во 2 квартале не восстановлен НДС в размере 261 066,00 руб. в связи с получением из федерального бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышения плодородия и качества почв.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 23.05.2014 г. N 07-20/007990 жалоба общества на решения инспекции оставлена без удовлетворения, после чего общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что обществом соблюдены все требования, предъявляемые налогоплательщику при заявлении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, и отверг доводы налогового органа о невозможности одновременного заявления вычетов и восстановления этих же сумм в связи с получением субсидии за счет средств федерального бюджета. Также суд сослался на то, что в платежных документах, на основании которых денежные средства поступали из бюджета на счет общества, сумма НДС не выделена, в связи с чем обязанность восстановления налога у общества отсутствует.
Суд апелляционной инстанции находит, что данные выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 настоящего Кодекса.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
Как установлено судом, обществом во 2 квартале 2013 года была получена федеральная субсидия в сумме 1 711 434,0 руб. на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1431 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил, субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства, осуществляемую в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) сельскохозяйственным товаропроизводителям, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур.
Субсидия состоит из двух частей. Одна часть финансируется из федерального бюджета, а другая - из бюджета субъекта РФ. Субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (п. 2 Правил).
Из материалов дела следует, что согласно, информации, представленной Управлением сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края (письмо от 23.01.2014.N" 22/02-65/2) обществу во втором квартале 2013 года выплачено субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в сумме 2 152 893,30 руб., в том числе за счет федерального бюджета 1 711 434,00 рубля.
21.05.2013 по платежному поручению N 831 общество получило субсидию за счет средств федерального бюджета в сумме 1 711 434 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пп. 1 п. 2 той же нормы закона субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Доказательства, представленные налоговым органом в обоснование законности оспариваемого решения, подтверждают то обстоятельство, что сумма в размере 1 711 434,00 рубля была перечислена обществу из федерального бюджета Ставропольского края в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1431.
Судом установлено, что между обществом и администрацией Шпаковского муниципального района Ставропольского края заключено Соглашение N 1/19 от 28.02.2013 "О реализации мероприятий программы министерства сельского хозяйства Ставропольского края "Развитие сельского хозяйства в Ставропольском крае" на территории Шпаковского района".
Согласно п. 2.1.2 соглашения администрация обязуется своевременно доводить до исполнителя объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края, предусмотренных на реализацию мероприятий программы министерства.
Ссылка суда первой инстанции на то, что в платежном поручении от 21.05.2013 N 831 на сумму 1711434 руб. которым субсидия была перечислена обществу, отсутствуют сведения о выделении из указанных в ней суммы налога на добавленную стоимость, что не соответствует требованиям налогового законодательства к содержанию платежного документа, является несостоятельной.
Положения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ предусматривают обязательное выделение суммы налога в счетах-фактурах, выставляемых продавцом, и в платежных документах покупателя лишь при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав.
Таким образом, сумма 1711434 руб. является именно субсидией из федерального бюджета, полученной обществом на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость.
С получением данной субсидии общество в силу требований пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ обязано было бы восстановить сумму НДС, ранее предъявленную к вычету.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, неправильно истолковал примененные нормы материального права, что повлекло принятие неправильного решения.
Данное обстоятельство является основанием для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, отмены обжалуемого судебного акта и принятия нового решения об отказе в удовлетворении заявления общества.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2014 по делу N А63- 6390/2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ООО СП "Чапаевское".
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6390/2014
Истец: ООО СП "Чапаевское"
Ответчик: МИФНС России N5 по СК
Третье лицо: Колесникова Н. А., Макарова Ольга Анатольевна, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Ставропольскому краю, Тихомирова Анжела Ивановна