г. Вологда |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А13-5819/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Берая Т.Г.,
при участии от Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Наумовой Е.Ю. по доверенности от 01.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 сентября 2014 года по делу N А13-5819/2014 (судья Коротышев Е.Н.),
установил:
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области (160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 27; ОГРН 1093525000040, ИНН 3525217070; далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Вологодской области) (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Министерство) о взыскании 1 388 484 руб. затрат, связанных с предоставлением жилого помещения ветерану боевых действий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство строительства), Департамент имущественных отношений Вологодской области (далее - Департамент имущественных отношений).
Решением суда от 01.09.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать Департаменту в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к тому, что Российская Федерация в лице Министерства выполнила свои обязательства, предоставив в полном объеме субъекту Российской Федерации - Вологодской области средства федерального бюджета, предусмотренные на 2011 и 2012 годы, на обеспечение жильем ветеранов (в том числе ветеранов боевых действий) и инвалидов.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных отношений в отзыве на апелляционную жалобу возражает относительно ее доводов.
Министерство, Министерство строительства и Департамент имущественных отношений надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Министерство строительства и Департамент имущественных отношений ходатайствуют о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, заслушав представителя истца, проверив законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, во исполнение решения Вологодского городского суда от 22.09.2011 по делу N 2-8025/2011, истец приобрел в собственность Вологодской области и предоставил по договору социального найма ветерану боевых действий Калапышину Владимиру Ивановичу квартиру по адресу г. Вологда, ул. Галкинская, д. 107, кв. 1 стоимостью 1 388 484 руб.
Калапышин В.И. 08.02.2012 заключил договор на передачу квартиры в собственность (приватизировал).
В связи с тем, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями ветеранов боевых действий не отнесены к ведению субъектов Российской Федерации, истец обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление следующих обстоятельств: противоправности действий (бездействия) ответчика; факта и размера понесенного ущерба; причинной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), меры социальной поддержки ветеранов, установленные статьями 14-19 и 21 настоящего закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона о ветеранах является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего закона.
Статьей 23.2 Закона о ветеранах предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 14, 16 и 21 настоящего закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 23.2 Закона о ветеранах по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Таблицей 23 приложения N 30 к Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), в размере 41 984 900 руб.
Таблицей 18 приложения N 28 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Вологодской области предусмотрены субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренных Законом о ветеранах и Законом N 181-ФЗ, в размере 40 327 000 руб.
Однако объем переданных Российской Федерацией средств не покрывает расходы субъекта Российской Федерации от предоставления льгот, предусмотренных Законом о ветеранах.
Поскольку Министерство не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Вологодскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона суд первой инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 1 388 484 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства на основании статей 15, 16 ГК РФ.
Основания полагать, что квартира приобретена истцом на средства субвенции, перечисленной субъекту Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку в соответствии с Порядком предоставления органами местного самоуправления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений в рамках осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 22.06.2009 N 945, форма мер по социальной поддержке, утвержденная в Вологодской области - предоставление единовременной выплаты.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина Министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 сентября 2014 года по делу N А13-5819/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5819/2014
Истец: Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по Вологодской области
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Вологодской области, Министрерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, РФ в лице Министерства финансов РФ (интересы по доверенности представляет Управление Федерального казначейства по Вологодской области
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1108/15
24.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8861/14
18.09.2014 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8303/14
01.09.2014 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-5819/14