г. Москва |
|
23 декабря 2014 г. |
Дело N А40-100873/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии при администрации Аксайского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.09.2014 по делу N А40-100873/14, принятое судьей Поляковой А.Б. (шифр судьи 17-854) в порядке упрощенного производства
по заявлению ГК "РАД" (109074, г. Москва, Славянская пл., д. 2/5/4)
к Административная комиссия при администрации Аксайского района Ростовской области
о признании незаконным постановления от 21.04.2014 по делу об административном правонарушении
при участии:
от заявителя: |
Салахетдинов Р.Т. по доверенности от 16.12.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "РАД" обратились в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Административной комиссии при администрации Аксайского района Ростовской области (далее - Комиссия, административный орган, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.04.2014 о привлечении Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ОГРН 1097799013652, адрес: 109047, г. Москва, Славянская пл., д. 2/5/4, стр. 3) к административной ответственности по ст. 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Решением от 01.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с отсутствием в действиях заявителя признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная комиссия при администрации Аксайского района Ростовской области обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявители указывают на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителя заявителя, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 26 марта 2014 г. в 18 часов 47 минут сотрудниками административного органа выявлено, что Государственной компанией "Автодор" совершено административное правонарушение по адресу: Ростовская область, Аксайский район, г. Аксай, земельный участок с кадастровым номером 61:02:0000000:264 (территория придорожной полосы в районе магазина "Запчасти", расположенного по адресу: г. Аксай, пр. Аксайский, 43 и нечетной стороны ул. Западная N 4а и N 6а), а именно: не осуществлен надлежащий контроль за благоустройством территории: выявлено неудовлетворительное санитарное состояние вышеназванного участка автомобильной дороги; не произведена уборка территории от скопления бытовых отходов, случайного мусора на территории полосы отвода и придорожной полосы, что является нарушением п. 1.4 гл.1, п. 5.2, п.п. 7 п. 5.3 гл. 2 "Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение", утвержденных решением Собрания депутатов Аксайского городского поселения от 18.06.2013 N 63.
Выявленные нарушения отражены в протоколе об административном правонарушении от 04.04.2014 N 117/247
Постановлением административного органа от 21.04.2014 заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС, составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Правил благоустройства территорий поселений.
Решением Собрания Депутатов Аксайского Городского Поселения от 18.06.2013 N 63 утверждены "Правила благоустройства, и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение", которые приняты в целях обеспечения благоприятных условий жизни населения и обеспечения чистоты и порядка на территории Аксайского городского поселения.
Согласно п. 1.4 главы 1 Правила обязательны для исполнения всеми физическими лицами (в т.ч. должностными лицами и индивидуальными предпринимателями) или юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм на территории города Аксая.
В соответствии с п. 5.2, п.п. 7 п. 5.3 главы 2 Правил физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица не зависимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащим им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, утверждаемым Главой администрации Аксайского городского поселения.
Организацию уборки иных территорий осуществляет администрация Аксайского городского поселения по договорам со специализированными организациями. В случае если земельный участок, здание, сооружение принадлежат на праве собственности или ином вещном либо обязательственном праве нескольким лицам, территория, подлежащая уборке, определяется пропорционально доле в праве собственности или иного права на объект недвижимости.
В случае если на территории земельного участка находятся несколько зданий, сооружений, принадлежащих разным лицам, границы содержания и уборки территории могут определяться соглашением сторон.
При отсутствии соглашения территория, подлежащая уборке, определяется в равных долях между всеми собственниками или иными владельцами (пользователями) зданий, сооружений.
В случае если земельный участок, находящийся во владении (пользовании) физического или юридического лица, не оформлен в установленном порядке, уборке подлежит территория по фактически сложившейся границе участка, находящегося во владении (пользовании).
В целях обеспечения чистоты территории города Аксая за владельцами объектов благоустройства, в качестве прилегающих, закрепляются территории в границах, установленных настоящими Правилами: для автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения прилегающая территория определяется по всему периметру отведенной территории (в том числе полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог) шириной 50 метров и включает въезды и выезды к отведенным территориям (при наличии) по всей протяженности.
Как следует из оспариваемого постановления Государственной компании "Российские автомобильные дороги" нарушены вышеуказанные пункты "Правил благоустройства, и содержания территории муниципального образования "Аксайское городское поселение", что, по мнению административного органа, влечет административную ответственность по ст.5.1 Закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Между тем, проводя проверку в отношении автомобильной дороги М-4 "Дон" при движении от Москвы в область, через Воронеж, Ростов-на-Дону до Новороссийска являющейся федеральной, административный орган не учел, что содержание автомобильных дорог регулируется специальным законом, а именно, Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со ст. 1 указанного закона Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).
Действие указанного Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пунктам 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся установление порядка осуществления государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог и осуществление федерального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога М-4 "Дон" от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска является автомобильной дорогой общего пользования федерального значения.
Определение порядка и общих требований к осуществлению контроля относится к полномочиям Минтранса России.
Непосредственное осуществление функций по контролю и надзору в сфере дорожного хозяйства возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, находящуюся в ведении Министерства транспорта РФ.
В подпункте "б" п. 2 постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 определено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства и т.п.
Таким образом, осуществление дорожной деятельности, в том числе содержания, и осуществление федерального государственного надзора в отношении автомобильных дорог федерального значения отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации, следовательно, и регулирование данных отношений может осуществляться только федеральным законодательством.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Согласно п. 1 ст. 12 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
На основании изложенного, региональное законодательство в сфере регулирования дорожной деятельности не может распространятся на субъекты, осуществляющие содержание федеральных автомобильных дорог, следовательно, несоблюдение законов Ростовской области в указанной сфере не может образовать состав административного правонарушения.
Таким образом, административный орган, принявший оспариваемое постановление, не наделен соответствующими полномочиями на осуществление надзора за деятельностью заявителя.
Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Отсутствие у административного органа, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, полномочий для рассмотрения дела является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Апелляционной суд поддерживает вывод суда первой инстанции о недоказанности субъекта административного правонарушения, поскольку в оспариваемом постановлении отражено, что на территории придорожной полосы, на которой выявлен мусор, находится объект дорожного сервиса, расположенный в г. Аксае (магазин "Автозапчасти").
В соответствии с ч.10 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляется владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Доказательств того, что заявитель является владельцем данного объекта дорожного сервиса не представлено.
Отсутствие состава вменяемого административного правонарушения, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом предмета сформулированных заявителем требований, фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.09.2014 по делу N А40-100873/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100873/2014
Истец: ГК "РАД", ГК "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: Административная комиссия при администрации Аксайского района Ростовской области