г. Вологда |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А44-2669/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от прокуратуры Новгородской области Иволги О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 августа 2014 года по делу N А44-2669/2014 (судья Давыдова С.В.),
установил:
заместитель прокурора Новгородской области (ИНН 5321046221, ОГРН 1025300815440, место нахождения: 173003, Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 11), действующий в интересах Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (далее - комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к комитету (ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105, место нахождения: 173002, Великий Новгород, Воскресенский б-р, д. 13 "а"), обществу с ограниченной ответственностью "Новсруб" (ИНН 5301003580, ОГРН 1115321004171, место нахождения: 175007, Новгородская обл., Батецкий р-он, д. Теребони, д. 5) о признании недействительными абзаца второго подпункта 18.8 пункта 18 в части слов: "и его тушению", а также подпункты 30.1 и 30.2 пункта 30 договора аренды лесного участка от 11.09.2012 N 361, заключенного между ответчиками, на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 21 августа 2014 года по делу N А44-2669/2014 заявленные требования удовлетворены.
Комитет и общество с судебным решением не согласились и обратились в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами. Комитет, ссылаясь на то, что спорные условия договора соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), считает, что оснований для признания недействительными договора лесного участка от 11.09.2012 N 361 в части спорных пунктов не имелось. Ввиду этого просит суд апелляционной инстанции названное решение отменить, в удовлетворении требований отказать.
Общество считает, что подпункты 30.1 и 30.2 пункта 30 договора аренды лесного участка от 11.09.2012 N 361 соответствуют требованиям действующего законодательства, поэтому в жалобе просит решение суда отменить в указанной части.
Заявитель в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в заседании суда апелляционной инстанции просят решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы комитета и общества - без удовлетворения.
Комитет, агентство, общество надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено без его участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемое решение суда проверено судом апелляционной инстанции в порядке статей 266-269 названного Кодекса исходя из доводов, заявленных сторонами.
Заслушав объяснения представителя прокуратуры, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 11.09.2012 комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 361 аренды лесного участка (далее - договор аренды), в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок площадью 3 578,54 га, расположенный по адресу: Новгородская область, Новгородский район, Новоселицкое лесничество, Пролетарское участковое лесничество, лесные кварталы N 9,10,16-20,27,29-33,39-41,46-48,57,58,133-136,138,139,151-155, согласно схеме расположения (плану) лесного участка и его характеристики, приведенных в приложениях 1 и 2 к договору, сроком на 49 лет с момента его государственной регистрации в территориальном органе Федеральной регистрационной службы, с целью заготовки древесины.
Срок действия данного договора определен в 49 лет с момента его государственной регистрации, которая произведена 22.01.2013.
Лесной участок передан по акту от 11.09.2012 (приложение 6 к договору).
В дальнейшем соглашением сторон от 09.10.2013 в договор внесены изменения, в соответствии с которыми увеличены ежегодный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке, в том числе по хвойному хозяйству, и ежегодный размер арендной платы, в том числе минимальный размер арендной платы, исчисленный исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов.
В абзаце 2 пункта 18.8 договора аренды установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Согласно пункту 30 названного договора внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях: изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 договора); - изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 договора);
Ссылаясь на то, что приведенные условия договора аренды не соответствуют действующему законодательству, прокурор в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительными указанных положений договора аренды.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, при этом правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса). В абзаце втором пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
В силу части 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти - данное закреплено статьей 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара. Оснований считать, что общество наделено полномочиями специализированной противопожарной организации, в данном случае не имеется. На такие обстоятельства не ссылается и податель жалобы. Из буквального содержания абзаца второго пункта 18.8 договора аренды следует, что на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.
Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит приведенным выше нормам, суд первой инстанции обоснованно данное условие договора аренды признал недействительным. Пунктом 30 договора аренды установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (подпункт 30.1 договора); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (подпункт 30.2 договора).
Данные подпункты договора аренды также правомерно признаны судом первой инстанции недействительными по следующим основаниям. В материалах дела усматривается, что данный договор заключен по результатам аукциона.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключении договора аренды, предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 71 данного Кодекса установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.
Часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса).
В связи с этим нормы гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон этого договора не могут быть применены. Порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьей 451 ГК РФ, в данном случае не применим, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 Лесного кодекса.
В связи с этим ссылка Комитета в обоснование своей позиции на часть 3 статьи 7 ЛК РФ и статью 451 ГК РФ подлежит отклонению.
По указанным выше основаниям подлежит отклонению и довод общества о том, что содержащееся в подпункте 30.2 договора аренды основание для изменения договора в виде проведения лесоустройства влечет существенное изменение расчетной лесосеки и предусмотрено частью 2 статьи 74 ЛК РФ.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что правовых оснований для отмены (изменения) принятого по рассматриваемому делу решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 21 августа 2014 года по делу N А44-2669/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области и общества с ограниченной ответственностью "Новсруб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2669/2014
Истец: Заместитель прокурора Новгородской области, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, ООО "Новсруб"
Третье лицо: Прокуратура Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1246/15
24.12.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8713/14
19.11.2014 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2669/14
21.08.2014 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2669/14