г. Чита |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А78-9571/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по рассмотренному в порядке упрощенного производства делу N А78-9571/2014 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Цугольская средняя общеобразовательная школа" о взыскании штрафа по решению N 4165 от 17.06.2014 года в размере 200 руб.
(суд первой инстанции - Н.В.Ломако),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Нимаева Р.Ш., представитель по доверенности от 03.03.2014;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Забайкальскому краю (ОГРН 1048080011957, ИНН 8001009770, место нахождения 687000, Забайкальский край, пгт Агинское, ул.Комсомольская,24, далее также - налоговый орган, инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с требованиями к Муниципальному общеобразовательному учреждению "Цугольская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1068080008413, ИНН 8003037444, 687436, Забайкальский край, Могойтуйский район, с.Цугол, ул.Школьная, далее также - налогоплательщик, учреждение, заинтересованное лицо, школа) о взыскании штрафа по решению N 4165 от 17.06.2014 года в размере 200 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) являются составной частью раздела 4 пояснительной записки к Балансу учреждения. Указанные сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения не являются самостоятельным документом, что исключает возможность привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, привлечение учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения N 4165 от 17.06.2014 года за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год необоснованно, так как в действиях учреждения отсутствует состав вменяемого налоговым органом правонарушения. Таким образом, взыскиваемый в рамках настоящего дела штраф не подлежит взысканию с учреждения, как необоснованно начисленный.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу N А78-9571/2014 и принять по делу новый судебный акт. Полагает, что сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения представляют собой отдельные самостоятельные документы, входящие в бухгалтерскую отчетность, за несвоевременное представление которых налогоплательщик подлежит к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 26.11.2014.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Учреждение представителей в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Цугольская средняя общеобразовательная школа" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц 28 февраля 2006 года за ОГРН 1068080008413, ИНН 8003037444, юридический адрес: 687436, Забайкальский край, Могойтуйский район, с. Цугол, ул. Школьная.
03.04.2014 года учреждением в налоговый орган представлены сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год по виду деятельности N 4, вид задолженности - кредиторская задолженность (далее - сведения за 2013 год). В связи с несвоевременным представлением указанных сведений налоговым органом составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123) N 4379 от 17.04.2014 года. Копия акта N 4379 от 17.04.2014 года направлена учреждению по почте.
Извещением N 9-33/03550 от 12 мая 2014 года (т.1 л.д.21), направленным учреждению по почте, рассмотрение акта N 4379 от 17.04.2014 года назначено на 17 июня 2014 года.
В результате рассмотрения акта N 4379 от 17.04.2014 года (т.1 л.д.17-19) налоговым органом принято решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения N 4165 от 17.06.2014 года (т.1 л.д.23-24, далее - решение).
Решением N 4165 от 17.06.2014 года учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное представление сведений за 2013 год, в виде штрафа в размере 200 руб. Копия решения N 4165 от 17.06.2014 года направлена налогоплательщику по почте 24 июня 2014 года.
На основании решения N 4165 от 17.06.2014 года инспекцией выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 3273 по состоянию на 28.07.2014 года (л.д.13, далее - требование). Требованием N 3273 от 28.07.2014 года учреждению в срок до 15.08.2014 года предложено уплатить штраф в размере 200 руб. Указанное требование N 3273 от 28.07.2014 года направлено налогоплательщику по почте.
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился в Арбитражный суда Забайкальского края с заявлением о взыскании штрафа по решению N 4165 от 17.06.2014 года в размере 200 руб.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя налогового органа в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 года N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" в состав бухгалтерской отчетности, в том числе, включается пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760).
Согласно пункту 56 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 года N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) оформляется учреждением (обособленным подразделением) и включает в себя следующие разделы: раздел 1 "Организационная структура учреждения"; раздел 2 "Результаты деятельности учреждения"; раздел 3 "Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности"; раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения"; раздел 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения".
Раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения" включает в себя: сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768); сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769); сведения о финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771); сведения о суммах заимствований (ф. 0503772); сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773); сведения о задолженности по ущербу, причиненному имуществу (ф. 0503776); сведения об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779).
В силу пункта 69 приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 25.03.2011 года N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" информация в Приложении (ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Приложения (ф. 0503769) составляются раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, бюджетные инвестиции; средства по обязательному медицинскому страхованию, а также раздельно по дебиторской и по кредиторской задолженности.
Из указанных норм суд первой инстанции сделал правильный вывод, что в состав бухгалтерской отчетности учреждения входит пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760). Указанная пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) состоит из нескольких разделов, включая раздел 4 "Анализ показателей отчетности учреждения". Указанный раздел 4 включает в себя "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)". Из чего следует, что "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)" не являются самостоятельным документом, а входят в состав раздела 4 пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760).
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу статьи 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно пункту 2 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Пунктом 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Из пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции также пришел к правильному выводу, что объективная сторона указанного правонарушения заключается в несвоевременном представление документа. Таким образом, несвоевременное представление определенной части документа не образует состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылки налогового органа на письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19575@ отклоняются, поскольку, действительно в данном письме имеется указание на то, что налоговые органы при определении размера штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Кодекса за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности. Вместе с тем, как уже указано выше, рассматриваемые сведения представляются по установленной форме, однако, являются составной частью документа - пояснительной записки баланса учреждения.
Данный вывод апелляционного суда подтверждается и п.12 Приказа Минфина России от 25.03.2011 N 33н, согласно которому в состав бухгалтерской отчетности включается именно пояснительная записка к Балансу учреждения.
Кроме того, апелляционный суд исходит также из сравнительного толкования п.1 ст.126 НК РФ и ст.15.6 КоАП РФ.
Согласно п.1 ст.15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.
Таким образом, по п.1 ст.15.6 КоАП РФ объективную сторону правонарушения составляет не только непредставление в установленный срок документов (сведений), но и представление их в неполном или в искаженном виде, а п.1 ст.126 НК РФ такой оговорки не содержит, то есть привлечение к ответственности по п.1 ст.126 НК РФ возможно только при полном непредставлении документа.
С учетом изложенного апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) являются составной частью раздела 4 пояснительной записки к Балансу учреждения. Указанные сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения не являются самостоятельным документом, что исключает возможность привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, привлечение учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации на основании решения N 4165 от 17.06.2014 года за несвоевременное представление сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения за 2013 год необоснованно, так как в действиях учреждения отсутствует состав вменяемого налоговым органом правонарушения. Таким образом, взыскиваемый в рамках настоящего дела штраф не подлежит взысканию с учреждения, как необоснованно начисленный. Требования налогового органа о взыскании штрафа по решению N 4165 от 17.06.2014 года в размере 200 руб. не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 октября 2014 года по делу N А78-9571/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-9571/2014
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Забайкальскому краю
Ответчик: МОУ "Цугольская СОШ"