г. Воронеж |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А35-3968/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 года.
председательствующего судьи Алфёровой Е.Е.,
судей Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Зарубиной Н.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Курские электрические сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от открытого акционерного общества "Актив": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети" на решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2014 г. по делу N А35-3968/2014 (судья Побережная Н.В.) по иску открытого акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498) о взыскании задолженности, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: открытого акционерного общества "Курскэнергосбыт", открытого акционерного общества "Курскрегионэнергосбыт", открытого акционерного общества "Актив",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Курские электрические сети" (далее - ОАО "Курские электрические сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Курской области с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (далее - ОАО МРСК Центра", ответчик) о взыскании задолженности по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в размере 47 275 руб. 26 коп. за ноябрь 2013 года и в размере 72 391 руб. 06 коп. за декабрь 2013 года.
Решением Арбитражного суда Курской области от 05.09.2014 по делу N А35-3968/2014 с ОАО "МРСК Центра" взыскано в пользу ОАО "Курские электрические сети" 3 384 руб. 65 коп. основного долга, в остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, открытое акционерное общество "Курские электрические сети" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, судом сделан необоснованный вывод об отсутствии документов, подтверждающих соблюдение истцом порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, поскольку в материалах дела имеются надлежащим образом оформленные акты допуска прибора учета в эксплуатацию. Также суд необоснованно не принял в качестве доказательств объема отпущенной электрической энергии акты снятия показаний.
В поступившем отзыве на апелляционную жалобу ОАО МРСК Центра" указывает, что истец не предоставил доказательств, подтверждающих соблюдение порядка установки и допуска приборов учета в эксплуатацию. Истец не приглашал ответчика как гарантирующего поставщика для допуска приборов учета в эксплуатацию.
Как следует из апелляционной жалобы ОАО "Курские электрические сети" обжалует решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2014 г. по делу N А35-3968/2014 в части отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений не заявлено.
Суд рассматривает законность и обоснованность обжалуемого решения в заявленной части.
Лица, участвующие в деле, явку полномочных представителей не обеспечили, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела. В материалы дела от ОАО МРСК Центра" и ОАО "Актив" поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие. На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей вышеназванных лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.12.2012 между ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" (заказчик) и ОАО "Курские электрические сети" (исполнитель) был заключен договор N 4600/10901/12 оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель обязался оказывать услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании, а заказчик обязался оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном настоящим договором.
Указанный договор подписан сторонами с учетом протоколов урегулирования разногласий от 02.04.2013, от 30.04.2013.
В соответствии с пунктом 6.2 договора сроки и размеры платежей по оплате услуг, а также порядок определения стоимости услуг по настоящему договору определены сторонами в приложении N 1 к договору.
Как следует из приложения N 1 к договору, окончательный расчет производится заказчиком в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании фактических объемов оказанных услуг за расчетный месяц и принятых платежей в счет услуг, оказанных в расчетном месяце.
В приложении N 7 к договору сторонами определен порядок расчета объемов оказанных услуг по передаче электроэнергии и потерь электроэнергии. Пунктом 2.1 приложения N 7 к договору определено, что фактический объем услуги по передаче электрической энергии по сети исполнителя определяется путем сложения фактического объема электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами потребителей и покупателей, присоединенными к сети исполнителя, и фактического объема электрической энергии, переданного в сети других сетевых организаций.
30.11.2013 ОАО "Курские электрические сети" составлен акт оказания услуг по передаче электроэнергии N 2328, в соответствии с которым количество переданной исполнителем электрической энергии в ноябре 2013 года по Курской области составило 86 147 191 кВт/ч.
Указанный акт подписан заказчиком с протоколом разногласий.
Из протокола разногласий следует, что по данным открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" количество переданной в указанный период электроэнергии составило 86 032 922 кВт/ч, что на 114 269 кВт/ч меньше, чем указано в акте исполнителя.
Согласно сводной ведомости по полезному отпуску электроэнергии через сети открытого акционерного общества "Курские электрические сети" за ноябрь 2013 года и протоколу разногласий к данной ведомости, представленному открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", разногласия по объему отпущенной потребителям через сети исполнителя электроэнергии в спорный период связаны с разными сведениями о количестве отпущенной электроэнергии на территории города Суджи Курской области (разница 11 727 кВт/ч) и на территории города Курска (разница 102 542 кВт/ч).
По пояснениям истца, 25.07.2013 им проведена процедура допуска в эксплуатацию общедомовых приборов учета электрической энергии по адресу в городе Судже: пер. Заводской, д. 1А, ул. Заводская, 25А, ул. Энгельса 19А, 06 сентября 2013 года осуществлена процедура допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии по адресу: г. Суджа, ул. Заводская, 27А, 25 сентября 2013 года - по адресу: г. Суджа, ул. Октябрьская, 1, ул. Сов. Площадь, 3, 25 октября 2013 года - по адресу: г. Суджа, ул. Энгельса, 15, 1А, 19В, 19Б, ул. Пионерская, 1а, ул. Комсомольская, 15Б, о чем составлены акты допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию.
Согласно актам снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии жилых домов N 1Б по ул. Энгельса, N 1А по ул. Энгельса, N 15Б по ул. Комсомольской, N 27А по ул. Заводской, N 25А по ул. Заводской, N 1А по ул. Заводской, N 1 по ул. Октябрьской, N 1а по ул. Пионерской, N 19Б по ул. Энгельса, N 19В по ул. Энгельса, N 19А по ул. Энгельса, N 3 по ул. Сов. площадь в г. Судже от 30 ноября 2013 года по А35-3968/2014 указанным точкам было поставлено электроэнергии 4 050 кВт/ч, 3 810 кВт/ч, 2 693 кВт/ч, 4 200 кВт/ч, 4 120 кВт/ч, 4 700 кВт/ч, 4 965 кВт/ч, 4 896 кВт/ч, 8 160 кВт/ч, 3 720 кВт/ч, 4 935 кВт/ч, 471 кВт/ч соответственно, в общей сумме 50 720 кВт/ч.
В тоже время из реестров выставленных счетов за ноябрь 2013 года объем потребленной электроэнергии, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, установленных у непосредственных потребителей, составил 38 993 кВт/ч.
Таким образом, объем потребленной электроэнергии, определенный на основании показаний индивидуальных приборов учета, на 11 727 кВт/ч меньше объема, определенного на основании показаний общедомовых приборов учета.
Кроме того, истцом составлен акт от 12.11.2013 N 000679 о безучетном потреблении электроэнергии открытым акционерным обществом "Актив", согласно которому количество потребленной ОАО "Актив" электроэнергии, не учтенной прибором учета, составило 102 542 кВт/ч.
ОАО "МРСК Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" услуги по передаче электрической энергии, оказанные открытым акционерным обществом "Курские электрические сети" в ноябре, декабре 2013 года, оплачены, исходя из объемов потребленной электроэнергии, указанных в реестрах выставленных счетов.
Ссылаясь на то, что ответчиком услуги по передаче электрической энергии в ноябре, декабре 2013 года оплачены не в полном объеме, истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В силу статей 539 - 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения Покупатель обязан оплатить поставленную электрическую энергию в сроки и в порядке, которые указаны сторонами в договоре.
В силу статей 539 - 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения Покупатель обязан оплатить поставленную электрическую энергию в сроки и в порядке, которые указаны сторонами в договоре.
В силу статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В качестве доказательств оказания истцом в ноябре 2013 года услуг по передаче электрической энергии на территории города Суджи Курской области в общем объеме 50 720 кВт/ч истцом представлены акты снятия показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии.
Однако суд не может принять указанные документы в качестве доказательств ввиду следующего.
Пунктом 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее Основные положения), установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе
случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (пункт 137 Основных положений).
Согласно пункту 144 Основных положений приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящими разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки.
При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета. К уведомлению прилагается проект договора, регулирующего условия установки приборов учета. Существенные условия указанного договора утверждаются уполномоченным федеральным органом.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Как следует из пункта 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В соответствии с пунктом 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 настоящего документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Из представленных истцом в суде области писем от 19.09.2013, 22.10.2013 не усматривается, что ОАО "Курские электрические сети" обращалось к начальнику Суджанского участка ЮО Отделения "Курскэнергосбыт" ОАО "МРСК-Центра" - "Курскэнерго" с просьбой направить уполномоченного представителя для снятия показаний и подписания актов снятия показаний общедомовых приборов учета в обозначенных выше домах в городе Судже Курской области.
Однако доказательств вызова представителя энергоснабжающей организации для участия в процедуре допуска приборов учета в эксплуатацию истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая отсутствие документов, подтверждающих соблюдение истцом определенного указанными выше нормами порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, судом первой инстанции обоснованно не были приняты во внимание акты снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии по городу Судже.
Как установлено пунктом 162 Основных положений, гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) передает в сетевую организацию, с которой у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении многоквартирных домов, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, и жилых домов, до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, в электронном виде и до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, в бумажном виде реестр, содержащий данные об объеме потребления электрической энергии в жилых и нежилых помещениях в таких многоквартирных домах и в жилых домах (далее в настоящем пункте - реестр), с разбивкой по каждому жилому и многоквартирному дому.
Объемы потребления электрической энергии формируются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) на дату составления реестра в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, или на основании данных, полученных от исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива.
Услуги по передаче электрической энергии, оказанные ОАО "Курские электрические сети" в ноябре 2013 года, в объемах, определенных на основании сведений о потребленной электроэнергии, содержащихся в реестрах выставленных счетов за ноябрь 2013 года согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных у непосредственных потребителей, находящихся в городе Судже Курской области, ответчиком оплачены.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика задолженности перед истцом по оплате услуг по передаче электроэнергии в ноябре 2013 года потребителям, находящимся в городе Судже Курской области, является обоснованным.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец не приглашал ответчика для допуска приборов учета в эксплуатацию.
Учитывая, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение определенного порядка установки и допуска прибора учета в эксплуатацию, суд правомерно не принял во внимание акты снятия показаний с общедомовых приборов коммерческого учета в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии.
Доводы истца о том, что он приглашал ответчика для осмотра приборов учета, не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Согласно абзацу 3 пункта 145 Основных положений N 442 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
В силу абзаца 2 пункта 146 Основных положений N 442 под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки.
В соответствии с абзацами 4, 5 пункта 145 Основных положений N 442 под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Из смысла абзацев 1, 3, 4, 5 пункта 145 Основных положений N 442 следует, что процедура осмотра прибора учета является одной из составляющих эксплуатации прибора учета. То есть прибор учета должен быть сначала установлен, затем установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию, а затем прибор учета эксплуатируется в соответствии с требованиями нормативно технической документации.
Таким образом, пока прибор учета не допущен в эксплуатацию, он не может применяться для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии.
Представленные в суд апелляционной инстанции акты осмотра системы учета электроустановки составлены истцом в одностороннем порядке и подписаны физическими лицами. Сведения о том, что лица, подписавшие названные выше акты осмотра системы учета электроустановки, являются собственниками спорных жилых помещений или же были уполномочены на совершение соответствующих действий собственниками спорных жилых помещений, истцом в материалы дела не представлены. Кроме того, в материалах дела отсутствуют технические паспорта на установленные истцом приборы учета, данные о поверке приборов учета. Таким образом, суд лишен возможности установить, что приборы учета, установленные истцом, пригодны для коммерческого учета, следовательно, применение в расчетах показаний общедомовых приборов учета не правомерно.
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела следует, что в спорных многоквартирных жилых домах избран непосредственный способ управления.
В силу пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354).
Из расчета ответчика усматривается, что при подсчете размера платы за электрическую энергию он исходил из показаний индивидуальных приборов учета. Расходы на общедомовые нужды при этом не учитывались.
Определением от 27.11.2014 суд предлагал ОАО "Курские электрические сети" и ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала ОАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго" представить расчет потребленной электрической энергии в спорных многоквартирных домах за ноябрь 2013 года, с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" N 354 от 06.05.2011.
По пояснениям ответчика расходы на ОДН им не учитывались, поскольку в спорный период сведения о количестве лиц, проживавших в многоквартирных жилых домах, у него отсутствовали.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания в настоящем случае относится на истца. Истцом также не представлены сведения необходимые для расчета расходов на ОДН.
Таким образом, рассчитать размер расходов, понесенных на ОДН, в настоящем случае не представляется возможным.
Услуги по передаче электрической энергии, оказанные ОАО "Курские электрические сети" в ноябре, декабре 2013 года, в объемах, определенных на основании сведений о потребленной электроэнергии, содержащихся в реестрах выставленных счетов за ноябре, декабре 2013 года согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных у непосредственных потребителей, ответчиком оплачены.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 2 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 05.09.2014 г. по делу N А35-3968/2014 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Курские электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алфёрова |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3968/2014
Истец: ОАО "Курские электрические сети"
Ответчик: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"
Третье лицо: ОАО "Актив", ОАО "Курскрегионэнергосбыт", ОАО "Курскэнергосбыт"