г. Ессентуки |
|
24 декабря 2014 г. |
Дело N А15-2781/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан, на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 по делу N А15-2781/2014,
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан (ИНН 0533010500, ОГРН 1040501742489),
к администрации муниципального образования "сельсовет Магарский" (ИНН 0539004397 (ОГРН 1060533001770),
о взыскании задолженности по земельному налогу за IV квартал 2013 года в размере 260020 руб., (судья Магомедова Ф.И.)
в отсутствии лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан (далее - истец, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации муниципального образования "сельсовет Магарский" (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по земельному налогу за IV квартал 2013 года в размере 260 020 руб.
Решением суда от 09.10.2014 в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан (ИНН 0533010500, ОГРН 1040501742489) отказано.
Решение мотивированно тем, что основания для признания администрация МО "сельсовета Магарский" налогоплательщиком земельного налога, а также пени по нему в отношении муниципальных земель отсутствуют.
Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Республике Дагестан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что администрация не освобождена от уплаты земельного налога, и в соответствии с действующим налоговым законодательством земельный налог подлежит уплате администрацией.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 по делу N А15-2781/2014 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция в адрес администрации сельского поселения "сельсовет Магарский" выставила требование N 4833 от 09.04.2014 об уплате земельного налога за 2013 год в размере 260 020 руб.
В связи с неисполнением в установленный срок (до 29.04.2014) указанного требования налоговая инспекция 15.07.2014 обратилась с заявлением в арбитражный суд о взыскании с администрации задолженности по земельному налогу.
В силу пункта 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса).
Понятия "организации" и "физические лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах определены пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса.
Так, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской
Федерации, а физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
С учетом положений названных правовых норм муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.
Данный правовой подход согласуется с правовой позицией Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлениях от 06.03.2009 по делу N А15-1760/2008 и от 03.03.2009 N А15-1757/2008, с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определении от 21.05.2010 N ВАС - 6167/10.
Основания для признания администрации налогоплательщиком земельного налога, а также пени по нему в отношении муниципальных земель отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что администрация не освобождена от уплаты земельного налога, и в соответствии с действующим налоговым законодательством земельный налог подлежит уплате администрацией - не подтвердился.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 по делу N А15-2781/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.10.2014 по делу N А15-2781/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2781/2014
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по РД
Ответчик: Администрация МО "сельсовет Магарский"