г. Владимир |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А39-2990/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.12.2014.
Полный текст постановления изготовлен 22.12.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.09.2014 по делу N А39-2990/2014,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия о привлечении индивидуального предпринимателя Кирюшкиной Ольги Сергеевны (ИНН 132604721410, ОГРНИП 313132633200032) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) в период с 09.04.2014 по 11.04.2014 проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Кирюшкиной Ольги Сергеевны (далее - Предприниматель, Кирюшкина О.С.), осуществляющей деятельность в салоне красоты "da Vinchi", расположенном по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Комарова, дом 15. Поводом для проведения проверки послужило обращение потребителя от 26.03.2014.
В ходе проверки выявлено нарушением Предпринимателем требований части 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1.3 части 1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а именно: Кирюшкина О.С. осуществляла медицинскую деятельность в косметологическом кабинете без специального разрешения (лицензии); санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам косметологического кабинета не представлено.
По результатам проверки Управлением 11.04.2014 оформлен акт N 302 и составлен протокол N 000438 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении Кирюшкиной О.С. к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 25.09.2014 суд отказал в удовлетворении заявления, сочтя пропущенным административным органом срок давности привлечения к административной ответственности.
Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что он обратился в арбитражный суд с заявлением 19.06.2014, то есть в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Управление полагает, что в данном случае срок давности составляет один год, а не три месяца, так как нарушение допущено в сфере законодательства о защите прав потребителей.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или предприниматель могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1.3 части 1 главы I СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено (протоколом от 11.04.2014 N 000438), что Предприниматель осуществляет медицинскую деятельность в косметологическом кабинете без специального разрешения (лицензии).
В данном случае административным органом деяние Предпринимателя квалифицировано по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, а не по статье 6.3 КоАП РФ (как за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).
Объектом посягательства применительно к части 2 статьи 14.1 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии.
Основная цель запрета на осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии - охрана публичных интересов государства.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Предпринимателя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Факт обнаружения правонарушения зафиксирован административным органом 11.04.2014 в протоколе по признакам административного правонарушения N 000438.
Таким образом, на момент вынесения судом первой инстанции решения от 25.09.2014 трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек (11.07.2014).
Кроме того, ни в акте проверки от 11.04.2014 N 302, ни в протоколе об административном правонарушении от 11.04.2014 N 000438 не изложены конкретные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Предпринимателем законодательства о защите прав потребителей, в связи с чем для применения годичного срока давности суд не усматривает правовых оснований.
Вне зависимости от причин пропуска срока в соответствии пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности. С учетом этого подлежит отклонению довод Управления о подаче заявления в суд в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что данные процессуальные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал административному органу в удовлетворении его заявления.
Изложенным опровергаются доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 25.09.2014 по делу N А39-2990/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2990/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия
Ответчик: Кирюшкина Ольга Сергеевна