г. Чита |
|
25 декабря 2014 г. |
Дело N А19-9866/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2014 года по делу N А19-9866/2014 по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АНГАРСКИЙ АЗОТНО-ТУКОВЫЙ ЗАВОД" (ОГРН 1043800527594,ИНН 3801072394, юридический адрес: 665805, Иркутская область, г. Ангарск, первый промышленный массив, кв.53, стр.1) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, юридический адрес; 107078, г. Москва, Переулок Орликов,10,стр.1, 664007, г. Иркутск, Софьи Перовской, д.30), третьи лица Правительство Иркутской области (ОГРН 1073808005534, ИНН 3808163259, место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а), Администрацию г. Ангарска (ОГРН 1053801125014, ИНН 3801079400, Иркутская область, г. Ангарск, пл. Ленина), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, 664011, г. Иркутск, ул. Желябова,6) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
(суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АНГАРСКИЙ АЗОТНО-ТУКОВЫЙ ЗАВОД" (ОГРН 1043800527594,ИНН 3801072394, юридический адрес: 665805, Иркутская область,, г. Ангарск, первый промышленный массив, кв.53, стр.1, далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, юридический адрес; 107078, г. Москва, Переулок Орликов,10,стр.1, 664007, г. Иркутск, Софьи Перовской, д.30, далее - учреждение, кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости равной рыночной.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора (далее также - третьи лица), были привлечены Правительство Иркутской области (место нахождения: г. Иркутск, ул. Ленина, 1а, далее - правительство), Администрация г. Ангарска (Иркутская область, г. Ангарск, пл. Ленина, далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (664011, г. Иркутск, ул. Желябова,6, далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:041203:0070, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений объекта 395 цеха 35/88, общей площадью 6661 кв.м., расположенного в Иркутской области, городе Ангарске, Первый промышленный массив, квартал 34, строение 2, определенную на 01.01.2012 г, равной его рыночной стоимости в размере 1 277 180 руб. Суд первой инстанции обязал федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Иркутской области с даты вступления в законную силу решения суда изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 38:26:041203:0070, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений объекта 395 цеха 35/88, общей площадью 6661 кв.м., расположенного в Иркутской области, городе Ангарске, Первый промышленный массив, квартал 34, строение 2, на его рыночную стоимость в размере 1 277 180 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, пришел к выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельного участка равной его рыночной стоимости.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 12.08.2014 года по делу N А19-9866/2014 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной. Полагает, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, который предусмотрен Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, поэтому в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд должен был оставить исковое заявление без рассмотрения. Кроме того, администрация указывает, что установление кадастровой стоимости равной рыночной в размере 1 277 180 руб. приведет к недополучению в бюджет города Ангарска денежных средств в виде земельного налога.
На апелляционную жалобу поступил отзыв общества, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Полагает, что поскольку статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей на момент подачи искового заявления) не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора об оспаривании результатов кадастровой оценки, то истец обратился непосредственно в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением. Кроме того, общество считает, что его права как собственники земельного участка и плательщика земельного налога могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровом стоимости спорного земельного участка.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 25.10.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Общество в отзыве просило о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АНГАРСКИЙ АЗОТНО-ТУКОВЫЙ ЗАВОД" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1043800527594.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 38 АД 507164 от 02.06.2011 (т.1 л.д.31), истцу принадлежит на праве собственности земельный участок категории земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации зданий и сооружений объекта 395 цеха 35/88, общей площадь 6661 кв.м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 34, стр.2, кадастровый номер 38:26:041203:0070.
Кадастровая стоимость земельного участка, установленная Постановлением Правительства от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" в редакции Постановления N 239-пп от 05.05.2014, составляет 9 484 198 руб. 24 коп. Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 517-пп, спорный земельный отнесен к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружения промышленности и коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
На основании Постановления N 517-пп от 15.11.2013 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка равном 1423 руб. 84 коп. и кадастровой стоимости земельного участка 9484198 руб. 24 коп.
Для проверки экономической обоснованности результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, определения его рыночной стоимости истцом заключен договор на проведение оценки рыночной стоимости земельного участка с ООО "ПКФ Сакура".
Отчетом оценщика N 04-з/14 от 07.03.2014 рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 01.01.2012 в размере 1 277 180 руб.
В соответствии со ст. ст. 24.16, 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" истцом представлено положительное экспертное заключение на отчет оценщика N 04-з/14 от 07.03.2014 за N 008/2014/Иркутск от 19.05.2014.
В связи с тем, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную, на основании п.3 ст. 66 Земельного кодекса РФ Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
Согласно ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно посчитал, что требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, заявлены истцом правомерно.
В соответствии с п.1 ст. 390 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
Принимая во внимание, что истец как собственник земельного участка является плательщиком земельного налога (ст. 388 Налогового кодекса РФ), а размер земельного налога определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что права истца как налогоплательщика нарушены значительным превышением кадастровой стоимости над рыночной и подлежат защите посредством рассматриваемого иска.
Статьей 24.19 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как правильно указывает суд первой инстанции, заключением эксперта N 04-з/14 от 07.03.2014 рыночная стоимость земельного участка определена на 01.01.2012, также как и кадастровая стоимость спорного земельного участка, согласно п.1 Постановления от 15.11.2013 N 517-пп "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Иркутской области".
Выводы эксперта подтверждены положительным экспертное заключением на отчет оценщика N 04-з/14 от 07.03.2014 за N 008/2014/Иркутск от 19.05.2014, данного СРО оценщиков, в которой состоит эксперт.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции с учетом того, что права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости - в сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорных земельного участка равной его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 г. N 913/11 изложена правовая позиция о том, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, как правильно указывает суд первой инстанции, требование истца об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость на рыночную подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, отклоняются, поскольку для защиты прав в порядке п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации обязательного досудебного порядка урегулирования спора не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что уменьшатся поступления бюджет города Ангарска, отклоняются, поскольку применение п.3 ст.66 ЗК РФ не обусловлено размерами платежей в бюджет, более того, направлено на правильное установление экономической основы налогообложения п.3 ст.3 Налогового кодекса РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2014 года по делу N А19-9866/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В. Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9866/2014
Истец: Администрация Ангарского муниципального образования, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА АНГАРСКА, ООО "АНГАРСКИЙ АЗОТНО-ТУКОВЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Правительство Иркутской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области