г. Москва |
|
26 декабря 2014 г. |
Дело N А40-48277/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.Н. Садиковой
судей Н.В. Лаврецкой, Н.И. Левченко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А.Фемченковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ДГИ г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "01" октября 2014 г. по делу N А40-48277/14
по иску Общества с ограниченной ответственностью "М-7сн" (ОГРН 1027700062587, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая 13 стр. 1) к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20 ) третьи лица: ООО "Пенни Лэйн Коммерц" (119019, Москва, ул.Знаменка, д.13, стр.3), ООО "Независимая экспертиза XXI" (123459, г. Москва, ул.Новопоселковая, д. 6,7) об обязании ДГИ г. Москвы в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда подписать с ООО "М-7сн" договор купли-продажи находящегося в собственности города Москвы нежилого помещения (подвал, помещение II: комнаты 1-3; помещение III: комнаты 1,1а,2а,2б) общей площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом 14/2, стр.1, в соответствии с проектом договора купли-продажи недвижимости (нежилого помещения), представленным Департаментом городского имущества города Москвы ООО "М-7сн", установив в п.3.1. договора выкупную цену объекта в размере 8.089.316 руб. при участии в судебном заседании:
от истца Лопатина Т.В. ( по доверенности 25.03.14)
от ответчика Стогова А.А.(по доверенности 27.12.13)
третьего лица: не явились - извещены
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО "М-7сн" с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об обязании Департамента городского имущества города Москвы в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда подписать с Обществом с ограниченной ответственностью "М-7сн" договор купли-продажи находящегося в собственности города Москвы нежилого помещения (подвал, помещение II: комнаты 1-3; помещение III: комнаты 1,1а,2а,2б) общей площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом 14/2, стр.1, в соответствии с проектом договора купли-продажи недвижимости (нежилого помещения), представленным Департаментом городского имущества города Москвы ООО "М-7сн" установив в п.3.1. договора выкупную цену объекта в размере 8 089 316 рублей, с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения исковых требований.
Исковые требования основаны на положениях статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ) и мотивированы тем, что при заключении договора между сторонами возникли разногласия по пункту 3.1 договора, определяющему стоимость выкупаемого истцом имущества, которые не были урегулированы, вследствие чего между сторонами возник преддоговорный спор.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 1 октября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент городского имущества Москвы обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 01.10.2014 и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, истец утратил преимущественное право на выкуп арендуемого имущества, требование истца является ненадлежащим способом защиты права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу считает, что требования заявителя жалобы не подлежат удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда г.Москвы проверена арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключен договор от 31.03.2005 года N 1-198/05, на аренду нежилого помещения (подвал, помещение II: комнаты 1-3; помещение III: комнаты 1,1а,2а,2б) общей площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом 14/2, стр.1.
Истец 28.06.2013 г. обратился к ответчику с предложением о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества в рамках реализации права преимущественного права на приобретение арендуемых им помещений.
Согласно письму от 26.12.2013 г. N ДГИ-И-143649/13, полученному истцом 17.01.2014 г., ответчик принял решение о приватизации указанного недвижимого имущества, направил проект договора купли-продажи арендуемого имущества для подписания.
Истец, 13.02.2014 г. письменно сообщил истцу о несогласии с выкупной ценой, предложенной Департаментом, направил в адрес ответчика свою редакцию договора купли-продажи с приложением Отчета N 026-Н-14.
Департамент имущества города Москвы письмом от 27.02.2014 г. сообщил истцу о том, что не подписание договора купли-продажи со стороны покупателя продавец расценивает как отказ от преимущественного права на приобретение арендуемого имущества согласно п.9 ст. 4 ФЗ N 159-ФЗ. В связи с изложенными обстоятельствами истец обратился в суд с исковым заявлением о понуждении ответчика заключить договор в редакции, предложенной покупателем.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества, регулируются Законом N 159-ФЗ.
Статьей 4 Закона N 159-ФЗ определен общий порядок реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
В соответствии с пунктом 1 данной статьи орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее -уполномоченный орган) в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях о приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 Закона. В силу пункта 2 статьи уполномоченные органы в течение 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества направляют арендаторам, соответствующим установленным статьей 3 Закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Согласно пункту 4 указанной статьи в случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи.
Одновременно Закон N 159-фз предусматривает специальные положения о возможности приобретения арендуемого имущества по инициативе самого арендатора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9, пунктом 2 статьи 10 Закона N 159 -ФЗ с 01.01.2009 субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В силу статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (пункт 1 статьи 435 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность (статья 550 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Направленный в адрес истца проект договора купли-продажи спорного имущества содержал все существенные условия договора, определенным образом выражал намерение ответчика заключить договор купли-продажи в соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 159-ФЗ. Согласно статье 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества, являющуюся существенным условием такого договора, при отсутствии которого договор считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, не применяются. Статья 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и взаимосвязанные положения ст. 488, 489 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают оплату имущества по договору купли-продажи в рассрочку, и такой договор согласно п. 1 ст. 489 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора указаны цена, порядок, сроки и размеры платежей.
Материалами дела подтверждается, что истец, как участник гражданских правоотношений, и спорные нежилые помещения, как объекты гражданских правоотношений, соответствуют установленным статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ критериям, а именно: истец является субъектом малого предпринимательства в силу соответствия критериям, установленным положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; помещения непрерывно арендуются истцом с 2005 г.; доказательства наличия задолженности истца по арендной плате отсутствуют; площадь арендуемых нежилых помещений не превышает предельного значения площади, установленного частью 2 статьи 12 Закона города Москвы от 17.12.2008 г. N 66 "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Для определения цены договора купли-продажи спорных помещений, определением Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2014 г. была назначена оценочная экспертиза, проведение указанной экспертизы было поручено Автономной некоммерческой организации "Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса", предложенной Департаментом городского имущества города Москвы. По результатам заключения об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости - нежилого помещения (подвал, помещение II: комнаты 1-3; помещение III: комнаты 1,1а,2а,2б) общей площадью 132 кв.м., расположенного по адресу: город Москва, ул. Нижняя Радищевская, дом 14/2, стр.1, проведенного Автономной некоммерческой организации "Центр Оценки Недвижимости и Бизнеса", цена спорного объекта по состоянию на 26.08.2013 г. без учета НДС, была определена в размере 8 089 316 руб.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не соответствующими материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Согласно пункту 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "01" октября 2014 г. по делу N А40-48277/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Садикова |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48277/2014
Истец: ООО "М-7сн"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Третье лицо: ООО "Независимая экспертиза XXI век", ООО "Пенни Лэйн Коммерц"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2016 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 693-ПЭК15
09.04.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3097/15
26.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-52748/2014
01.10.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-48277/2014