г. Пермь |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А60-26637/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Нилоговой Т.С., Чепурченко О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зверевой Е.А.,
от ООО "Стройавтотранс": Лившиц А.В., паспорт, (доверенность от 25.06.2014);
от Межрайонной ИФНС России N 25 по Свердловской области: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 сентября 2014 года
по делу N А60-26637/2014
принятое судьей Т.А. Дёминой
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" (ОГРН 1106674007439, ИНН 6674353726)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области
о признании ненормативного акта государственного органа недействительным,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" (далее - заявитель, ООО "Стройавтотранс") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 25 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, МИФНС России N 25 по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 07.05.2014, вынесенное МИФНС России N 25 по Свердловской области, об обязании МИФНС России N 25 по Свердловской области внести запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией по представленным документам (вх. N 3013 от 28.04.2014).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2014 года (резолютивная часть от 18 сентября 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Стройавтотранс" обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что в момент рассмотрения документов, представленных обществом для государственной регистрации в связи с ликвидацией, (документы для государственной регистрации были представлены 28.04.2014 г. вх. N 3013, решение об отказе в государственной регистрации вынесено 07.05.2014) МИФНС N 25 по Свердловской области в адрес общества было направлено сообщение с требованием предоставления пояснений. Указанное сообщение было направлено обществу 06.05.2014, тогда как решение об отказе в регистрации в связи с ликвидацией было принято 07.05.2014.
До внесения решения об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией от 07.05.2014, общество не могло ответить на указанное сообщение, так как оно не было обществом получено. Ответ на указанное сообщение был представлен в налоговый орган 13.05.2014, что подтверждается письмом, направленным пo ТКС от 13.05.2014.
Указывает, что в сообщении на расхождения между суммами оборотов по расчетному счету организации и выручки, указанной в декларации, не свидетельствует о сокрытии обществом объектов налогообложения, расхождения показателей суммы выручки в налоговой отчетности и оборотов по банку связано с несколькими факторами, и не свидетельствует о наличии ошибок в налоговой декларации и также не свидетельствуют о недостоверности данных ликвидационного баланса в связи с тем, что общество работало по договорам комиссии, получало авансовые платежи и займы. Таким образом, оснований для предоставления уточненных деклараций у общества не имелось.
Полагает, что требование о представлении в качестве приложения к ликвидационному балансу доказательств подтверждения погашения кредиторской задолженности не основано на действующем законодательстве.
Считает, что признание ликвидационного баланса содержащим недостоверные сведения на основании направления сообщений о предоставлении пояснений со стороны налогового органа не основано на действующем законодательстве. Само по себе направление сообщения не является заявлением требования кредитора в смысле ст. 63, 64 ГК РФ, так как не содержит конкретного денежного требования, а также оснований возникновении денежного требования.
Результатом ответа на сообщения является не только внесение исправлений в налоговую декларацию, но и предоставление необходимых пояснений, что и было сделано обществом.
Обязанность общества по уплате в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей устанавливается несколькими способами: представленным налогоплательщиком декларациями; решением о привлечении к ответственности по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки. В данном случае в отношении общества проверки не проводились, декларации отражают действительную обязанность по уплате обязательных платежей, все обязательные платежи в бюджет уплачены.
Решения об отказе в государственной регистрации от 07.05.2014 не содержат конкретных обстоятельств (отсутствуют данные о недоимке, камеральной проверке, сообщениях, направленных обществу).
Отсутствие задолженности перед налоговым органом подтверждается следующими документами: справкой N 26819 от 13.11.2013, справкой о состоянии расчетов на 12.11.2013, справкой о состоянии расчетов от 23.12.2013, справкой о состоянии расчетов от 23.04.2014.
Документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества были представлены в налоговый орган 28.04.2014, решение об отказе в государственной регистрации было принято 07.05.2014.
В указанный период, а именно 05.05.2014 был составлен Акт совместной сверки но расчетам по налогам, сборам, пеням и штрафам N 37638, согласно которому общество не имеет задолженности по платежам в бюджет, а напротив, у общества имеется переплата по обязательным платежам.
До начала судебного заседания от МИФНС России N 25 по Свердловской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Просит рассмотреть жалобу без участия представителей инспекции.
Участвующий в судебном заседании представитель ООО "Стройавтотранс" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции в проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, единственным участником ООО "Стройавтотранс" принято решение N 3 от 24.04.2013 о ликвидации указанного общества и назначении ликвидатора. Решением N 4 от 12.11.2013 утвержден ликвидационный баланс общества. Решением N 3/1 от 14.02.2014 освобожден с должности ликвидатор, обязанности ликвидатора возложены на Мальцева А.В.
Решением N 5 от 14.02.2014 утвержден ликвидационный баланс, а также принято решение обратиться в налоговый орган с заявлением о ликвидации общества.
Решением МИФНС России N 25 по Свердловской области от 07.05.2014 регистрирующим органом отказано в регистрации со ссылкой на то, что ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, а потому считается не представленным.
Считая, что принятое налоговым органом решение не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 07.05.2014, вынесенное МИФНС России N 25 по Свердловской области, исходил из того, что на дату принятия регистрирующим органом оспариваемого решения заявитель не устранил противоречия между сведениями, содержащимися в декларациях и сведениях, полученных из обслуживающего банка.
Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Согласно ст. 1 Закона о государственной регистрации под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации).
Согласно ст. 4 Закона о регистрации ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом, входящим в федеральную информационную систему. В соответствии со ст. 4, 12, 14 Закона о государственной регистрации, ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в него подлежит внесению достоверная информация.
Порядок ликвидации юридических лиц урегулирован ст. 61-64 ГК РФ. Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В силу ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидатор принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В силу ч. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Таким образом, установление законом определенной процедуры ликвидации юридического лица направлено на соблюдение прав не только кредиторов ликвидируемого юридического лица, но и лиц, являющихся его участниками (учредителями).
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Пунктом 4 ст. 22 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 названного Закона.
В п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представление которых необходимо для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган.
Подпунктом "а" п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Нормы действующего законодательства не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов, в том числе достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и отсутствия у ликвидируемого юридического лица кредиторской или дебиторской задолженности, за исключением соответствия их по форме и содержанию требованиям, установленным нормативными актами.
Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если представленные документы по содержанию не соответствуют требованиям, установленным нормативными актами; сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов или участников общества.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал, что несмотря на отсутствие у общества задолженности по обязательным платежам в бюджет, направление обществу Сообщения от 06.05.2014 и от 24.05.2013 является основанием для признания сведений, содержащихся в ликвидационном балансе общества недостоверными.
Между тем суд апелляционной инстанции считает, что указание в сообщении на расхождения между суммами оборотов по расчетному счету организации и выручки, указанной в декларации, не свидетельствует о сокрытии обществом объектов налогообложения, расхождения показателей суммы выручки в налоговой отчетности и оборотов по банку не свидетельствует о недостоверности данных ликвидационного баланса.
В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных ФЗ N 129-ФЗ.
Направление же налоговым органом сообщения с требованием о предоставлении пояснений является реализацией функции налогового органа на осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства.
Само по себе направление сообщения не является заявлением требования кредитора в смысле ст. 63, 64 ГК РФ, так как не содержит конкретного денежного требования, а также оснований возникновении денежного требования.
Сообщение является документом, извещающим общество о наличии у налогового органа определенных сомнений в правильности предоставленной отчетности.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Обязанность общества по уплате в бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей устанавливается несколькими способами: представленным налогоплательщиком декларациями, решением о привлечении к ответственности по результатам камеральной либо выездной налоговой проверки.
В данном случае в отношении общества проверки не проводились, декларации отражают действительную обязанность по уплате обязательных платежей, все обязательные платежи в бюджет уплачены.
Вывод о недостоверности, не предоставлении ликвидационного баланса может быть сделан судом только при наличии у ликвидируемого лица непогашенной задолженности перед кредиторами, который заявил требование о погашении данной задолженности.
Обстоятельства наличия задолженности у ликвидируемого юридического лица в соответствии со ст. 65, ст. 200 АПК должны быть доказаны налоговым органом соответствующими доказательствами, и не могут основываться на предположениях.
При этом, как следует из смысла п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые по его мнению, свидетельствуют о наличии оснований для отказа в совершении регистрационного действия. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в государственной регистрации арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение.
Решения об отказе в государственной регистрации от 07.05.2014 не содержат конкретных обстоятельств (отсутствуют данные о недоимке, камеральной проверке, сообщениях, направленных обществу.)
Также, в ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержится исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации, такое основание как не направление ответа на сообщение в указанной норме отсутствует, в связи с отсутствием задолженности оснований для признания ликвидационного баланса содержащего недостоверные сведения не имеется.
Кроме того, сведения о составлении промежуточного ликвидационного баланса были внесены в ЕГРЮЛ 09.01.2014, при этом промежуточный ликвидационный баланс содержат такие же сведения как и ликвидационный.
ООО "Стройавтотранс" не имело задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет, полученными и представленными в материалы дела документами (справками расчетов по обязательным платежам в бюджет) установлено отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Как следует из материалов дела, отсутствие задолженности перед налоговым органом подтверждается следующими документами: справкой N 26819 от 13.11.2013, справкой о состоянии расчетов на 12.11.2013, справкой о состоянии расчетов от 23.12.2013, справкой о состоянии расчетов от 23.04.2014.
Документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией общества были представлены в налоговый орган 28.04.2014, решение об отказе в государственной регистрации было принято 07.05.2014. В указанный период, 05.05.2014 был составлен Акт совместной сверки но расчетам по налогам, сборам, пеням и штрафам N 37638, согласно которому общество не имеет задолженности по платежам в бюджет.
Следовательно, утверждение общества "Стройавтотранс" об отсутствии кредиторской задолженности в ликвидационном балансе соответствует действительности, недостоверности сведений в ликвидационном балансе не имеется.
Таким образом, при отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет, а, следовательно, и при отсутствии оснований возникновения указанной задолженности (к которым относятся и акты налоговых проверок, решения налоговых органов по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок), оснований для признания ликвидационного баланса содержащим недостоверные сведения в части неотражения кредиторской задолженности перед налоговым органом не имеется.
С учетом изложенного, а также имеющего место нарушения прав заявителя, оспариваемые действия Межрайонной ИФНС N 25 по Свердловской области подлежат признанию незаконными, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ (несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела), а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в силу положений ст. 110 АПК РФ относятся на Межрайонную ИФНС России N 25 по Свердловской области.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 сентября 2014 года по делу N А60-26637/2014 отменить.
Признать незаконным решение об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией от 07.05.2014, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс".
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройавтотранс" государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-26637/2014
Истец: ООО "СТРОЙАВТОТРАНС"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области