г.Москва |
|
12 января 2015 г. |
Дело N А40-130429/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола |
помощником судьи Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Газпром"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2014, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-130429/2014 (121-1093)
по заявлению ОАО "Газпром" (ОГРН 1027700070518)
к Центральному банку Российской Федерации
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: |
Карпенко П.А. по дов. от 03.04.2014 N 01/04/04-166д; |
от ответчика: |
Авакян А.Р. по дов. от 03.04.2014 N 148; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Центрального банка Российской Федерации (далее - ответчик, административный орган, Банк России) от 15.05.2014 N ПН-59-14/162 о привлечении заявителя к административной ответственности по ст.15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. и решения Банка России N РНЖ-31-5-14/120 от 23.07.2014 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2014, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований общества отказано. При этом суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым постановлением заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В соответствии с указанным постановлением общество не направило в адрес ОАО "Томскоблгаз" обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Томскоблгаз", что является правонарушением, предусмотренным ст.15.28 КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу.
По результатам рассмотрения жалобы принято решение от 23.07.2014 N РНЖ-315-14/120 об оставлении данного постановления без изменения, а жалобы ОАО "Газпром" - без удовлетворения.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ОАО "Газпром" с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч.7 ст.210 АПК РФ.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО "Газпром" состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.28 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются судом несостоятельными.
Так, статьей 15.28 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила и порядок приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества установлены Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах), а также Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (далее - Положение).
Из материалов дела усматривается, что в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе вместе с письмом Службы Банка России по финансовым рынкам от 27.12.2013 поступила жалоба Карягина Л.Г., из содержания которой следует, что ОАО "Газпром", став 23.04.2013 владельцем 84,46 процентов голосующих акций ОАО "Томскоблгаз" в срок, установленный п.1 ст.84.2 Закона об акционерных обществах, не направило в адрес ОАО "Томскоблгаз" обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Томскоблгаз".
Согласно п.6.1 Устава ОАО "Томскоблгаз", утвержденного общим собранием акционеров, уставный капитал ОАО "Томскоблгаз" составляет 39 673 руб. и разделен на 39673 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 руб. каждая.
21.05.2013 обществом на своем официальном сайте в сети Интернет опубликовано сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества", из содержания которого следует, что на лицевой счет ОАО "Газпром" 23.04.2013 зачислено 20 728 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Томскоблгаз", что составляет 52,25 процентов от общего количества голосующих акций ОАО "Томскоблгаз".
Из опубликованного 09.04.2013 на официальном сайте общества пресс-релиза следует, что указанные акции приобретены обществом у ОАО "Роснефтегаз" по договору купли-продажи акций от 09.04.2013.
На основании п.1 ст.84.2 Закона об акционерных обществах лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в п.1 ст.84.1 Закона об акционерных обществах, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, Законом об акционерных обществах императивно установлена обязанность лица, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого акционерного общества, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить обязательное предложение в соответствии со ст.84.2 Закона об акционерных обществах.
Правила указанной статьи согласно п.7 ст.84.2 Закона об акционерных обществах распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в п.1 ст.84.1 Закона об акционерных обществах), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества. Требования указанной статьи не применяются, в том числе при передаче акций лицом его аффилированным лицам или передаче акций лицу его аффилированными лицами (п.8 ст.84.2 Закона об акционерных обществах).
15.07.2013 на своем официальном сайте в сети Интернет ОАО "Газпром" опубликовало изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 01.07.2013 по 15.07.2013, согласно которым ОАО "Роснефтегаз" с 25.06.2012 является аффилированным лицом общества, так как входит с ним в одну группу лиц.
Между тем, согласно позиции, изложенной в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.11.2013 N ИА/43690-ПР/13, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50 процентов общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то есть аффилированность и отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования.
Таким образом, ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными), в связи с чем на общество не распространяются исключения, предусмотренные п.8 ст.84.2 Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п.2 ст.84.9 Закона об акционерных обществах добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также изменения в такое добровольное или обязательное предложение в силу п.2.1 Положения представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг до направления его в общество.
При таких данных, в результате приобретения обществом обыкновенных именных акций ОАО "Томскоблгаз" заявитель стал владельцем более 30 процентов общего количества обыкновенных именных акций ОАО "Томскоблгаз", в связи с чем с 23.04.2013 (даты внесения приходной записи по лицевому счету) у общества возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Томскоблгаз" в ОАО "Томскоблгаз" и в РО ФСФР России в СФО.
Между тем, в течение 35 дней с даты внесения приходной записи по лицевому счету, а именно в период с 24.04.2013 по 28.05.2013 общество не направлено в адрес ОАО "Томскоблгаз", а также в РО ФСФР России в СФО обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Томскоблгаз", что является нарушением требований п.1 ст.84.2, п.2 ст.84.9 Закона об акционерных обществах и п.2.1 Положения.
Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров обратилась в ФАС России с письмом N 59/477 по вопросу о вхождении ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз" в одну группу лиц в соответствии с признаками, установленными ч.1 ст.9 Закона о защите конкуренции по состоянию на 23.04.2013.
18.04.2014 из ФАС России поступил ответ на указанный запрос, содержащий исчерпывающие разъяснения, в соответствии с которыми Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50 процентов общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то есть аффилированность и отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования.
Таким образом, ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз", имеющие право распоряжаться акциями (долями) соответствующих хозяйствующих субъектов, давать таким лицам обязательные для исполнения указания и пр., не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными), в связи с чем на ОАО "Газпром" не распространяются исключения, предусмотренные п.8 ст.84.2 Закона об акционерных обществах.
Ссылка ОАО "Газпром" на письмо ФАС России от 27.12.2013 N ИА/53332/13 подлежит отклонению в связи с тем, что указанное письмо не свидетельствует о наличии аффилированности ОАО "Газпром" и ОАО "Роснефтегаз".
В данном письме содержится общий теоретический вывод о возможности хозяйствующих субъектов, находящихся под контролем Российской Федерации, являться участниками одной группы лиц при наличии оснований, предусмотренных законом.
Вывод о наличии конкретных оснований аффилированности общества и ОАО "Роснефтегаз" в указанном письме отсутствует.
При таких данных, основываясь на анализе правильно установленных обстоятельств, представленных сторонами доказательств и действующего законодательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.28 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае ОАО "Газпром"" не предприняло всех должных мер, хотя у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
ОАО "Газпром" является юридическим лицом и обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.
При таких данных, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности состава вмененного заявителю правонарушения.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности проверена и нарушений, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судами не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом административного органа.
Размер штрафа определен административным органом в соответствии с санкцией ст.15.28 КоАП РФ.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не нарушен.
В связи с наличием в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, оспариваемое решение Банка России по жалобе общества на постановление по делу об административном правонарушении также является законным и обоснованным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2014 по делу N А40-130429/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б.Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130429/2014
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации, Центральный Банк РФ