Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2015 г. N Ф04-17591/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
15 января 2015 г. |
Дело N А03-13600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Скачковой О.А., Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В.
при участии: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.10.2014 года по делу N А03-13600/2014 (судья Ильичева Л.Ю.)
по заявлению Администрации г. Бийска к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю о признании недействительными решения N 343/14 от 15.07.2014 года, предписания N 88 (343/14) от 15.07.2014 года,
третье лицо: муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Администрации города Бийска"
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Бийска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФАС по Алтайскому краю) о признании недействительными решения N 343/14 от 15.07.2014 г. и предписания N 88(343/14) от 15.07.2014 г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 13.10.2014 года требование заявителя удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, УФАС по Алтайскому краю обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что из буквального толкования п. 6 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1089, следует, что размещение заказа на строительство детского сада не подлежало осуществлению в форме открытого аукциона.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Администрация г. Бийска и муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Администрации города Бийска" в отзывах на апелляционную жалобу просят оставить ее без удовлетворения, считают судебный акт законным.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон и третьего лицо.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства Администрации города Бийска" (далее - МКУ "Управление капитального строительства Администрации города Бийска") подало в отдел муниципальных закупок заявку на проведение открытого конкурса "Строительство объекта: "Детский сад на 200 мест в 23 микрорайоне г. Бийска Алтайского края".
Уполномоченный орган принял соответствующее решение и приступил к проведению данной закупки.
Извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация 30.05.2014 г. опубликованы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении закупок под N 0117300067814000050.
09.07.2014 г. ООО "Астрал" сочло, что способ определения подрядчика (открытый конкурс) выбран заказчиком неверно, обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю с жалобой на положения конкурсной документации.
Решением УФАС по Алтайскому краю от 15.07.2014 г. по делу N 343/14 жалоба ООО "Астрал" признана обоснованной, заказчику и уполномоченному органу выдано предписание от 15.07.2014 г. N 88 (N 343/14) об устранении нарушения, выразившегося в нарушении части 2 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 56 Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), путём размещения на сайте www.zakupki.gov.ru информации об аннулировании конкурса.
Полагая, что решение и предписание УФАС не соответствуют действующему законодательству, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по закупке путем проведения открытого конкурса "Строительство объекта: "Детский сад на 200 мест в 23 микрорайоне г. Бийска Алтайского края" совершены с соблюдением требований Закона о контрактной системе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулирует Закон о контрактной системе.
В соответствии со статьей 3 Закона о контрактной системе, под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Статья 8 Закона о контрактной системе определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение, в том числе заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закон о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частями 1 и 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
Особенности проведения конкурса с ограниченным участием устанавливает статья 56 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1089 (далее - Перечень от 28.11.2013 г. N 1089).
В соответствии с пунктом 6 Перечня от 28.11.2013 г. N 1089, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей относится к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, заказчик обязан провести электронный аукцион, в случае проведения закупки любых работ строительных (код 45 ОКПД ОК 034-20071), кроме работ, относящихся к коду 45.12 ОКПД ОК 034-20071, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн. рублей, а для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн. рублей.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта, при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, включенным в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, заказчик вправе провести открытый конкурс, закрытый конкурс (в установленных Законом о контрактной системе случаях) либо аукцион.
Проанализировав содержание указанных норм права, принимая во внимание, что в данном случае цена закупки составила 107 343 060 руб., суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность проводить электронный аукцион у заказчика отсутствует и имеется возможность провести открытый конкурс.
В апелляционной жалобе антимонопольный орган ссылается на пункт 6 Перечня от 28.11.2013 г. N 1089, согласно которого выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, предусмотрено проведение конкурса с ограниченным участием.
При этом из буквального содержания пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе следует, что конкурс с ограниченным участием проводится при закупке товаров (услуг, работ), которые в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
В связи с чем пункт 6 Перечня применяется в отношении поименованных в нем работ, а также иных работ, включенных в эту группировку, и подлежащих выполнению в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, с соблюдением ценового критерия.
Довод апеллянта о том, что размещение заказа на строительство детского сада не подлежало осуществлению в форме открытого аукциона, основан на неправильном толковании указанного пункта Перечня.
Судом обоснованно учено, что утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1089 дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, и Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, предполагают наличие у участника закупок технологического оборудования и опыта работы, необходимых для выполнения технически и (или) технологически сложных работ инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера.
Вопреки доводам апелляционной жалобы одновременное наличие двух условий для проведения конкурса с ограниченным участием, одним из которых является объект закупки - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, а другим является начальная (максимальная) цена контракта - при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей, - установлено федеральным законодательством, что согласуется с позицией, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-937.
Выделение ценового критерия в качестве самостоятельного основания для проведения конкурса с ограниченным участием приводит к возможности применения данного способа закупки для выполнения работ, включенных в группировку 45 "Работы строительные" ОК 034-2007, но не относящихся к работам особой сложности, инновационного или специализированного характера, не требующих соответствующего уровня квалификации, в целях определения которого производится предквалификационный отбор, и в отношении объектов, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами капитального строительства. Такой подход противоречит целям проведения конкурса с ограниченным участием, установленным статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Закрытый перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ и включает, в частности, объекты использования атомной энергии, объекты космической и авиационной инфраструктуры, метрополитены. Объекты образования не являются особо опасными и технически сложными объектами.
Антимонопольный орган не доказал, что здание детского сада, для строительства которого был проведен открытый конкурс, относится к особо опасным и технически сложным объектам, предусмотренным частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что действия муниципального заказчика и уполномоченного органа по закупке путем проведения открытого конкурса "Строительство объекта: "Детский сад на 200 мест в 23 микрорайоне г. Бийска Алтайского края" совершены с соблюдением требований Закона о контрактной системе, в связи с чем оспариваемые решение и предписание не соответствуют нормам Федерального закона 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и нарушают права и интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, повторяют позицию антимонопольного органа, которой дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 13.10.2014 года по делу N А03-13600/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13600/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2015 г. N Ф04-17591/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Бийска.
Ответчик: .Управление Федеральной антимонопольной службы по АК.
Третье лицо: .МКУ "Управление капитального строительства администрации г. Бийска"