г. Санкт-Петербург |
|
13 января 2015 г. |
Дело N А56-43250/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кривоносовой О.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Слепченок В.О. по доверенности от 20.10.2014
от ответчика (должника): Чуба Е.А. по доверенности N 12-06/20 от 18.08.2014, Бычковой А.С. по доверенности N 12-06/21 от 27.08.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26874/2014) МИФНС России N 3 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2014 по делу N А56-43250/2014 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис г.Ломоносова"
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) от 31.03.2014 N 02-04/2 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, N 02-04/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - оспариваемые решения, решения Инспекции), а также обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем осуществления возврата НДС в размере 509 816 руб., заявленного к возмещению из бюджета за 3 квартал 2013 года, в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), путем перечисления налога на расчетный счет общества.
Решением суда от 16.09.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, не согласившись с решением суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом в налоговый орган была представлена налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2013 года, в которой отражена сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный налоговый период, в сумме 509816 руб. 22.01.2014 обществом в налоговый орган было подано заявление от 21.01.2014 N 67/1 о возврате указанной суммы НДС на расчетный счет.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки составлен акт от 31.01.2014 N 02-04/64.
По результатам рассмотрения материалов проверки, в том числе возражений общества от 26.02.2014 N 274, налоговым органом 31.03.2014 были приняты следующие решения:
- N 02-04/6 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу предложено уменьшить сумму НДС, предъявленную к возмещению, в размере 509816 руб., и доначислен НДС в сумме 609171 руб.;
- N 02-04/2 об отказе в возмещении полностью суммы НДС, заявленной к возмещению, которым отказано в возмещении НДС в сумме 509816 руб.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 18.06.2014 N N 16-13/24607, 16-13/24608, принятыми по апелляционным жалобам общества, решения Инспекции оставлены без изменения, что послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела основанием для вынесения оспариваемых обществом решений послужил вывод налогового органа о необоснованном исключении из налоговой базы по НДС субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, полученных заявителем из бюджета Санкт-Петербурга в качестве финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, находящихся в управлении общества и включенных в адресную программу. По мнению налогового органа у заявителя не возникло условий для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы по НДС. В этой связи налоговый орган признал, что обществом занижена на 7335583 руб. налоговая база по НДС за 3 квартал 2013 года.
На основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.04.2013 N 287 "О предоставлении в 2013 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов" утверждена региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга (распоряжение Администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга от 30.05.2013 N 942 "О предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году").
Во исполнение указанных нормативных актов между Администрацией Петродворцового района Санкт-Петербурга и обществом заключен договор о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 06.06.2013 N 03-ОРХ/13.
Общество в рамках адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Петродворцового района Санкт-Петербурга, получило 7 335 582 руб. 98 коп. из бюджета Санкт-Петербурга. Данное обстоятельство подтверждается следующими платежными поручениями: от 03.07.2013 N 101 на получение субсидий на проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома по адресу г. Ломоносов, ул. Победы, д.16/12. лит. А на сумму 372781 руб. 90 коп., от 02.07.2013 N 437 на получение субсидий на проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома по адресу г. Ломоносов, ул. Сафронова, д.6, лит. А на сумму 2071577 руб. 79 коп., от 02.07.2013 N 438 на получение субсидий на проведение капитального ремонта жилого многоквартирного дома по адресу г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д.30, лит. А на сумму 4891223 руб. 30 коп. Как следует из всех платежных поручений, в них имеется указание "НДС не облагается".
В 3 квартале 2013 года общество выполнило работы по капитальному ремонту многоквартирных домов, расположенных по адресам г. Ломоносов, ул. Победы, д.16/12, лит. А, г. Ломоносов, ул. Сафронова, д.6, лит. А, г. Ломоносов, ул. Красного Флота, д.ЗО, лит. А на сумму 7721666 руб. 20 коп. с привлечением подрядных организаций, которые выставили счета-фактуры на сумму 2573010 руб. 20 коп., в том числе НДС - 392493 руб. 08 коп. Работы подрядной организации ООО "УК "Комплекс" на сумму 5148656 руб. НДС не облагаются в связи с применением этой организацией упрощенной системы налогообложения.
При исчислении НДС за указанный период общество учло в налоговой базе только средства долевого финансирования капитального ремонта, поступившие от собственников помещений многоквартирных домов (5% от стоимости капитального ремонта), в размере 386083 руб. 31 коп., полагая, что денежные средства, предоставленные в рамках адресных программ, являются субсидиями.
Налоговый орган посчитал, что у общества не возникло условий для применения пункта 2 статьи 154 НК РФ при определении налоговой базы по НДС и включил в облагаемую НДС базу сумму субсидий в размере 7335583 руб. и доначислил НДС в размере 1118987 руб.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Из положений статей 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено предоставление субсидий и субвенций из местных бюджетов в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложения управляющей организации на общем собрании собственников помещений в таком доме.
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Из протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах следует, что принято решение об участии в муниципальных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утверждены виды и стоимость работ по капитальному ремонту, а также доля софинансирования капитального ремонта за счет средств собственников помещений -5 процентов от объема средств, необходимых для проведения ремонта.
Пунктом 2 части 1 статьи 165 ЖК РФ установлено, что в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
В соответствии со статьей 1 и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее -Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет за счет своих средств целевые средства бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном названным Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
На основании частей 1 и 8 статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств этого фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 14 Закона N 185-ФЗ Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
Статьей 18 Закона N 185-ФЗ установлено, что обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Объем долевого финансирования определяется соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием.
При этом в силу пункта 6 статьи 20 Закона N 185-ФЗ участие в финансировании капитального ремонта многоквартирного дома собственников жилых помещений определяется в размере не менее чем 5 процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома.
Из анализа приведенных норм следует, что денежные средства, выделяемые из бюджетов различных уровней в установленном Законом N 185-ФЗ порядке для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, являются субсидиями, предоставленными собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, через созданные ими (товарищества собственников жилья, кооперативы) или выбранные (управляющая организация) организации для управления многоквартирным домом.
Данные субсидии носят целевой характер и могут быть использованы только на ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости - ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов; разработку проектной документации для капитального ремонта; проведение государственной экспертизы проектной документации для капитального ремонта в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таким образом, спорные денежные средства, полученные из бюджета, подпадают под понятие субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с реализацией налогоплательщиком, в данном случае, услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов с учетом льгот, предоставляемых собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать, в частности размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2012 г. N 266 "О Региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2012 год", размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, включенных в Программу на 2012 год, устанавливается не более 8 904 руб.
Пунктом 6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 7 февраля 2011 г. N140 "О Региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2011 год" размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2011 год определяется согласно приложению N 4 к Программе.
Пунктом 6 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 3 августа 2010 г. N1036 "О Региональной адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на 2010 год N 2" размер предельной стоимости проведения капитального ремонта в расчете на 1 кв.м общей площади помещений в многоквартирных домах на 2010 год определяется согласно приложению 3 к Программе.
Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга ежегодно устанавливало размер предельной стоимости проведения капитального ремонта.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового Кодекса РФ к средства целевого финансирования относятся средства бюджетов, выделяемые управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Данные средства не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 следует, что поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов, то получаемые из бюджета средства по своему экономическому содержанию не представляют часть выручки за оказанные услуги. Эти средства предназначены для расходования на строго определенные цели и не могут использоваться получателем по своему усмотрению. О расходовании указанных средств общество обязано отчитываться.
Из представленных в материалы дела доказательств, следует, что Общество приобретало конкретные работы и услуги, для оплаты которых ему были выделены целевые бюджетные средства. Эти средства подлежали отдельному учету и предназначены были для расходования на строго определенные цели.
Общество отчиталось о полученных и израсходованных средствах бюджетов на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Налоговым органом не установлено нецелевого расходования бюджетных средств.
Таким образом, получение бюджетных средств не свидетельствует о наличии у Общества дохода (экономической выгоды) от реализации услуг.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Получение целевых бюджетных средств на оплату приобретенных Обществом работ и услуг по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" не является реализацией товаров, работ, услуг. Таким образом, оснований для обложения бюджетных средств налогом на добавленную стоимость у налогового органа не имелось.
Доначисление НДС за 3 квартал 2013 года произведены налоговым органом неправомерно.
В связи с этим суд пришёл к правильному выводу о том, что общество правомерно применяло норму, закреплённую пунктом вторым статьи 154 НК РФ, исключив из налоговой базы по НДС суммы бюджетного финансирования, полученного в порядке и на основании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде реформирования жилищно-коммунального хозяйства". Позиция суда первой инстанции согласуется с судебной практикой, изложенной в Постановлении Северо-западного округа от 20.05.2014 по дела А42-4732/2013.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. В связи с этим апелляционная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2014 по делу N А56-43250/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43250/2014
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Санкт-Петербургу