Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2015 г. N Ф04-17379/15 настоящее постановление отменено
г. Томск |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А67-4363/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Т.В. Павлюк, Л.Е. Ходыревой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И.М. Казариным с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - Е.А. Лизуновой по доверенности от 04.07.2014, паспорт, Д.С. Лизунова по доверенности от 04.09.2014, паспорт,
от заинтересованного лица - Т.Н. Казаковой по доверенности от 31.12.2014, удостоверение,
от третьих лиц:
от Территориального управления Росимущества по Томской области - А.А. Федько по доверенности от 12.01.2014, удостоверение,
от Департамента по культуре и туризму Томской области, Департамента архитектуры и градостроительства г. Томска, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Томской области - не явились (извещены),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс"
на решение Арбитражного суда Томской области от 13 ноября 2014 г. по делу N А67-4363/2014 (судья А.Н. Гапон)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (ОГРН 1067017151024 ИНН 7017144564, 634034, г. Томск, ул. Белинского, 53 Б, офис 507)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Департамент по культуре и туризму Томской области (634069, г. Томск, пр. Ленина, д. 111)
Департамент архитектуры и градостроительства г. Томска (634050, г. Томск, пр. Ленина, д. 73)
Территориальное управление Росимущества по Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 51)
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Томской области (634029, г. Томск, ул. Белинского, д. 8)
о признании недействительным решений об отказе в регистрации прекращения права собственности и отказе в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройальянс" (далее - заявитель, общество, ООО "Стройальянс") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Томской области) о признании недействительным решений об отказе в регистрации прекращения права собственности и отказе в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании совершить регистрационные действия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по культуре и туризму Томской области, Департамент архитектуры и градостроительства г. Томска, Территориальное управление Росимущества по Томской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Томской области.
Решением суда от 13.11.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда полностью, принять по делу новый судебный акт о признании недействительным решений об отказе в регистрации прекращения права собственности и отказе в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, об обязании совершить регистрационные действия.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на прекращение существования спорного здания. Также указывает, что исключение объекта культурного наследия из реестра означает признание государством утраты им именно историческо-культурной ценности и никак не соотносится с наличием либо отсутствием имущественных прав на этот объект.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, требования заявителя - без удовлетворения. По его мнению, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Представитель управления просила в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Территориального управления Росимущества по Томской области поддержала жалобу заявителя по доводам, в ней изложенным.
Иные третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав прибывших представителей проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, 24.01.2014 общество обратилось в Управление Росреестра по Томской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества жилые помещения, расположенные по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, кв. 1, 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 13а, 14, 15, 18, 19, и заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества нежилое помещение, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, пом. п001-п014, 1001-1005, 2001-2006, 3001-3003, 3006.
10.02.2014 уведомлением N 01/012/2014-330 Управление Росреестра по Томской области известило заявителя о приостановлении государственной регистрации права собственности на срок до 10.03.2014 в связи с сомнениями, возникшими у государственного регистратора в наличии оснований для государственной регистрации, для разрешения которых направлен запрос в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
05.03.2014 на основании заявления ООО "Стройальянс" государственная регистрация прекращения права собственности и государственная регистрация права собственности приостановлена на 90 календарных дней до 03.06.2014 в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
20.06.2014 сообщениями N N 70-70-01/012/2014-330, 70-70-01/012/2014-335, 70-70-01/012/2014-336, 70-70-01/012/2014-337, 70-70-01/012/2014-339, 70-70-01/012/2014-340, 70-70-01/012/2014-342, 70-70-01/012/2014-343, 70-70-01/012/2014-344, 70-70-01/012/2014-345, 70-70-01/012/2014-346, 70-70-01/012/2014-347, 70-70-01/012/2014-349 в государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества отказано, также сообщением от 20.06.2014 N 70-70-012/2014-323 отказано в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества: нежилые помещения, расположенные по адресу - г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, пом. п001-п014, 1001-1005, 2001-2006, 3001-3003, 3006.
Заявитель, посчитав решения управления об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности и отказе в государственной регистрации права собственности недействительными, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из совокупности представленных документов, из которых усматривается, что спорный объект, расположенный по адресу - г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, возведен в результате реконструкции нежилого здания, которое не утратило статус объекта культурного наследия.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 10 и 13 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а также если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, в соответствии с паспортом объекта культурного наследия от 12.05.1977 здание, в адрес которого поступала нелегальная корреспонденция от редакции ленинской газеты "Искра", расположенное по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12, принято на охрану на основании Решения исполкома Томского областного Совета депутатов трудящихся от 25.07.1961 (адрес: г. Томск, ул. Набережная реки, 8).
Решением исполнительного комитета Томского областного Совета Народных Депутатов от 28.04.1980 N 109 утвержден список исторических и историко-революционных памятных зданий, подлежащих дополнительному изучению, в том числе здания, расположенного по адресу г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12, - "Дом, где находился аптекарский магазин "Пойзнер и Нови", куда в 1903-1904 г.г. поступала нелегальная корреспонденция и литература от В.И. Ленина, ЦК РСДРП и редакции газеты "Искра"".
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" здание, расположенное по адресу г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12, отнесено к числу объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения - "Здание аптечного магазина, XIХ в.".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2000 N 119 указанный объект исключен из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения. Указанным Постановлением органу исполнительной власти Томской области рекомендовано рассмотреть в 3-месячный срок вопрос об отнесении "Здание аптечного магазина, XIХ в.", расположенного по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12 к категории памятников истории и культуры местного значения.
Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25.08.2000 N 319 "Здание аптечного магазина "Пойзнер и Нови" XIХ в." отнесено к категории памятников регионального значения.
17.07.2007 между ООО "Стройальянс" (инвестор) и Территориальным управлением федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Томской области по результатам конкурса инвестиционных проектов (протокол N 2 от 06.07.2007) заключен инвестиционный контракт на реконструкцию (строительство) здания, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12.
Согласно пункту 2.1 указанного контракта его предметом является инвестиционная деятельность сторон, осуществляемая в форме капитальных вложений (инвестиций) и направленная на реконструкцию (строительство) объекта недвижимости с приспособлением под административно-торговый центр. Объект расположен по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12, площадь 1882,8 кв.м.
По пункту 2.2 контракта его технические характеристики и описание состояния объекта недвижимости до его реконструкции (строительства) содержатся в техническом паспорте, заключении о техническом состоянии строительных конструкций здания-памятника истории федерального значения по Набережной реки Ушайки, 12 в г. Томске, подготовленном ОАО "Сибирский институт" "Сибспецпроектреставрация", заключении Межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания N 77 от 28.05.2007.
Проект реконструкции здания по ул. Набережная реки Ушайки, 12 согласован Департаментом по культуре Томской области письмом от 26.06.2007 N 1341/01-17, а также письмом от 15.07.2011 N 1923/06-06, в том числе на проведение работ по демонтажу аварийных конструкций объекта культурного наследия регионального значения по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12 с условием воссоздания объекта в прежних габаритах.
07.02.2014 нежилое здание - административно-торговый центр введено в эксплуатацию на основании разрешения N RU 70301000-111-С/13, выданного Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска.
24.01.2014 ООО "Стройальянс" обратилось в Управление Росреестра Томской области с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на объекты недвижимого имущества жилые помещения, расположенные по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, кв. 1, 2, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 13а, 14, 15, 18, 19, и заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества нежилое помещение, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, пом. п001-п014, 1001-1005, 2001-2006, 3001-3003, 3006.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Как следует из материалов дела, в качестве правоустанавливающих документов для государственной регистрации прекращения права представлены: инвестиционный контракт на реконструкцию (строительство) здания, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12 от 17.07.2007; дополнительные соглашения от 17.07.2008, 22.12.2009, 10.02.2013 к инвестиционному контракту; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 25.07.2013 N RU 70301000-111-С/13; кадастровая выписка о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства от 07.08.2013 N 7000/301/13-91825.
20.06.2014 Управление Росреестра по Томской области со ссылкой на абзацы 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказало обществу в государственной регистрации прекращения права собственности на спорные объекты. В сообщениях управлением указано, что согласно полученному ответу Департамента по культуре и туризму Томской области (исх. 61-06-0361 от 20.02.2014) нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12 построено на месте ранее снесенного объекта культурного наследия "Здание аптечного магазина "Пойзнер и Нови".
Из ответов департамента (исх. N 61-06-1487 от 05.06.2014, исх. N 61-06-0889 от 09.04.2014) следует, что ранее расположенный объект культурного наследия "Здание аптечного магазина "Пойзнер и Нови" отнесен к недвижимым памятникам истории и культуры Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25.08.2000 N 319 "Об отнесении памятников истории и культуры к памятникам местного значения". В настоящий момент информация о его полной физической утрате направлена в Министерство Культуры Российской Федерации для решения вопроса об исключении из единого реестра объектов культурного наследия.
Согласно ответу Министерства культуры Российской Федерации (исх. N 3229-10-05 от 10.06.2014) в Минкультуры России 07.03.2014 поступило обращение Губернатора Томской области С.А. Жвачкина от 03.03.2014 N СЖ-35-365 по вопросу согласования исключения объекта (нежилое здание по адресу г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12) из реестра с приложением комплекта документов. С целью проверки полноты, всесторонности и объективности проведенных историко-культурных исследований и обоснованности выводов заключения экспертизы о возможности и обоснованности исключения объекта из реестра Минкультуры России запланировано рассмотрение данного вопроса на ближайшем заседании соответствующей секции научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры России.
В ответе также указано, что объект недвижимости подлежит государственной охране в качестве объекта культурного наследия до момента принятия решения об его исключении из реестра вне зависимости от факта регистрации памятника истории и культуры в реестре, а также его техническом состоянии.
С учетом этого, Управление Росреестра по Томской области пришло к выводу, что на момент проведения государственной регистрации прекращения права собственности жилые помещения по адресу: Томская область, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, д. 12, входят в состав реконструируемого нежилого здания, не утратившего статус объекта культурного наследия.
Права на объект культурного наследия могут быть прекращены в связи с его сносом только при осуществлении особой административной процедуры, в результате которой объект недвижимого имущества утрачивает статус объекта культурного наследия.
Отказывая в государственной регистрации права собственности на спорные объекты, управление указало, что на момент принятия решения о государственной регистрации прекращения права собственности спорные объекты недвижимого имущества имеют обременение - правовой статус объекта культурного наследия, который в установленной законодательством порядке не утрачен.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объект, расположенный по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12 - "Здание аптечного магазина, XXI в." в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 ("Здание аптечного магазина "Пойзнер и Нови" XIХ в." в соответствии с Постановлением Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25.08.2000 N 319) имеет статус объекта культурного наследия.
Согласно письму Федерального агентства по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28.02.2007 N 10-1-279 объекту культурного наследия, расположенному по адресу г. Томск, ул. Набережная реки, 12, присвоен индивидуальный код объекта 7010041000.
На основании части 3 статьи 64 Федерального закона N 73-ФЗ объект культурного наследия, расположенный по адресу г. Томск, ул. Набережная реки, 12 признается объектом культурного наследия, включенным в государственный реестр объектов культурного наследия.
Таким образом, к правоотношениям, возникшим между заявителем и заинтересованным лицом, должны применяться положения Федерального закона N 73-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона N 73-ФЗ определены полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе принятие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, решения о включении объекта культурного наследия федерального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, об исключении объекта культурного наследия из указанного реестра, о перемещении объекта культурного наследия или об изменении его внутреннего или внешнего облика, об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения либо о воссоздании утраченного объекта культурного наследия федерального значения (подпункт 10).
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
В соответствии с настоящим Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (статья 16 Федерального закона N 73-ФЗ).
Исключение памятника истории из реестра и процедура его проведения регламентированы статьей 23 Федерального закона N 73-ФЗ.
Исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:
1) в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;
2) в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).
Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения. При этом определение историко-культурного значения объекта культурного наследия может быть осуществлено лишь на основании государственной историко-культурной экспертизы.
Из материалов дела следует, что государственная историко-культурная экспертиза спорного объекта не проводилась, доказательств ее проведения в суд не представлено, из реестра объектов культурного наследия здание, расположенное по адресу: г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки, 12, не исключено, из чего следует, что объект недвижимости по указанному адресу не прекратил своего существования как памятник истории и культуры.
Пунктом 27 Инструкции от 13.05.1986 N 203, действующим в настоящее время, предусмотрено, что исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в особых случаях:
- по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения;
- Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.
Особыми случаями названы:
- разрушение объекта в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможность его воссоздания как памятника;
- при завершении археологического исследования памятника, в результате чего он полностью утрачивается.
При этом исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти по охране объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (пункт 2 статьи 23 Федерального закона N 73-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра проводится государственная историко-культурная экспертиза.
Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется, в частности органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с данным Федеральным законом (пункты 2.1, 3 статьи 31 Федерального закона N 73-ФЗ).
Таким образом, исключение объекта культурного наследия из реестра возможно только при осуществлении особой административной процедуры, которая в данном конкретном случае в отношении объекта по указанному адресу не проводилась.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о прекращении существования спорного здания признаются несостоятельными, поскольку недвижимое имущество по данному адресу не утратило статуса объекта культурного наследия, при этом снятие с кадастрового учета здания не свидетельствует об утрате данного статуса объектом.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не опровергнуто заявителем, что в настоящее время вышеназванный объект на основании Постановления Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 25.08.2000 N 319 "Здание аптечного магазина "Пойзнер и Нови" XIХ в." отнесен к категории памятников регионального значения, в связи с чем за зданием, расположенным по адресу: г. Томск, ул. Набережная р. Ушайки, 12, по прежнему сохраняется статус объекта культурного наследия.
Довод апеллянта о том, что действующее законодательство не предусматривает процедуры исключения из реестра объектов культурного наследия объектов, в нем незарегистрированных, отклоняется апелляционным судом, поскольку данный объект подлежит государственной охране в качестве объекта культурного наследия вне зависимости от факта регистрации памятника истории и культуры в реестре.
Многочисленные доводы апеллянта о том, что исключение объекта культурного наследия из реестра означает признание государством утраты им именно историческо-культурной ценности и никак не соотносится с наличием либо отсутствием имущественных прав на этот объект, отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании положений Федерального закона N 73-ФЗ, не влекут иного порядка утраты статуса памятника истории, который является обязательным в силу положений закона.
Ссылка подателя жалобы на судебную практику не может быть принята апелляционным судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения для настоящего дела не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемых сообщений (отказов) в осуществлении государственной регистрации прекращения права собственности и государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество Федеральному закону N 122-ФЗ, Федеральному закону N 73-ФЗ, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа и об отсутствии нарушений в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 13 ноября 2014 г. по делу N А67-4363/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройальянс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4363/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 апреля 2015 г. N Ф04-17379/15 настоящее постановление отменено
Истец: ООО "Стройальянс"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительстова Администрации г. Томска, Департамент по культуре и туризму Томской области, Территориальное Управление Росимущества по Томской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области