город Омск |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А70-10241/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12405/2014) Закрытого акционерного общества "Тандер"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2014 по делу N А70-10241/2014 (судья Соловьев К.Л.),
принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (ОГРН 1057200990593; ИНН 7203158490;)
к Закрытому акционерному обществу "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475;)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от Закрытого акционерного общества "Тандер" - Кононова Диана Владимировна (паспорт серия 5201 N 677058 выдан 08.12.2001, по доверенности N 2-4/233 от 21.04.2014 сроком действия на один год);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) ЗАО "Тандер" (далее - ответчик, Общество).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2014 ЗАО "Тандер" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку факт реализации в гипермаркете "Магнит" товара с нарушением обязательных требований к пищевым продуктам доказан административным органом и подтвержден материалами дела.
Не согласившись с принятым судебным актом ЗАО "Тандер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Общество указало на недоказанность административным органом наличия события правонарушения, ввиду проведения экспертизы продукции, положенной в основу выводов о наличии такового, с нарушением установленных требований.
Так, по утверждению подателя жалобы, время проведения лабораторных испытаний, условия хранения отобранных проб до момента проведения бактериологических посевов в заключении эксперта не указано, отобранные 14.08.2014 в 08 часов 15 минут пробы были уже непригодны к употреблению 14.08.2014 в 20 часов 15 минут, следовательно, результаты проведенной экспертизы в период с 14.08.2014 по 19.08.2014 не могут являться допустимыми доказательствами.
Также податель жалобы пояснил, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доказательства, представленные ЗАО "Тандер", о соответствии продуктов питания нормам СанПиНа 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", а именно протоколы лабораторных испытаний от 25.08.2014, проведенные ГАУ ТО "Тобольская межрайонная ветеринарная лаборатория".
В апелляционной жалобе также изложена позиция о неверной квалификации выявленного правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку административным органом не представлено доказательств, подтверждающих причинение вреда жизни и здоровью граждан.
От Управления в материалы дела поступил отзыв, согласно которому решение суда является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области извещено надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
Представитель Общества в заседании суда апелляционной инстанции поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Общества, установил следующее.
В связи с жалобой на качество реализуемых пищевых продуктов (салатов) от 08.08.2014 г. вх.N 362 должностным лицом Управления вынесено определение от 11.08.2014 г. о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ответчика по месту осуществления им деятельности по адресу: г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113 (л.д.16).
В ходе административного расследования на основании определения о назначении экспертизы от 11.08.2014 г. должностным лицом Управления в присутствии понятых и представителя Общества по доверенности произведён осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений гипермаркета "Магнит", расположенного по адресу: г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113 (протокол осмотра от 14.08.2014 г.) и отбор проб - салатов собственного производства для лабораторного исследования на предмет соответствия (не соответствия) требованиям санитарных правил (протокол отбора проб от 14.08.2014 г.) (л.д.18,20).
Согласно заключению экспертной организации - филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах отобранные пробы продукции не соответствует санитарным требованиям, а именно:
салат "Столичный" в заправленном виде не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, индекс 1.8), так как обнаружены БГКП, E.coli;
винегрет овощной в заправленном виде не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, индекс 1.8), так как обнаружены БГКП;
салат "Оливье" в заправленном виде не соответствует требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (приложение 2, индекс 1.8), так как обнаружены БГКП (л.д.23-25).
В связи с чем, должностным лицом Управления, при надлежащем извещении законного представителя, в присутствии представителя Общества по доверенности, в отношении юридического лица 26.08.2014 г. составлен протокол N 245 об административном правонарушении.
Протоколом установлено не соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", проб салатов собственного производства Общества: салат "Столичный" в заправленном виде, винегрет овощной в заправленном виде, салат "Оливье" в заправленном виде.
Таким образом, должностным лицом Управления установлены признаки совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и в соответствии со статьёй 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о привлечении ответчика к административной ответственности.
16.10.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 данного Кодекса, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанными с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали, в том числе, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, является, в том числе, изготовитель.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно- технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению осуществлять производственный контроль, в том числе, посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно статье 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.
Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырьё, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы контактирующие с ними материалы и изделия, пищевые добавки, разрешенные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.
Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырьё, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации. Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия должны быть использованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 г. N 23 введены в действие Санитарные правила "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01" (далее - СП 2.3.6.1066-01), которые разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьём и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приёмки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Действие данных Правил распространяется на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей (пункт 1.2 СП 2.3.6.1066-01).
Согласно пункту 8.1 СП 2.3.6.1066-018 Пищевые продукты, реализуемые в организациях торговли, должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией, а также гигиеническим требованиям к пищевой ценности и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.
При этом в силу положений пункта 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. N 55, до подачи продовольственных товаров в торговый зал продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ к отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их реализации определены Федеральным законом от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ), в соответствии с положениями которого при реализации пищевых продуктов граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования государственных стандартов, санитарных правил и норм.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявленным требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнит работу, оказать услугу), соответствующей этим требованиям.
К отношениям, связанным с обеспечением безопасности пищевых продуктов, а также материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, применяются положения законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - настоящий технический регламент) устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к объектам технического регулирования;
Целями принятия технического регламента являются защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 2 ТР ТС 021/2011 объектами технического регулирования технического регламента являются пищевая продукция; связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Как установлено в пунктах 1, 2, 5 статьи 7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
Показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту.
В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Приложением 2 к ТР ТС 021/2011 установлены микробиологические нормативы безопасности, а именно установлены допустимые уровни по показателям, так бактерии группы кишечных палочек (колиформы) не допускаются в массе продукта (г) по уровню 0,1, E.coli не допускаются в массе продукта (г) по уровню 0,1.
Имеющимися в материалах дела протоколом N 245 об административном правонарушении от 26.08.2014 г., заключением экспертной организации - филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах от 19.08.2014 г. протоколом отбора проб от 14.08.2014, протоколами лабораторных исследований от 19.08.2014 N 01.8781, N 01.8782, N 01.8783, подтверждается, что Обществом при реализации пищевой продукции были нарушены требования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (Приложение N 2).
Таким образом, поскольку в магазине "Магнит", расположенном по адресу: г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113, было выявлено наличие предложенных к продаже образов пищевой продукции, не отвечающих требованиям безопасности продукции, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях заинтересованного лица события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несоблюдение Обществом требований TP ТС 021/2011 обусловили предложение к продаже салата "Столичный", винегрета овощного, салата "Оливье", в которых обнаружены БГКП, E.coli.
При этом доводы Общества о том, что после отбора проб с образцов пищевой продукцией до проведения лабораторных исследований срок годности готовой продукции истек, и пробы были не пригодны, в связи с чем заключение эксперта является недопустимым доказательством не находят документального подтверждения и правомерно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с определением о назначении экспертизы от 11.08.2014 г. N 1055 по делу об административном правонарушении эксперту филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" в г. Тобольске, Тобольском, Вагайском, Уватском, Ярковском районах Пуртовой И.И. было поручено произвести экспертизу пищевых продуктов: салат "Столичный" в заправленном виде, дата изготовления 14.08.2014 г. 07:34, срок годности 12 часов, адрес производства Тюменская область, г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113; винегрет овощной в заправленном виде, дата изготовления 14.08.2014 г. 08:33, срок годности 12 часов, адрес производства Тюменская область, г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113; салат "Оливье" в заправленном виде дата изготовления 14.08.2014 г. 08:15, срок годности 12 часов, адрес производства Тюменская область, г. Тобольск, микрорайон 11, стр. 113 с целью определения соответствия (несоответствия) указанных продуктов требованиям ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по микробиологическим нормативам безопасности. Дата и время взятия проб салатов указаны на стикерах-наклейках.
14.08.2014 г. в 10 час. 22 мин. должностным лицом Управления, экспертом в присутствии представителя Общества по доверенности и двух понятых произведён отбор проб реализуемой готовой продукции - салатов.
14.08.2014 г. в 11 час. 10 мин. пробы салатов доставлены в аккредитованную лабораторию филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области" в г. Тобольске, Тобольском. Вагайском, Уватском, Ярковском районах.
Отметки о дате и времени отбора проб и их доставки, подтверждающие указанный факт имеются в протоколе обора проб от 14.08.2014 г. и не отрицаются ЗАО "Тандер".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, безопасность пищевых продуктов в микробиологическом отношении в соответствии с ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов" оценивалась по 7 показателям: КМАФАнМ (количество мезофильных аэробных и факультативно - анаэробных микроорганизмов); БГКП (бактерии группы кишечной палочки); Е. coli; S. aureus; протей; патогенные, в т. ч. сальмонеллы; дрожжи, плесени.
При этом, следует учитывать, что исследования на КМАФАнМ проводится бактериологической лабораторией в соответствии с ГОСТ Р 10444.15-94 "Продукты пищевые. Методы определения количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов".
Согласно данному документу, из навески продукта готовятся разведения, засеваются на чашку Петри, заливаются питательной средой и хранятся в термостате при температуре 37 градусов в течение 72 час. После инкубирования посевов подсчитывают количество колоний, выросших на чашках Петри, записывают результат. Результат выдают на 3 сутки. БГКП определяют по ГОСТ Р 52816-2007 "Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества бактерий группы кишечных палочек (колиформных бактерий)". Разведение навески продукта засевают в селективную обогатительную среду, термостатируют при 37 градусов 48 час., пересевают в подтверждающую среду, инкубируют при 37 градусов 48 час. Результат выдают на 4 сутки. Ё. coli определяют по ГОСТ Р 52830-2007 "Микробиология пищевых продуктов и кормов. Метод обнаружения и определения количества презумптивных бактерий Escherichia coli. Метод наиболее вероятного числа". Настоящий стандарт устанавливает метод обнаружения и определения количества презумптивных бактерий Escherichia coli методом культивирования в жидких питательных средах после инкубации при температуре 37 градусов - 48 час. и 44 градусов - 48 час. Результат выдают на 4 сутки. Исследования на S. aureus проводят по ГОСТ Р 52815-2007 "Продукты пищевые. Методы выявления и определения количества коагулазоположительных стафилококков и Staphylococcus aureus". Суспензию пищевого продукта инкубируют в жидкой селективной питательной среде при температуре 37 градусов 48 час., затем высевают на плотные селективно - диагностические среды, вновь инкубируют при температуре 37 градусов 48 час., проводят подтверждающие тесты. Результат выдается на 4 сутки. Протей в пищевых продуктах определяют по ГОСТ 28560-90 "Продукты пищевые. Метод выявления бактерий родов Proteus, Morganella, Providencia". Метод основан на высеве определённого количества разведения продукта в жидкую селективную среду, культивировании посевов при 36 градусов в течение 48 час., последующим пересеве выросших культур на плотные дифференциально - диагностические среды, культивировании посевов при 36 градусов в течение 48 час., выделении характерных колоний и подтверждении с помощью биохимических тестов их принадлежности к бактериям рода Proteus. Результат выдают на 4 сутки. Исследование на патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы проводится в соответствии с ГОСТ Р 52814-2007 "Продукты пищевые. Метод выявления бактерий рода Salmonella". Метод выявления бактерий рода Salmonella в определённой массе продукта состоит из четырех этапов: 1) предварительное обогащение в неселективной жидкой среде (инкубация при температуре 37 градусов 18-20 час.); 2) обогащение в двух питательных средах при разной температуре 24 - 48 час.; 3) пересев на две селективные агаризованные среды при температуре 37 градусов - 48 час.; 4) идентификация выросших подозрительных колоний с помощью биохимических и серологических тестов. Результат выдают на 5 сутки. Определение дрожжей и плесневых грибов в продукте определяется по ГОСТ 10444.12-88 "Продукты пищевые. Метод определения дрожжей и плесневых грибов". Разведение продукта засевают в 2 чашки Петри, заливают питательной средой, термостатируют при температуре 24 градуса в течение 5 суток. Результат выдают на 6 сутки.
Как уже было указано выше, пробы для исследования доставлены в лабораторию 14.08.2014 г., результат выдан 19.08.2014 г., то есть по окончании всех видов исследований с теми временными затратами, которые требуются в соответствии с нормативными документами.
Таким образом, результат исследований, с учетом отбора проб 14.08.2014 года и примененным экспертом методе исследования до 5, 6 суток, никак не мог бы быть подготовленным экспертом до 19.08.2014 года, при учете довода ответчика относительно проведения экспертизы по истечении срока годности продукции.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания заключения эксперта недопустимым доказательством.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее реализации материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Общество как профессиональный участник рынка, осуществляющий розничную продажу пищевой продукции потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, реализуемая им, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней, предпринимать действия по контролю качества реализуемой продукции.
Права и интересы потребителей продукции могут быть обеспечены только при условии соответствующего контроля качества продукции на всех этапах ее оборота (производство, хранение, транспортировка, реализация (поставка и розничная купля-продажа).
Заинтересованное лицо не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело возможность для обеспечения исполнения обязательств, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, не обеспечило должного контроля за исполнением работниками своих должностных обязанностей.
Довод Общества относительно того, что судом первой инстанции не были приняты во внимание доказательства, представленные ЗАО "Тандер", о соответствии продуктов питания нормам СанПиНа 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", а именно протоколы лабораторных испытаний от 25.08.2014, проведенные ГАУ ТО "Тобольская межрайонная ветеринарная лаборатория", судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие материалам дела, поскольку судом первой инстанции была дана оценка в обжалуемом судебном акте указанных выше доказательств.
При таких обстоятельствах наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является установленным.
Довод подателя апелляционной жалобы о неверной квалификации выявленного в ходе проведенной проверки правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса ввиду недоказанности административным органом факта причинения вреда жизни и здоровью граждан выявленным нарушением подлежит отклонению, поскольку диспозиция части 2 указанной статьи предусматривает в качестве квалифицирующего признака не только причинение вреда жизни и здоровью граждан, но и наличие угрозы указанных последствий. Учитывая вид продукции, установленные факты нарушения нормативов и реализации не соответствующей нормативам продукции, поступления ее в розничную сеть, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что допущенные нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, удовлетворив требование Управления о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Размер налагаемого на Общество административного штрафа назначен судом в пределах санкции части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется и апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Тандер" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.10.2014 по делу N А70-10241/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10241/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2015 г. N Ф04-16734/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области
Ответчик: ЗАО "Тандер"