г. Чита |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А19-9622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Желтоухова Е. В., Сидоренко В. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2014 года по делу N А19-9622/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Востсибстрой" (ОГРН 1053811072182, ИНН 3811089580, адрес: 664074, г. Иркутск, Байкальская, 202) к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН1083808003564, ИНН 3808174613, юридический адрес, 664007, г. Иркутск, ул. К. Либкнехта,47) о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков, обязании устранить нарушение прав,
при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина,1) (суд первой инстанции судья С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании
от заявителя ООО "Востсибстрой": не явился;
от заинтересованного лица Министерства: не явился;
от третьего лица Администрации: не явился;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Востсибстрой" (далее заявитель, ООО "Востсибстрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее Правительство, Министерство) о признании незаконным отказа Правительства Иркутской области в предоставлении земельных участков, выраженного в письме Министерства имущественных отношений от 26.02.2014 N 23-18769/1и; обязании Правительства Иркутской области устранить нарушение прав и законных интересов путем обращения в администрацию г. Иркутска с заявлением об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и истребования от администрации г. Иркутска данных документов.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация города Иркутска (далее Администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21.10.2014 заявленные требования удовлетворены, решение Правительства Иркутской области, изложенное в письме от 26.02.2014 г. N 23-18769/1и Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в предоставлении земельных участков по ул. Байкальской в г. Иркутске для благоустройства и для организации автопарковки признано не законным, как несоответствующее Земельному кодексу РФ.
Суд обязал Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения путем совершения предусмотренных статьей 34 Земельного кодекса РФ действий по рассмотрению заявлений общества с ограниченной ответственностью "Востсибстрой" о предоставлении земельных участков в аренду от 06.11.2013 г. N N 113/10 и 114/10.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления. Заявитель апелляционной жалобы указал, что норма статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не обязывает орган местного самоуправления безусловно выдать схему расположения участка на кадастровом плане без учета зонирования. Администрация считает, что у нее отсутствовала возможность утверждения схемы расположения земельных участков в связи с не соответствием установленных видов разрешенного использования земельных участков целям, для которых испрашивались земельные участки.
Правительство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию, изложенную в апелляционной жалобе Администрации, просило ее удовлетворить.
Заявитель по делу отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не направил.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направили, Правительство ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва Правительства на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО "ВостСибСтрой" на основании договора купли-продажи объекта недвижимого имущества от 22.10.2012, прошедшего 24.12.2012 в установленном законом порядке государственную регистрацию, является собственником земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 11 130 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000025:245, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Ржанова, 45/1, 45/2, с разрешенным использованием - многоквартирные Дома с подземной автостоянкой.
06.11.2013 Общество обратилось в Министерство с двумя заявлениями на имя Губернатора Иркутской области о предоставлении в аренду сроком на 3 года из земель населенных пунктов земельных участков:
площадью 2 173 кв. м., расположенного по ул. Байкальская, Октябрьского района, г. Иркутска, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000025:245 для организации автопарковки (исх. N 113/10, вх. N 2125/13 от 06.11.2013);
площадью 1 106 кв. м, расположенного по ул. Байкальская, Октябрьского района, г.Иркутска, смежно с земельным участком с кадастровым номером 38:36:000025:245 для организации благоустройства (озеленение территории, обустройство тротуара, проезда) (исх.N 114/10, вх. N 2126/13 от 06.11.2013).
17.03.2014 ООО "ВостСибСтрой" получило отказ Правительства Иркутской области в предоставлении испрашиваемых земельных участков, выраженный в письме Министерства от 26.02.2014 исх. N 23-18769/1и.
В оспариваемом отказе сообщено, что в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от 23.11.2012 N 005-20-400654/2 "Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска", земельный участок площадью 2 173 кв.м. расположен в зоне размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения. Основным видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в границах данной территории являются объекты социально-бытового назначения, объекты культурно-досугового назначения, объекты общественного питания, объекты торгового назначения, объекты социального обеспечения.
Земельный участок площадью 1 106 кв. м расположен в зоне парков, скверов, бульваров. Основным видом разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства в границах данной территории являются объекты мест отдыха общего пользования.
На основании вышеизложенного Администрацией не представлены схемы расположения испрашиваемых Обществом земельных участков на кадастровой карте соответствующих территорий в соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Считая данный отказ не законным и нарушающим его интересы, ООО "Востсибстрой" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции ввиду следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В связи с вступлением 22.08.2013 в силу Закона Иркутской области от 15.07.2013 N 69-оз "О внесении изменений в отдельные Законы Иркутской области" к компетенции Правительства Иркутской области отнесено распоряжение в соответствии со статьями 30. 30.1, 30.2, 34 Земельного кодекса Российской Федерации земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно подпункту 29 пункта 7 Постановления Правительства Иркутской области от 30.09.2009 N 264/43-ПП "О министерстве имущественных отношений Иркутской области" к функциям Министерства относится осуществление от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимых действий, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка для целей не связанных со строительством, является Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений.
При этом, из анализа вышеприведенных норм следует, что уполномоченный орган - Министерство принимает решение о предоставлении земельных участков по мере предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2010 года N ВАС-12881/10 и постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 года по делу N А78-1194/2010, вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2008 N 221-ФЗ кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В пункте 5 статьи 14 Закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ содержится понятие кадастрового плана, который представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае орган местного самоуправления (Администрация) схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не утверждал и не выдавал.
Следовательно, отказ в предоставлении испрашиваемых ООО "Востсибстрой" земельных участков, расположенных по ул. Байкальская, Октябрьского района, г. Иркутска, сделанный в отсутствие необходимых схем, является преждевременным.
Иными словами, решение Министерства в любом случае не соответствует требованиям пунктов 4 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как указывалось выше, в силу пункта 4 названной статьи орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления обращения уполномоченного органа государственной власти утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В связи с этим отказ Администрации в выдаче схем расположения земельных участков со ссылками на не соответствие видов разрешенного использования является несостоятельным в правовом отношении.
Более того, суд апелляционной инстанции полагает, что оценка соответствию целей использования испрашиваемых земельных участков установленным видам разрешенного использования этих участков может быть дана только при наличии достоверных доказательств о месторасположении испрашиваемых Обществом земельных участков. Таким доказательством является сама схема расположения этих земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, без которой нельзя установить, в том числе, расположение территориальных зон, в которых установлены те или иные виды разрешенного использования.
При этом, такая оценка должна быть дана именно при разрешении вопроса о возможности предоставления земельных участков. Тогда как составление схемы расположения участков является лишь промежуточной стадией и не может подменять или предопределять стадию разрешения вопроса о возможности предоставления земельного участка.
Однако в нарушение установленного порядка Администрация не предоставила схемы расположения земельных участков. Министерство, согласившись с таким ответом Администрации, и, более того, заложив его в основание решения об отказе в предоставлении земельных участков, тем самым не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства.
Зная о нарушении Администрацией требований пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которое выразилось в неутверждении в месячный срок схемы расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Министерство, тем не менее, не приняло возможных мер воздействия на Администрацию (например, путем подачи жалобы в органы прокуратуры), а приняло оспариваемое преждевременное решение.
С учетом изложенного, отказ Правительства Иркутской области в предоставлении земельных участков, выраженный в письме Министерства имущественных отношений от 26.02.2014 N 23-18769/1и является незаконным и противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой незаконный и преждевременный отказ нарушает права общества, так как препятствует реализации возможности получения испрашиваемых земельных участков.
С учетом изложенных обстоятельств, оспариваемый отказ Правительства Иркутской области в предоставлении земельных участков, выраженный в письме Министерства имущественных отношений от 26.02.2014 N 23-18769/1и является недействительным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и правомерности вывода суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные Администрацией в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2014 года по делу N А19-9622/2014, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2014 года по делу N А19-9622/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9622/2014
Истец: ООО "ВостСибСтрой"
Ответчик: Правительство Иркутской области в лице Министерства имущественных и земельных отношений Иркутской области
Третье лицо: Администрация г. Иркутска