г. Киров |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А82-9091/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2014 по делу N А82-9091/2014, принятое судом в составе судьи Мухиной Е.В.
по заявлению государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области "Ярославский автомеханический колледж" (ОГРН 1027600850353, г. Ярославль, ул. Автозаводская, д. 1а)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Ярославская область, проспект Толбухина, д. 64а),
третье лицо: департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (ОГРН 1027600691469, г. Ярославль, пл. Челюскинцев, д. 10/3),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области "Ярославский автомеханический колледж" (далее - заявитель, Учреждение, Колледж) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.05.2014 N 01/035/2014-168; возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав путем регистрации за Учреждением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 76:23:050403:4, расположенный в г. Ярославле, ул. Кузнецова, д. 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2014 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что Колледж не представил в Управление документы, подтверждающие передачу ему права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Заявитель в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу приведенные в ней доводы опровергает, также просит оставить ее без удовлетворения.
Стороны и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 02.10.2006 регистрирующим органом выдано свидетельство о государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования за государственным образовательным учреждением начального профессионального образования Ярославской области - профессиональный лицей N 2 (далее - Лицей) на земельный участок, категория земель: земли поселений, общая площадь 13826 кв.м., расположенный по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кузнецова, д. 4 (л.д. 18).
09.12.2008 выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок для эксплуатации зданий лицея, общей площадью 13826 кв.м. по адресу: г. Ярославль, ул. Кузнецова, д. 4 с кадастровым номером 76:23:050403:0004 (далее - спорный земельный участок) (л.д. 19).
18.03.2009 выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности Ярославской области на объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, ул. Кузнецова, д. 4 (л.д. 12-14), а именно: 1) четырехэтажный учебный корпус, общей площадью 1752,9 кв.м., инв. N 23099, лит. В; 2) одноэтажный учебный корпус, общей площадью 2397,4 кв.м., инв. N 23009, лит. Б; 3) двухэтажный учебный корпус, общей площадью 4120,9 кв.м., инв. N 23099, лит. А, А1, А2 (далее - учебные корпуса).
05.11.2009 выданы свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления Лицея на учебные корпуса (л.д. 9-11).
20.05.2013 правительством Ярославской области издано постановление N 551-п о реорганизации государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский автомеханический техникум (далее - Техникум) в форме присоединения к нему Лицея (л.д. 45).
24.01.2014 департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области и департаментом образования Ярославской области утвержден передаточный акт, согласно которому в рамках реорганизации передается имущество от Лицея Техникуму. В данном акте указано, что Техникум является правопреемником Лицея по всем правам и обязательствам. В приложениях к передаточному акту спорный земельный участок не поименован.
17.01.2014 правительством Ярославской области вынесено постановление N 6-п, которым в постановление правительства Ярославской области от 20.05.2013 N 551-п внесены изменения о том, что Техникум переименован в государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области "Ярославский автомеханический колледж" (л.д. 46).
14.04.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (л.д. 10) внесена запись о прекращении деятельности Лицея путем реорганизации в форме присоединения.
Согласно пунктам 1.1, 1.8 Устава Колледжа (л.д. 51-68) государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Ярославский автомеханический техникум переименовано в государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области "Ярославский автомеханический колледж" (пункт 1.1). Учреждение является правопреемником Лицея на основании постановления Правительства Ярославской области от 20.05.2013 N 551-п (пункт 1.8). Имущество Учреждения является собственностью Ярославской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном действующим законодательством (пункт 7.1).
06.03.2014 Колледж обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок (л.д. 94-95).
17.03.2014 Управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение сроком на один месяц на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) в связи с тем, что к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно документы, подтверждающие возникновение у Колледжа права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком (л.д. 108-109).
16.04.2014 на основании заявления Колледжа (л.д. 110) Управлением в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком на 90 календарных дней.
05.05.2014 Управление на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение (далее - решение об отказе от 05.05.2014) в связи с тем, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие переход права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок; представленный передаточный акт от 24.01.2014 не содержит сведений о передаче спорного земельного участка в порядке правопреемства.
05.05.2014 Управлением на основании передаточного акта от 24.01.2014 произведена государственная регистрация права оперативного управления на учебные корпуса, расположенные по адресу: г.Ярославль, ул. Кузнецова, д.4, о чем выданы соответствующие свидетельства (л.д. 15-17).
Не согласившись с решением Управления от 05.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителю как универсальному правопреемнику Лицея и правообладателю объекта недвижимости право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, занимаемым учебными корпусами, перешло в силу закона с момента государственной регистрации права на этот объект на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего правообладателя объекта недвижимого имущества.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент реорганизации, при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений (пункт 1). В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц. Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 настоящей статьи (пункт 2). Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления (пункт 3).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Материалами дела подтверждено, что принимая обжалуемое решение, Управление исходило из того, что заявителем на государственную регистрацию не представлены документы, подтверждающие переход права постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок; представленный передаточный акт от 24.01.2014 не содержит сведений о передаче спорного земельного участка в порядке правопреемства.
Между тем, из материалов дела следует, что на основании постановления правительства Ярославской области от 20.05.2013 N 551-п осуществлена реорганизация юридического лица - Техникума (Колледжа) в форме присоединения к нему другого юридического лица - Лицея. Согласно передаточному акту от 24.01.2014 Техникум (Колледж) является правопреемником Лицея по всем правам и обязанностям. При этом предоставленное Лицею право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком перешло к Учреждению как универсальному правопреемнику и правообладателю учебных корпусов, расположенных на спорном земельном участке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Колледж не представил в Управление документы, подтверждающие передачу ему права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку согласно передаточному акту от 24.01.2014 заявитель является правопреемником Лицея по всем его правам и обязанностям. Кроме того, на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости - учебные корпуса, переданные Колледжу на праве оперативного управления.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2014 по делу N А82-9091/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-9091/2014
Истец: Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области "Ярославский автомеханический колледж"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области