г. Вологда |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А44-2667/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 июня 2014 года по делу N А44-2667/2014 (судья Александров С.А.),
установил:
заместитель прокурора Новгородской области (ОГРН 1025300815440, ИНН 5321046221; место нахождения: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Новолучанская, дом N 11; далее - прокурор), действующий в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства и Новгородской области в лице Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249; место нахождения: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, дом N 13а; далее - комитет) и обществу с ограниченной ответственностью "Холмлес" (ОГРН 1105337000230, ИНН 5317003360; 175271, Новгородская область, город Холм, улица Розы Люксембург, дом 25, квартира (офис) 1; далее - ООО "Холмлес") о признании недействительными абзаца 2 пункта 18.8 в части слов "и его тушению", абзацев 2 и 3 пункта 30 договора аренды лесного участка от 03.07.2012 N 354.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 27.06.2014 заявленные требования удовлетворены.
Комитет с этим решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению подателя жалобы, спорные условия договора не противоречат законодательству. При этом обеспечение тушения лесных пожаров предполагает выполнение арендатором лесного участка мероприятий, направленных на предупреждение пожаров и возможность оперативного тушения пожаров уполномоченными организациями.
Прокурор в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для её удовлетворения.
Как следует из материалов дела, комитет (Арендодатель) и ООО "Холмлес" (Арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 03.07.2012 N 354 (далее - договор N 354; листы дела 13-27), в соответствии с которым арендатор принимает во временное владение и пользование лесной участок общей площадью 2147 га, расположенный в Новгородской области, Холмском муниципальном районе, Холмском лесничестве, Холмском участковом лесничестве, квартале N 42, Аполецком участковом лесничестве, кварталах N 1, 23-25, 30, Находском участковом лесничестве, квартале N 92, Морховском участковом лесничестве, кварталах N 7, 12, 24, 31-34, 42, 43, 100, 101.
Срок действия договора аренды определён как 49 лет с момента его государственной регистрации. Государственная регистрация указанного договора произведена 14.08.2012 за N 53-53-06/052/2012-362.
Договор N 354 действует в редакции соглашения от 19.08.2013 (листы дела 44, 45).
В абзаце 2 пункта 18.8 договора N 354 установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
Пунктом 30 договора N 354 установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях:
- изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (абзац первый пункта 30 договора);
- изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (абзац второй пункта 30 договора).
Прокурор, ссылаясь на несоответствие законодательству абзаца второго пункта 18.8 договора N 354 в части возложения на арендатора обязанности тушить пожар и абзацев второго и третьего пункта 30 договора, в порядке статьи 52 АПК РФ обратился в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Пунктом 2 статьи 1 и статьёй 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 названного Кодекса условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 названного Кодекса).
В абзаце втором пункта 18.8 договора установлена обязанность арендатора в случае обнаружения лесного пожара на арендуемом лесном участке немедленно сообщать об этом в региональный пункт диспетчерского управления арендодателя, специализированную диспетчерскую службу и (или) лесничество и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и его тушению.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ, Лесной кодекс) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Частью 2 статьи 53.4 Лесного кодекса определено, что лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В силу части 1 статьи 53.4 ЛК РФ тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Пунктом 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, установлено, что привлечение юридических лиц и граждан для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и планами тушения лесных пожаров, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны, в частности, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организация тушения пожаров - совокупность оперативно-технических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первых мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Кроме того, названной статьёй определено понятие пожарной охраны как совокупности созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация; при недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти - данное закреплено статьёй 7 Закона N 68-ФЗ. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Из приведённых норм следует, что тушение лесных пожаров отнесено к компетенции специализированных органов государственной власти, их территориальных подразделений и органов местного самоуправления.
Таким образом, законодательством не предусмотрено возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара.
Оснований считать, что ООО "Холмлес" наделено полномочиями специализированной противопожарной организации, в данном случае не имеется. На такие обстоятельства не ссылается и податель жалобы.
Из буквального содержания абзаца второго пункта 18.8 договора аренды следует, что на арендатора возложена обязанность по тушению лесного пожара на арендуемом лесном участке.
Поскольку возложение на арендатора лесного участка обязанности по тушению пожара противоречит приведённым выше нормам, то суд первой инстанции обоснованно признал недействительным данное условие договора аренды.
Пунктом 30 договора N 354 установлено, что внесение изменений в договор по соглашению сторон допускается в случаях изменения состояния лесных насаждений, вызванного стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями (пожары, ветровалы, повреждение лесов вредными организмами) (абзац второй пункта 30 договора); изменения лесохозяйственного регламента лесничества в течение 3 месяцев с даты внесения в него изменений, проведения лесоустройства (абзац третий пункта 30 договора).
Данные подпункты договора аренды также правомерно признаны судом первой инстанции недействительными по следующим основаниям.
В материалах дела усматривается, что договор аренды заключён по результатам аукциона.
Пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент заключении договора N 354, предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
В свою очередь частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ установлено, что договор может быть изменён или расторгнут в соответствии со статьёй 9 настоящего Кодекса, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении.
Таким образом, из изложенного следует, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключённого на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным непосредственно настоящим кодексом (частью 7 статьи 53.7 Кодекса).
В связи с этим нормы гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон этого договора в данном случае не могут быть применены.
Порядок изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный статьёй 451 ГК РФ, в рассматриваемом случае не применим, поскольку он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьёй 74 Лесного кодекса.
В связи с этим ссылка комитета в обоснование своей позиции на часть 3 статьи 71 ЛК РФ и статью 451 ГК РФ подлежит отклонению.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что правовых оснований для отмены (изменения) принятого по рассматриваемому делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 июня 2014 года по делу N А44-2667/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-2667/2014
Истец: Заместитель прокуратура Новгородской области, Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, Прокурор Новгородской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, ООО "Холмлес"