Тула |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А54-271/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., при участии от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209032539, ИНН 6234000014) - Грачёвой С.В. (доверенность от 31.07.2014 N 2.4-12/015444), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Юридическая группа "Аппель" (г. Рязань, ОГРН 1026201260018, ИНН 6231050465), третьего лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046213016409, ИНН 6230012932), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая группа "Аппель" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.09.2014 по делу N А54-271/2014 (судья Котлова Л.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая группа "Аппель" (далее - заявитель, общество, ООО "Юридическая группа "Аппель") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Рязанской области (далее - инспекция, налоговый орган) об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов от 27.12.2013 (на основании заявления от 20.12.2013 N 6184, заявления от 20.12.2013 N 6185); обязании осуществить государственную регистрацию изменений; взыскании государственной пошлины в сумме 2000 рублей за подачу заявления, государственной пошлины в сумме 800 рублей за государственную регистрацию изменений, 1200 рублей - оплату за нотариальное удостоверение подписей.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 14.07.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Рязанской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают незаконно на заявителя какие-либо обязанности, не создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО "Юридическая группа "Аппель" обратилось с апелляционной жалобой, в которой полагает, что указанное решение незаконно, необоснованно и подлежит отмене.
Мотивируя свою позицию, заявитель считает несоответствующим законодательству вывод суда первой инстанции о том, что первоочередное по отношению к заявлению Р13001 имеет заявление Р14001, в связи с чем при ненадлежащем оформлении заявления Р14001, рассмотрения всего комплекта документов заканчивается принятием решения об отказе в государственной регистрации.
Общество считает, что суд первой инстанции руководствовался не нормами права, а разъяснениями налогового органа.
Заявитель обращает внимание на то, что при заполнении листа "З" формы 14001 руководствовался приложением N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, в частности, разделом VII приложения. Кроме того, считает, что при анализе данного вопроса суд первой инстанции не вправе использовать разъяснения, данные в письме ФНС от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@, поскольку на момент подачи заявления по форме Р14001 данного письма не существовало.
ООО "Юридическая группа "Аппель" считает, что в силу статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации не указание ИНН в листе "Д" формы 14001 и листе "Е" формы Р13001 не может быть приравнено к непредставлению данных форм.
Общество полагает, что заполнение адреса электронной почты в пункте 3.6.2 листа "М" формы Р13001 и в листе "Р" формы Р14001 при представлении документов на бумажном носителе не является ошибкой, допущенной при оформлении заявления, и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации.
Заявитель считает необоснованным вывод налогового органа о том, что в листе "Б" формы Р13001 содержится адрес, отличный от адреса места жительства директора общества, поскольку налоговые органы не проверяют сведения, указанные в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ - форма Р14001.
В дополнении к апелляционной жалобе, поддерживая ранее заявленные требования, общество указывает, что письмо ФНС от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@, на которое ссылается суд первой инстанции, не имеет силы нормативно-правового акта.
По мнению ООО "Юридическая группа "Аппель", из буквального толкования статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" следует, что именно форма 13001 по смыслу пункта 4.1 статьи 9 названного закона является заявлением о государственной регистрации.
Также заявитель обращает внимание на то, что взимание государственной пошлины за внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, не предусмотрено.
Налоговый орган представил возражения на апелляционную жалобу, в которых, опровергая доводы жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанных лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 05.12.2013 единственный участник (учредитель) ООО "Юридическая группа "Аппель" Смирных Галина Анатольевна, в связи с выходом из общества второго участника общества Терещенко Т.С. на основании заявления от 04.12.2013, приняла решение о распределении доли вышедшего участника себе и определении стоимости доли. Кроме того, так как фактическое место нахождения общества изменилось, Смирных Г.А. принято решение о внесении изменений в учредительные документы общества в отношении места нахождения и принятия устава общества в новой редакции.
Смирных Г.А. 20.12.2013 обратилась в инспекцию с заявлениями N 6184 и N 6185 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (форма N Р14001) и для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), с приложением документа об уплате государственной пошлины; решения о внесении изменений в учредительные документы, устава в новой редакции; заявления о выходе участника из общества.
По результатам рассмотрения документов, представленных для регистрации, налоговым органом 27.12.2013 приняты решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, поскольку заявления о государственной регистрации юридического лица по форме Р14001 и Р13001, содержащие недостоверные сведения, считаются не поданными.
Полагая, что решения об отказе в государственной регистрации юридического лица от 27.12.2013 являются незаконными, ООО "Юридическая группа "Аппель" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Подпунктом а) пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случаях непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Статьей 12 Закона N 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Исходя из смысла приведенных норм, законодателем четко обозначен перечень обязательных сведений о личности заявителя, подлежащих указанию в заявлении о регистрации.
В соответствии с положениями пункта 4.1. статьи 9 Закона от N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N 454 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с 04.07.2013 вводятся в действие новые формы и требования к их оформлению, утвержденные приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Так, согласно абзацу 1 указанного приказа в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, утверждены: "...формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц:...форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" согласно приложению N 4 к настоящему приказу;...форма N Р14001 "Заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" согласно приложению N 6 к настоящему приказу...".
Из материалов дела следует, что 20.12.2013 от ООО "Юридическая фирма "Аппель" в инспекцию поступил комплект документов, а именно заявление по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины; решение о внесении изменений в учредительные документы; устав в новой редакции; заявление по форме Р14001 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц; заявление о выходе участника из общества.
Согласно указанным документам в обществе происходит изменение состава участников, в связи с выходом из общества одного из них по заявлению, а также изменяется адрес места нахождения юридического лица.
В соответствие с подпунктом 5.9.1 раздела V, подпунктом 7.9.1 раздела VII Приложения N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ для внесения в ЕГРЮЛ сведений, связанных с изменением состава участников в связи с выходом из общества одного из них по заявлению, в регистрирующий орган необходимо представить заявление по форме Р14001, при этом заполнению подлежит лист Д.
При выходе участника из ООО в разделе 1 "Причина внесения сведений" листа Д заявления проставляется цифровое обозначение "2" (внесение сведений о прекращении участия), и заполняется раздел 2 листа.
Согласно положениям пункта 7.13 раздела VII Приложения N 20 к приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ в случае перехода обществу доли вышедшего участника необходимо заполнить также лист 3 "Сведения о доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей обществу" - пункт 1.1. -приобретение обществом доли в уставном капитале, а также пункт 2.2 (заполняется в отношении обществ с ограниченной ответственностью), - при этом заполняется один из показателей - либо подпункт 2.2.1, либо подпункт 2.2.2, либо подпункт 2.2.3.
В случае если доля, принадлежащая после выхода участника обществу, распределяется оставшемуся участнику (участникам), в листе 3 заявления Р14001 заполнению подлежит также пункт 1.2. листа 3 - "распределение доли".
В соответствии с пунктом 7.13.1. Требований в разделе 1 листа 3 заявления Р14001 "Причина внесения сведений" заполняется соответствующий пункт или пункты, т.е. форма предполагает варианты заполнения, при необходимости могут быть одновременно заполнены несколько подпунктов раздела.
Согласно пункту 14.2.05.44 Приложения N 1 к письму ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ при переходе к обществу доли вышедшего участника и ее одновременном распределении, продаже или погашении заполняется, в том числе раздел 2 листа З. В подпунктами 2.1 и 2.2 листа З указывается размер доли, оставшейся у общества (если у него не остается доли в уставном капитале, то ставится цифра 0).
Как установлено судом, основанием для отказа в государственной регистрации послужили следующие нарушения обществом порядка заполнения названных выше форм: в листе З заявления Р14001 не заполнены необходимые пункты, а именно пункт 1.1 (приобретение обществом доли в уставном капитале), пункты 2.1 и 2.2 (номинальная стоимость и размер доли, принадлежащей обществу после распределения доли); в листе Д заявления Р14001, в листе Е заявления Р13001 не заполнены пункты 3.2 относительно ИНН участника; в листе М заявления Р13001 и в листе Р заявления Р14001 в пунктах 3.6.2. и 4.6.2. соответственно прописаны сведения об адресе электронной почты, при том, что согласно пункту 1.8 Требований, утвержденных приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ адрес электронной почты указывается только в случае направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, в заявлении по форме 13001 в листе Б указан адрес места нахождения юридического лица, отличный от адреса места жительства директора общества, содержащегося в ЕГРЮЛ.
В заявлении нотариально заверенной подписью заявитель подтверждает, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В соответствии с подпунктами "л", "о" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц, среди прочих, содержатся сведения об идентификационном номере налогоплательщика, коде причины и дате постановки юридического лица на учет в налоговом органе. При этом сведения, указанные в подпункте "о" пункта 1 статьи 5 (об ИНН), представляются налоговыми органами в форме электронных документов не позднее пяти рабочих дней со дня поставки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя. Таким образом, регистрирующие органы при рассмотрении представленных на регистрацию документов обладают информацией о наличии либо отсутствии и конкретного лица идентификационного номера налогоплательщика, а лицам, которым присвоен ИНН, необходимо указывать данные сведения в документах, представляемых на регистрацию.
Как указано в пунктом 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Рязанской области следует, что Смирных Г.А., ИНН 622708955023 поставлена на учет в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Рязанской области, в связи с изменением места жительства 08.04.2011, с применением ранее присвоенного ИНН. ИНН присвоен Смирных Г.А. 30.11.2001 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Рязанской области; свидетельство о присвоении ИНН Смирных Г.А. не получала. В подтверждение данного довода налоговым органом представлено налоговое уведомление N 911262, извещения, с указанием в данных документах ИНН Смирных Г.А. 622708955023 (том 1 л. 140-142).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность заявителя по указанию своего идентификационного номера налогоплательщика в заявлениях о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, предусмотрена законом и подлежит обязательному выполнению.
При этом довод общества о том, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы документах, обоснованно отклонен судом первой инстанции, закон возлагает именно на заявителей обязанность по заполнению форм заявлений о государственной регистрации, и не освобождает их от заполнения таких форм при наличии осведомленности налогового органа о каких-либо сведениях, подлежащих внесению в соответствующую форму. При этом неполнота указанных сведений при возможности их внесения (так как ИНН заявителю был присвоен) означает их фактическую недостоверность.
В силу пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в учредительных документах юридического лица должно определяться место его нахождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрации юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе (месте нахождении) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу подпункта "л" указанной нормы Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице должны содержаться фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Если иное не установлено Законом N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 названной нормы).
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 названной нормы).
При этом в пункте 10 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" указано арбитражным судам необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.
Опираясь на положения пункта 10 указанного выше постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, ФНС в письме от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ разъясняет допустимость внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица без внесения изменений в учредительные документы по заявлению формы Р14001 в ситуации, когда не происходит изменение населенного пункта (муниципального образования).
Исследуя обстоятельства по делу, суд установил, что в заявлении по форме 13001 в листе Б указан адрес места нахождения юридического лица, отличный от адреса места жительства директора общества, содержащегося в ЕГРЮЛ, то есть с нарушением требований, к оформлению документов представляемых в регистрирующий орган.
Статьей 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом при поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, расписка в получении документов в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем.
Согласно Требованиям, утвержденным приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ адрес электронной почты указывается только в случае направления в регистрирующий орган документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, - данный пункт заявлений предусмотрен для выбора удобного способа получения информации: адрес электронной почты - при выборе способа направления/получения информации в электронной форме с использованием сети Интернет.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что заявления Р13001, Р14001 заполнены ненадлежащим образом. Представленные заявителем сведения не отвечают признакам достоверности, так как заявление содержит неполные сведения об участнике, директоре, о долях, принадлежащих обществу, а также отличные от содержащихся в ЕГРЮЛ сведения об адресе месте нахождения юридического лица, - а представление недостоверных документов при регистрации нарушает права и интересы как неограниченного числа лиц, так и налогового органа. Заявление, содержащее недостоверные сведения, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица.
Оценив в совокупности все имеющиеся доказательства как того требуют положения статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности отказа в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ по мотиву непредставления в регистрирующий орган документов, необходимых для ее проведения, связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований общества о признании недействительными решений налогового органа от 27.12.2013 и обязании осуществить государственную регистрацию изменений.
Согласно статье 3 Закона N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно пунктом 1.2. статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1.18. Требований к оформлению форм заявлений, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, заявление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя). При этом лист заявления "Сведения о заявителе" заполняется в отношении каждого заявителя и подписывается указанным лицом. Подлинность подписи заявителя (подписей заявителей) на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта (предусмотренного для физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя).
Следовательно, в связи с тем, что документ об уплате госпошлины является одним из необходимых при данном виде регистрации, а удостоверение подписи уполномоченного на подачу документов лица является необходимым для надлежащего оформления заявления установленной формы, в связи с чем заявитель обратился к нотариусу за соответствующим услугами, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования общества о взыскании с налогового органа государственной пошлины в сумме 800 рублей за государственную регистрацию изменений и 1 200 рублей за оплату за нотариальное удостоверение подписей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции руководствовался не нормами права, а разъяснениями налогового орган, не соответствует действительности, так как выводы суда первой инстанции основаны, прежде всего, на нормах Закона N 129-ФЗ и Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что на момент подачи заявления по форме Р14001 письма ФНС от 31.01.2014 N СА-4-14/1645@ не существовало, не имеет значения для рассмотрения дела, поскольку суд первой инстанции не ссылается на упомянутое письмо ФНС России как на обоснование своих выводов о правомерности отказа в государственной регистрации, вместе с тем в этом письме содержатся дополнительные разъяснения по вопросу правильности заполнения заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые приняты судом к сведению.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что заполнение адреса электронной почты в пункте 3.6.2 листа "М" формы Р13001 и в листе "Р" формы Р14001 при представлении документов на бумажном носителе не является ошибкой, допущенной при оформлении заявления, и не может служить основанием для отказа в государственной регистрации, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку согласно пункту 1.10 приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "технические ошибки" при заполнении любой из перечисленных в названном приказе форм заявлений недопустимы. Кроме того, основанием для отказа в государственной регистрации послужили иные нарушения порядка заполнения форм Р13001 и Р14001.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и сводятся лишь к несогласию выводов суда относительно этой оценки. Поскольку оснований считать выводы суда неправильными у суда апелляционной инстанции не имеется, эти доводы признаются несостоятельными.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушения норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы для данной категории спора составляет для юридических лиц 1 000 рублей.
Согласно платежному поручению 16.10.2014 N 106 ООО "Юридическая группа "Аппель" уплатило государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 2 000 рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату обществу, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.09.2014 по делу N А54-271/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Юридическая группа "Аппель" (390006, г. Рязань, проезд Грибоедова, д. 17, ОГРН 1026201260018, ИНН 6231050465) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.10.2014 N 106.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-271/2014
Истец: ООО " Юридическая группа " Аппель"
Ответчик: Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N2 по г. Рязани
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Рязанской области