г. Ессентуки |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А22-2349/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сомова Е.Г.,
судей: Бейтуганова З.М., Годило Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.10.2014 по делу N А22-2349/2014 (судья Шевченко В.И.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Ася" Магомедова Шихшаната Гасановича к администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка и обязании предоставить в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: главы КФХ "Ася" Магомедова Ш.Г., Доногруппова Н.А. по доверенности от 12.01.2015, в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица,
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Ася" Магомедов Шихшанат Гасанович (далее - заявитель, глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным отказа от 08.07.2014 N 858 администрации Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, администрация) и об обязании предоставить земельный участок площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенного примерно в 6, 6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства "Ася".
Решением суда от 03.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации в предоставлении земельного участка от 08.07.2014 N 858 и обязал администрацию предоставить в аренду главе КФХ земельный участок площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенный примерно в 6,6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия. Взысканы с администрации в пользу главы КФХ расходы по государственной пошлине в размере 200 руб.
Не согласившись с решением суда, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, просила решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В жалобе приведены доводы о том, что в данном случае положения Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона N 101-ФЗ) распространяются на отношения, связанные с предоставлением земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи чем в силу ст. 10 указанного закона земельный участок может быть предоставлен по заявлению лица только после публикации в печатном издании соответствующего объявления.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 24.11.2014 на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании глава КФХ с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Администрация о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в ее отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения заявителя, изучив и исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, приходит к выводу о том, что решение суда от 03.10.2014 подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 07.07.2014 глава КФХ обратился в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 601,3 га категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 08:02:170101:16, расположенного примерно в 6,6 км по направлению на юго-запад от ориентира пос. Кевюды Кевюдовского СМО Ики-Бурульского района Республики Калмыкия, в аренду сроком на 49 (сорок девять) лет для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства "Ася".
Администрация письмом от 08.07.2014 отказала в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, сославшись на статью 10 Закона N 101-ФЗ.
Полагая, что администрация незаконно отказала в предоставлении в аренду земельного участка, глава КФХ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Признавая незаконным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка для осуществления деятельности КФХ "Ася", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у заявителя права на получение в аренду спорного земельного участка для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, закрепленного специальным Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ). При этом суд указал, что нормы Закона N 74-ФЗ не содержат запрета на предоставление сформированного земельного участка заинтересованным лицам, а также требования об обязательной публикации уполномоченным органом сообщения о предстоящем предоставлении такого участка. Кроме того, суд пришел к выводу о соответствии заявления главы КФХ о предоставлении земельного участка требованиям ст. 12 Закона N 74 ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводом суда о том, что заявление главы КФХ соответствует предъявленным к нему требованиям в связи со следующим.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с п. 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности испрашиваемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ.
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
В качестве обоснования размера испрашиваемого земельного участка заявитель указал "для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства "Ася"" (заявление от 07.07.2014, л.д. 8), представил сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2012 год, информацию о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2013 год, информацию о производственной деятельности КФХ ха 2013 год (л.д. 17-19).
При этом заявитель не указал, какими конкретными видами сельскохозяйственной деятельности он собирается заниматься, не представил доказательства наличия достаточных денежных средств, трудовых ресурсов и техники для обработки площади 601,3 га. Кроме того, справка, содержащая информацию о наличии ресурсов в крестьянских (фермерских) хозяйствах за 2013 год, не подписана руководителем, в ней отсутствует информация о численности работников.
В суде апелляционной инстанции заявитель пояснил, что является единственным членом КФХ.
Оценив по правилам ст. 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд считает, что глава КФХ не обосновал размер испрашиваемого земельного участка, площадь которого является значительной и составляет 601,3 га с учетом намерения вести хозяйство в индивидуальном порядке, и его заявление не может быть признано соответствующим требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
Однако следует отметить, что заявитель не лишен возможности обратиться в администрацию с соответствующим заявлением, предоставив необходимый пакет документов.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что допущенные судом нарушения привели к принятию неправильного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 03.10.2014 незаконным и необоснованным, а поэтому подлежащим отмене с нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы по госпошлине по заявлению в размере 200 руб. относятся на заявителя.
Поскольку администрация в соответствии с подп. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты госпошлины, госпошлина по жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 03.10.2014 по делу N А22-2349/2014 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
З.А. Бейтуганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2349/2014
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства " Ася" Магомедов Шихшанат Гасанович
Ответчик: Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия
Третье лицо: Администрация Ики-Бурульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Доногруппов Наран Алексеевич