Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2015 г. N Ф08-1873/15 настоящее постановление изменено
г. Ессентуки |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А22-1508/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайловым В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы Финансового управления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия и администрации Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2014 по делу N А22-1508/2014 (судья Хазиков В.Н.)
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной репродуктор "Ханата" (ИНН 0805003445, ОГРН 1020800598390)
к Малодербетовскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия в лице администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, муниципальному казенному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Финансовому управлению Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Ханатинскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкии в лице администрации Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия,
о взыскании 4 246 350,06 рублей,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия, Правительства Республики Калмыкия, Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия,
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив Племенной репродуктор "Ханата" (далее по тексту - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Малодербетовскому районному муниципальному образованию Республики Калмыкия в лице Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия", Финансового управления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании за счет казны Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия суммы неосновательного обогащения в размере 2 073 175,03 рублей, к Ханатинскому сельскому муниципальному образованию Республики Калмыкия в лице Администрации Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия о взыскании за счет казны Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия суммы неосновательного обогащения в размере 2 073 175,03 рублей.
Решением суда от 29.09.2014 с Финансового управления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия за счет казны Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной репродуктор "Ханата" взыскано 2 073 175 рублей неосновательного обогащения и 21 596,28 рублей расходов по уплате государственной пошлины. С Администрации Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия за счет казны Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной репродуктор "Ханата" 2 073 175 рублей неосновательного обогащения и 21 596,28 рублей по уплате государственной пошлины.
Финансовое управление Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия и администрация Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия не согласились с решением суда первой инстанции и подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены судом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
В отзыве на жалобы кооператив указал, что в целях исполнения решения суда, поступившие арендные платежи должны быть взысканы с публично-правовых образований, а не с органов, выступающих от их имени, и за счет казны публично-правовых образований.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 10 минут 14.01.2015. Информация о перерыве опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". После перерыва судебное заседание продолжено. Стороны в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
До перерыва в судебном заседании представитель кооператива озвучил свою правовую позицию по рассматриваемым жалобам.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыва на жалобы, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (арендодатель) и сельскохозяйственным производственным кооперативом Племенной репродуктор "Ханата" (арендатор) заключен договор аренды земель сельскохозяйственного назначения N 137 от 02.07.2007.
09.04.2009 договор аренды зарегистрирован регистрирующим органом.
В качестве арендной платы в период с 2009-2012 по договору аренды кооперативом уплачено 5 819 354,12 рублей.
Данная сумма уплачивалась исходя из требований постановления Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 г. N 329, установившего соответствующий порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно решению Верховного суда Республики Калмыкия от 03.02.2014 указанное постановление признано недействующим со дня принятия в части применения в формуле расчета арендной платы за земельный участок коэффициента за сверхнормативное использование пастбищ.
Кроме того, указанная арендная плата уплачивалась без учета требований постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, установившего предельные ставки арендной платы для некоторых случаев предоставления земельных участков в аренду, а именно, с многократным превышением 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка - для земель сельскохозяйственного использования.
Излишне уплаченная арендная плата не засчитывалась арендодателем в счет будущих арендных платежей, о чем свидетельствуют предъявляемые арендодателем к истцу в рамках дел N N А22-475/2013, А22-2532/2013 о взыскании задолженностей по арендной плате, которые учтены истцом при расчете исковых требований.
Кооператив в досудебном порядке предложил арендодателю возвратить сумму неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы.
Отказа в исполнении данной заявки послужил основанием для обращения кооператива с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из указанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным, то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.
В силу указанного, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения или сбережения ответчиками имущества, отсутствие для этого правового основания, а также то, что неосновательное обогащение ответчиков произошло за счет истца.
Из смысла пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что кондикционное обязательство возникает между лицом, неосновательно обогатившимся, и лицом, за счет которого произошло неосновательное обогащение.
Из материалов дела следует, что согласно кадастровому паспорту N 08/5001/2014-19756 от 14.04.2014 земельный участок с кадастровым номером 08:05:110101:127 имеет предыдущий кадастровый номер 08:05:110101:1, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Согласно распоряжению администрации Малодербетовского районного муниципального образования N 58 от 27.02.2009 о внесении изменений в распоряжение администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия N 272 от 14.06.2007, акту приема-передачи земельного участка от 02.07.2007, содержащему характеристики земельного участка с кадастровым номером 08:05:110101:127, расчету задолженности по арендной плате за 2013 по договору аренды, кооперативу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 08:05:110101:127.
Пунктом 3.5. договора аренды размер арендной платы изменяется ежегодно при централизованном изменении оценочных зон, размера нормативной цены земли (кадастровой стоимости земельного участка), базовых ставок арендной платы по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на текущий финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Калмыкия, но не чаще одного раза в год. В этом случае изменение ставок арендной платы по договору аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке и исчисляется с момента опубликования законодательного акта об изменении базовой ставки арендной платы.
Постановлением Правительства N 582 от 16.07.2009 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации и основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 15837/2011 от 17.04.2012 содержится указание на то, что размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности (в том числе муниципальной, собственности субъектов РФ и земель, государственная собственность на которые не разграничена), не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства N 582 от 16.07.2009, для земель федеральной собственности.
Подпунктом "в" пункта 3 указанных Правил, арендная плата за земельный участок, предоставленный для сельскохозяйственного использования, ведения КФХ, установлена в размере 0,6 % от кадастровой стоимости земельного участка.
В постановлении от 17.12.2013 N 10782/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердил неизменность и обязательность учета нижестоящими арбитражными судами правовой позиции, выраженной в постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, одновременно, указав, что постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 установлены не только предельные ставки, но и предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции вне зависимости от того, что лежит в основе расчета арендной платы, определенной нормативными правовыми актами публичных образований Российской Федерации (кадастровая стоимость земельного участка или иные критерии), размер арендной платы не может превышать предельного размера арендной платы, установленного Правительством Российской Федерации, выраженного в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровой справке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия от 14.03.2014 кадастровая стоимость арендуемого земельного участка с период с 13.07.2007 по 31.12.2012 составила 29 729 700 рублей.
Согласно постановлению Правительства Республики Калмыкия N 542 от 27.12.2012 кадастровая стоимость земельного участка с 01.01.2013 составила 219 819 600 рублей.
С учетом изложенного, судом первой инстанции установлено, что исходя из предельной ставки арендной платы для земель сельскохозяйственного использования, установленной постановлением Правительства Российской Федерации N 582 от 16.07.2009 годовой размер арендной платы в период с 2009 по 2012 г.г. не мог превышать 29 729 700 рублей?0,006=178 378,20 рублей, что значительно меньше размера арендной платы (1 217 066,10 рублей), установленного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29.09.2008 N 329.
Следовательно, заявленная к взысканию денежная сумма составляет разницу между фактическим размером арендной платы (5 819 354,12 рублей), уплаченной кооперативом и предельной ставкой арендной платы.
Наличие переплаты кооперативом арендных платежей по договору аренды в размере 5 819 354,12 рублей подтверждается материалами дела, в связи с чем, суд первой инстанции заявленные требования признал обоснованными.
При этом, факт зачисление в доходы бюджетов Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия спорной суммы, с дальнейшим распределением полученной арендной платы между указанными бюджетами по нормативу 50% на 50% признано администрацией Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в письме N ГЗ-04-909 от 28.08.2014
Доказательств того, что перечисленные кооперативом средства распределялись иным образом, суду апелляционной инстанции не представлено.
В соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, - по нормативу 50 процентов.
В бюджеты поселений до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 50 процентов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Положениями статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в качестве представителя по внедоговорным искам (о взыскании вреда) к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Буквальный текст пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает только ситуацию возмещения вреда и субсидиарную ответственность. Гражданский кодекс Российской Федерации также непосредственно урегулировал только вопрос о выступлении финансовых органов в качестве представителей публично-правовых образований по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации). Однако обязательство из неосновательного обогащения также, как и деликтное, является внедоговорным обязательством, в данном случае также отсутствует иной субъект, помимо финансового органа, полномочный выступать в этих отношениях от имени публичного образования.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" N 23 от 22.06.2006.
Согласно пункту 2 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Поскольку, Финансовое управление Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия и администрация Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия не являются главными распорядителями средств казны района, следовательно, поступившие от кооператива платежи, должны быть взысканы с публично-правовых образований, а не с органов, выступающих от их имени, и за счет казны публично-правовых образований. Данная правовая позиция выражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-23530/2009. от 11.07.2011.
Учитывая вышеизложенное, решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2014 по делу N А22-1508/2014 подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный суд апелляционный инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционных жалоб основаны на неверном толковании норм материального права и не влияют на правильность принятого по делу судебного акта, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2014 по делу N А22-1508/2014 изменить, абзацы 2 и 3 его резолютивной части изложить в следующей редакции:
Взыскать с Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в лице Финансового управления Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800597784, ИНН 0805900090) за счет казны Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной репродуктор "Ханата" (ОГРН 1020800598390, ИНН 0805003445) сумму неосновательного обогащения в размере 2 073 175 рублей, расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 21 596,28 рублей, всего - 2 094 771,31 рубль.
Взыскать с Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в лице Администрации Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800597619, ИНН 0805002071) за счет казны Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной репродуктор "Ханата" (ОГРН 1020800598390, ИНН 0805003445) сумму неосновательного обогащения в размере 2 073 175 рублей, расходы по уплаченной государственной пошлине в размере 21 596,28 рублей, всего - 2 094 771,31 рубль.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 29.09.2014 по делу N А22-1508/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
И.Н.Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1508/2014
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ ПЛЕМЕННОЙ РЕПРОДУКТОР "ХАНАТА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ, Администрация Ханатинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, Муниципальное казенное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Малодербетовского районного муниципального образования Республики Калмыкия, ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАЛОДЕРБЕТОВСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Отдел N8 Управления Федерального Казначейства по Республике Калмыкия, Отдел N8 УФК по РК, Правительство Республики Калмыкия, Правительство РК, Управление Федерального казначейства по Республике Калмыкия
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4246/14
17.04.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1873/15
20.01.2015 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4246/14
29.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-1508/14