г. Саратов |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А57-9061/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей С.А. Жаткиной, О.И. Антоновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.В. Самойловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройИнжинирингГрупп" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2014 года по делу N А57-9061/2014, (судья Лузина О.И.),
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, г. Москва) в лице филиала Приволжская железная дорога, г. Саратов
к обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнжинирингГрупп" (ИНН 7718233950, ОГРН 1037718003102, г. Москва),
третье лицо - ОАО "Волжский трубный завод" (ИНН 3435900186, ОГРН 1023401997101, г. Волжский)
о взыскании 887 043,16 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
при участии в заседании:
- от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Приволжская железная дорога представитель Бондаренко Антон Анатольевич по доверенности N 180 от 08.12.2014 года, выданной сроком на три года,
- от общества с ограниченной ответственностью "СтройИнжинирингГрупп" представитель Карамышева Инна Владимировна по доверенности N 45-14 от 26.12.2014 года, выданной сроком на один год,
от третьего лица - не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество "Российские железные дороги" по месту нахождения филиала - Приволжская железная дорога с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ к обществу с ограниченной ответственностью "СтройИнжинирингГрупп" о взыскании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика в размере 887.043,16 руб.
Решением от 21 октября 2014 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-9061/2014 с общества с ограниченной ответственностью "СтройИнжинирингГрупп" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскана плата в размере 887.043, 16 руб. за нахождение вагонов на путях общего пользования, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 20.725,35 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что:
- материалами дела не доказан факт нахождения вагоном на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика;
- начисление платы за нахождение вагонов на путях общего пользования было произведено на основании ненадлежащее оформленных ведомостей подачи и уборки вагонов;
- прибывшее количество вагонов значительно превышало перерабатывающую способность фронта выгрузки станции Камышин;
- выгрузка производилась силами ОАО "РЖД" по договору N 105/13 МЧ-2 от 12.03.2013 г. транспортной экспедиции.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 25.07.2012 г. между ОАО "Российские железные дороги" - перевозчиком, и ООО "СтройИнжинирингГрупп" - клиентом, заключен договор на организацию расчетов N 107ОР/12.
Данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ).
В соответствии с п.2.1.11. Договора, в случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к Договору.
Поскольку на путях общего пользования станции Камышин Приволжской железной дороги в ожидании подачи под грузовые операции простаивали не принадлежащие перевозчику вагоны, в связи с чем истцом начислена плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к Договору, в размере 887.043,16 руб.
Истцом в подтверждение своей позиции о надлежащем выполнении принятых на себя заявок, выполнение договора перевозки в установленные транспортными железнодорожными накладными сроки и факта принадлежности вагонов третьим лицам предоставлены копии заявок N 0022610351, 0022650355; копии транспортных железнодорожных накладных; копии справок о вагоне из АБД ПВ и письменные пояснения по возражениям ответчика.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
25.07.2012 г. между ОАО "Российские железные дороги" - перевозчиком, и ООО "СтройИнжинирингГрупп" - клиентом, заключен договор на организацию расчетов N 107ОР/12, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой клиентом провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов и/или порожних вагонов в экспортном, импортном и внутригосударственном сообщениях, и иных услуг/работ, выполняемых ОАО "РЖД" при организации и/или осуществлении перевозок, в том числе платежей за информационные и прочие услуги/работы (при наличии между ОАО "РЖД" и Клиентом договора, соглашения, контракта на оказание услуг/выполнение работ).
В соответствии с п.2.1.11. Договора, в случае нарушения клиентом, являющимся грузополучателем, на железнодорожной станции назначения времени подачи, приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от клиента, являющегося грузополучателем (например, занятость фронтов погрузки-выгрузки и другие причины), с клиента являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 3 к Договору.
На путях общего пользования станции Камышин Приволжской железной в ожидании подачи под грузовые операции простаивали не принадлежащие перевозчику вагоны, в том числе:
1) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 18 ч. 30 мин. 29.04.2013 г. до 19 ч. 00 мин. 04.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 УЖТ РФ актами общей формы: N 1/448 от 29.04.2013 г. и N 1/473 от 04.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
В этой связи согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001178 за период с 29.04.13г. по 06.05.13г. начислена плата в сумме 87.641, 60 руб. (без учета НДС), 103.417, 09 руб. (с учетом НДС).
2) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 3 ч. 00 мин. 30.04.2013 г. до 1 6 ч. 00 мин. 30.04.2013 г. (акт N 1/451), а также до 08 ч. 00 мин. 01.05.13г. (акт 1/454) простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/449 и 1/451 от 30.04.2013 г. и N 1/454 от 01.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001177 за период с 30.04.13г. по 01.05.13г. начислена плата в сумме 9.928, 30 руб. (без учета НДС), 11.716, 40 руб. (с учетом НДС).
3) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 14 ч. 00 мин. 30.04.2013 г. до 14 ч. 00 мин. 02.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 УЖТ РФ актами общей формы: N 1/450 от 30.04.2013 г. и N 1/458 от 02.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001175 за период с 30.04.13г. по 02.05.13г. начислена плата в сумме 18.874, 70 руб. (без учета НДС), 22.272,15 руб. (с учетом НДС).
4) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 13 ч. 00 мин. 02.05.2013 г. до 18 ч. 00 мин. 02.05.2013 г. (акт N 1/462) и до 19 ч. 00 мин.
03.05.13г. (акт N 1/470) простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 УЖТ РФ актами общей формы: N 1/461 от 02.05.2013 г., N 1/462 от 02.05.2013 г., N 1/470 от 03.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001179 за период с 02.05.13г. по 06.05.13г. начислена плата в сумме 16.619, 70 руб. (без учета НДС), 19.611, 25 руб. (с учетом НДС).
5) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 10 ч. 00 мин. 04.05.2013 г. до 17 ч. 00 мин. 06.05.2013 г. (акт N 1/481) и до 16 ч. 00 мин.
07.05.13г. (акт N 1/489) простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/469 от 04.05.2013 г., N 1/481 от 06.05.2013 г., N 1/489 от 07.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001181 за период с 04.05.13г. по 07.05.13г. начислена плата в сумме 41.045, 70 руб. (без учета НДС), 48.433, 93 руб. (с учетом НДС).
6) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 16 ч. 00 мин. 08.05.2013 г. до 08 ч. 00 мин. 16.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/494 от 08.05.2013 г., N 1/529 от 13.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001182 за период с 08.05.13г. по 15.05.13г. начислена плата в сумме 34.191,60 руб. (без учета НДС), 40.346, 09 руб. (с учетом НДС).
7) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 15 ч. 00 мин. 04.05.2013 г. до 08 ч. 00 мин. 13.05.2013 г. (акт N 1/526) и до 11 ч. 00 мин.
12.05.13г. (акт N 1/518) простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/472 от 04.05.2013 г., N 1/526 от 13.05.2013 г., N 1/518 от 12.05.13г. подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001183 за период с 04.05.13г. по 13.05.13г. начислена плата в сумме 167.454, 80 руб. (без учета НДС), 197.596, 67 руб. (с учетом НДС).
8) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО"РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 12 ч. 00 мин. 07.05.2013 г. до 19 ч. 00 мин. 07.05.2013 г., до 11 ч. 00 мин. 08.05.13г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/485 от 07.05.2013 г., N 1/493 от 07.05.2013 г., N 1/564 и N 1/497 от 08.05.13г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001184 за период с 07.05.13г. по 08.05.13г. начислена плата в сумме 5.886,00 руб. (без учета НДС), 6.945,48 руб. (с учетом НДС).
9) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 12 ч. 00 мин. 05.05.2013 г. до 19 ч. 00 мин. 08.05.2013 г., до 18 ч.00 мин. 10.05.2013 г. и до 12 ч. 00 мин. 15.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/474 от 05.05.2013 г., N 1/499 от 08.05.2013 г. и N 1/512 от 10.05.13г., N 1/539 от 15.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001185 за период с 05.05.13г. по 15.05.13г. начислена плата в сумме 249.621,10 руб. (без учета НДС), 294.552, 90 руб. (с учетом НДС).
10) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 11 ч. 00 мин. 10.05.2013 г. до 11 ч. 00 мин. 12.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/507 от 10.05.2013 г., N 1/517 от 12.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001186 за период с 10.05.13г. по 12.05.13г. начислена плата в сумме 1.451,90 руб. (без учета НДС), 1.713, 25 руб. (с учетом НДС).
11) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 16 ч. 30 мин. 12.05.2013 г. до 16 ч. 30 мин. 15.05.2013 г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/507 от 10.05.2013 г., N 1/517 от 12.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001187 за период с 12.05.13г. по 15.05.13г. начислена плата в сумме 2.620,70 руб. (без учета НДС), 3.092,43 руб. (с учетом НДС).
12) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 19 ч. 00 мин. 07.05.2013 г. до 11 ч. 00 мин. 08.05.2013 г., до 19 ч. 00 мин. 09.05.13г. и до 08 ч. 00 мин. 13.05.13г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/474 от 05.05.2013 г., N 1/499 от 08.05.2013 г. и N 1/512 от 10.05.13г., N 1/539 от 15.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001187 за период с 07.05.13г. по 13.05.13г. начислена плата в сумме 24.733,10 руб. (без учета НДС), 29.185, 06 руб. (с учетом НДС).
13) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 19 ч. 00 мин. 05.05.2013 г. до 19 ч. 00 мин. 09.05.2013 г., до 08 ч. 00 мин. 13.05.13г. и до 19 ч. 00 мин. 08.05.13г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/478 от 05.05.2013 г., N 1/502 от 09.05.2013 г. и N 1/527 от 13.05.13г., N 1/498 от 08.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001189 за период с 05.05.13г. по 13.05.13г. начислена плата в сумме 91.004,20 руб. (без учета НДС), 107.384,96 руб. (с учетом НДС).
14) На 6 пути станции назначения Камышин Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по вине ответчика, ввиду занятости фронта выгрузки и в ожидании подачи на путь общего пользования с 11 ч. 30 мин. 03.05.2013 г. до 19 ч. 00 мин. 03.05.2013 г., до 19 ч. 00 мин. 09.05.13г. и до 08 ч. 00 мин. 13.05.13г. простаивали собственные, не принадлежащие перевозчику вагоны, прибывшие с грузом в адрес грузополучателя за номерами N 55603799, 53733598, 56147507, 53744280, 56135783, 53013520.
Данное обстоятельство подтверждено в порядке ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" актами общей формы: N 1/466 от 03.05.2013 г., N 1/471 от 03.05.2013 г. от подписания которых уполномоченный представитель ООО "СтройИнжинирингГрупп" отказался.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 001180 за 03.05.13г. начислена плата в сумме 1.038, 60 руб. (без учета НДС), 1.225, 55 руб. (с учетом НДС).
От подписания вышеуказанных ведомостей подачи и уборки вагонов уполномоченный представитель ответчика отказался, что подтверждается актом общей формы N 130 от 24.05.2013 г. Данные документы были направлены в адрес ответчика письмом N 12/40 от 24.05.2013 г.
В связи с неисполнением обязательства 31.05.2013 г. за исх. N 5658/523 и 27.02.2014 г. за исх. N 5658/11 в адрес ответчика были направлены претензии, которые оставлены без ответа и удовлетворения.
В подтверждение позиции истца о принадлежности спорных вагонов третьим лицам, судом первой инстанции исследованы предоставленные истцом справки из единой автоматизированной базы данных учета вагонов АБД ПВ, в адрес ответчика данные документы были направлены истцом заказным письмом с уведомлением, доказательства приобщены к материалам арбитражного дела. Установлено что спорные вагоны, по которым заявлены требования о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, являются не принадлежащими перевозчику, ответчиком в данной части разногласий не предоставлено.
Из возражений ответчика следует, что ООО "СтройИнжинирингГрупп" не принимало участие в согласовании заявки на перевозку груза.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозка грузов железнодорожным транспортом осуществляется на основании принятой перевозчиком к исполнению (согласованной) заявки на перевозку грузов.
16.04.2013 г. оформлена заявка N 0022610351 на оправку на ст. Камышин Приволжская железная дорога груза "трубы стальные сварные большого диаметра (400-1420 мм)" в период с 26.04.2013 г. по 30.04.2013 г.
24.04.2013 г. оформлена заявка N 0022650355 на оправку на ст. Камышин Приволжская железная дорога груза "трубы стальные сварные большого диаметра (400-1420 мм)" в период с 02.05.2013 г. по 09.05.2013 г.
Таким образом, по двум заявкам, в период с 26.04.2013 г. по 09.05.2013 г., перевозчиком принято к перевозке 231 вагон, а на станцию назначения прибыло 196 вагонов, то есть количество поступивших в адрес грузополучателя вагонов было значительно меньше того количества, которое было указано грузоотправителем в заявке.
В железнодорожных накладных оформленных на данную группу вагонов указаны сроки доставки груза.
В соответствии со ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Согласно ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Пунктом 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 27 установлено, что в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Таким образом, доставка груза в срок, установленный железнодорожной накладной или ранее установленного срока считается исполнением обязательств по перевозке.
Довод ответчика о том, что истцом не учтена перерабатывающая способность станции был предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен.
Статья 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень оснований, в связи с которыми перевозчик имеет право отказать грузоотправителю в согласовании заявки в случае:
введения согласно статье 29 настоящего Устава прекращения или ограничения погрузки, перевозки грузов по маршруту следования груза;
отказа владельца инфраструктуры в согласовании заявки;
обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки;
в ином случае, предусмотренном настоящим Уставом, иными нормативными правовыми актами.
В этих случаях перевозчик возвращает заявку с указанием причин отказа грузоотправителю, организации, осуществляющей перевалку грузов.
Данный перечень не содержит в качестве оснований для отказа в согласовании заявки - технические и/или технологические возможности железнодорожной станции назначения.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Кроме того, количество направляемых в адрес ответчика вагонов необходимо регулировать ООО "СтройИнжинирингГрупп" с грузоотправителем, с учетом технических и/или технологических возможностей железнодорожной станции, при заключении соглашения, в соответствии с которым груз был принят и направлен перевозчиком на указанную в заявке железнодорожную станцию.
В соответствии с пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц).
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства между ООО "СтройИнжинирингГрупп" и иными лицами по осуществлению поставок груза железнодорожным транспортом, не создают для ОАО "Российские железные дороги" обязанности по предоставлению бесплатных мест для отстоя вагонов, которые не могут быть своевременно приняты грузополучателем, в виду перерабатывающей способности станции.
Ссылка ответчика на тот факт, что количество вагонов поданных ответчиком превышает возможность станции по своевременной разгрузке вагонов, не является основанием для освобождения ответчика от внесения платы за время задержки спорных вагонов, поскольку перевозчик только доставляет до станции назначения вагоны в том количестве, в каком их отправил грузоотправитель в адрес ответчика.
Вагоны, в количестве больше средней перерабатывающей способности станции отправлены грузоотправителем, а не поданы перевозчиком.
Довод ответчика о том, что в связи с наличием договора между ОАО "РЖД" и ООО "СтройИнжинирингГрупп" N 105/13 МЧ-2 от 12.03.2013 г. транспортной экспедиции выгрузка производилась силами ОАО "РЖД", в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по оплате платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, откланяется.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (в лице Волгоградской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (далее -МЧ-2)) (Экспедитор) и ООО "СтройИнжинирингГрупп" (Клиент) заключен договор N 15/13 от 12.03.2013 г.
Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить указанные в поручении Клиента транспортно - экспедиционные услуги (п.1.1. Договора).
В соответствии с п.2.1.1. Договора Клиент обязан предоставить Экспедитору в письменной форме на бумажном носителе заполненное и подписанное Поручение, определяющее перечень и условия оказания Экспедитором услуг.
Поручение должно содержать достоверные и полные данные об условиях и месте переработки груза, характере груза, его маркировке, весе, объеме, количестве грузовых мест, датах (периодах) передачи клиентом груза Экспедитору на переработку, иную информацию, необходимую для исполнения Экспедитором своих обязанностей по Договору.
Поручение предоставляется в сроки, достаточные для его рассмотрения Экспедитором, но не менее следующих сроков до планируемой даты оказания услуг.
В соответствии с п.3.1.1. и п. 3.1.2 Договора Клиент обязан согласовывать с Экспедитором в письменной форме объемы, виды и сроки поступления на станцию подлежащего выгрузке силами и средствами Экспедитора груза.
При невыполнении Клиентом п.3.1.1. Договора и прибытии на станцию вагонов, несогласованных с Экспедитором, при поступлении грузов, не оговоренных Договором, а также при изменении условий отгрузки со станции отправления, не согласованных с Экспедитором, прибывшие вагоны ставятся на ответственный простой Клиента.
В нарушение п. 3.1.1. Договора в адрес МЧ-2 письменных поручений от Клиента за спорный период не поступало.
Данное обстоятельство ответчиком не оспорено, документов, подтверждающих выполнение ответчиком условий договора в части письменного согласования с Экспедитором объемов, видов и сроков поступления на станцию Камышин подлежащего выгрузке груза в материалы дела не представлено.
Таким образом, при несоблюдении ООО "СтройИнжинирингГрупп" указанного условия договора ответственность на стороне Экспедитора, то есть ОАО "РЖД", возникнуть не может.
Довод ответчика, о том, что ведомости подачи и уборки вагонов, предоставленные в дело, оформлены с нарушением требований к их составлению отклоняется как не соответствующий материалам арбитражного дела.
Ведомость подачи и уборки вагонов составляется в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, а также Инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности, утвержденной Приказом МПС СССР от 30.12.1978 г. N 314 (в редакции указаний МПС России от 27.03.2000 г. N Д-720у).
В соответствии с п. 1 § 87 "Ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46 ВЦ)" вышеуказанной Инструкции, за время нахождения вагонов у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования (далее - владельцы) либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, а также штраф за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьей 62 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", для расчета которых составляется ведомость подачи и уборки вагонов (формы ГУ-46, ГУ-46 ВЦ) (далее - ведомость форм ГУ-46, ГУ-46 ВЦ).
Ведомость форм ГУ-46, ГУ-46 ВЦ составляется на основании памяток форм ГУ-45, ГУ45 ВЦ и актов общей формы, оформленных на задержку в подаче (передаче) вагонов, по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев.
Из вышеуказанного пункта Инструкции следует, что основанием составления ведомости подачи и уборки вагонов являются акты общей формы о начале и об окончании времени простоя вагонов.
В материалы арбитражного суда ответчиком предоставлены копии ведомостей подачи и уборки вагонов: N 000950, N 000951, N 000995, N 001009, N 001010, N 001039, N 001040, N 001041, N 001057, по которым отсутствуют начисления по тем же вагонам, что указаны в ведомостях подачи и уборки вагонов, на которые ОАО "РЖД" основывает исковые требования.
Предоставленные ответчиком ведомости подачи и уборки вагонов с нулевыми начислениями не имеют отношения к исковым требованиям ОАО "РЖД", суммы начислений по ним отсутствуют.
Данные ведомости оформлены по факту проведения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном пути N 15 общего пользования (погрузка-разгрузка), о чем свидетельствуют отметки сделанные в графах N 4 "дата и время подачи", "дата и время завершения грузовой операции" и N 5 "общее время нахождения под грузовыми операциями", "расчет время нахождения под грузовыми операциями", после их передислокации.
Таким образом, ссылка ответчика на то, что не заполнены графы 4, 5 несостоятельна так, как графы в ведомости подачи и уборки вагонов N 4, 5 заполняются при выполнении работ по погрузке-выгрузке о чем свидетельствует само название графа "дата и время подачи" и "дата и время завершения грузовой операции"
Графы N 8, 9, 10 в предоставленных ответчиком ведомостях не заполнены, так как ведомость составлена не в связи с простоем вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи, а в связи с проведением грузовых операций.
Неоснователен довод ответчика о том, что по одним и тем же вагонам по одним ведомостям произведены начисления, а по другим нет.
Ведомость форм ГУ-46, ГУ-46 ВЦ составляется отдельно по каждому договору в зависимости от его условий (за сутки, пятидневку, декаду или месяц).
Таким образом, по одному и тому же вагону может быть заведено две ведомости с разными суммами начислений.
В конце каждой ведомости подачи и уборки вагонов указывается общее количество вагонов по ведомости, а также являются ли данные вагоны собственными или же арендованными.
Во всех ведомостях подачи и уборки вагонов, по которым ОАО "РЖД" произвело начисление, указано, что вагоны являются арендованными, данные отметки делаются и в актах общей формы о начале и об окончании времени простоя в графе N 4 "собственник".
Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются справками о вагоне из АБД ПВ, предоставленными истцом в материалы арбитражного дела, которые составляются на каждый вагон с указанием его основных характеристик: номер, род, вес, собственник и т.д.
Доводы ответчика о том что, нахождение вагонов на путях общего пользования произошло по причинам, объективно не зависящим от грузополучателя, несостоятельны.
В ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" закреплено, что перевозчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение груза, багажа, грузобагажа; получение лицу (получателю).
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Ст. 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень оснований, в связи с которыми перевозчик имеет право (а не обязан) отказать грузоотправителю в согласовании заявки, среди которых технические и/или технологические возможности железнодорожной станции назначения отсутствуют.
Ответчик выступает в данных отношениях участником договора перевозки, что отражено в железнодорожной накладной в графе - получатель.
Кроме того, как было указано выше, количество направляемых в адрес ответчика вагонов необходимо было регулировать ООО "СтройИнжинирингГрупп" с грузоотправителем, с учетом технических и/или технологических возможностей железнодорожной станции, при заключении соглашения, в соответствии с которым груз был принят и направлен перевозчиком на указанную в заявке железнодорожную станцию.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные истцом в материалы дела акты общей формы, составленные по факту простоя вагонов на путях общего пользования ввиду неприема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта нарушения ответчиком установленных договором от 25.06.2012 г. N 107ОР/12 технологических норм времени оборота вагонов, что является основанием для начисления платы за время их нахождения на путях общего пользования в сумме 887.043,16 руб.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 октября 2014 года по делу N А57-9061/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9061/2014
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" Приволжская ж. д., ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" Приволжская железная дорога
Ответчик: ООО "СтройИнжинирингГрупп"
Третье лицо: ОАО "Волжский трубный завод"