г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А40-130433/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Трескиной М.К., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Газпром"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 по делу N А40-130433/2014, принятое судьей Дранко Л.А. (79-1094)
по заявлению Открытого акционерного общества "Газпром"
к Центральному Банку Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Авакян А.Р. по дов. от 03.04.2014; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Газпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления от 15.05.2014 N ПН-59-14/163 о назначении административного наказания и решения Банка России от 23.07.2014 N РНЖ-31-5-14/122 по жалобе на указанное постановление.
Решением от 24.10.2014 суд в удовлетворении заявленных требований отказал, мотивировав свои выводы тем, что административным органом доказаны обстоятельства послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, при этом порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Не соглашаясь с принятым решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие в действиях общества события и состава административного правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу от ответчика не поступил.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 269 АПК РФ, изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск) вместе с письмом Службы Банка России по финансовым рынкам от 26.12.2013 исх. N 50-13-03-03/15356-ДСП поступила жалоба Карягина Л.Г. от 19.12.2013 (вх. N 51-13-641/ж-ДСП от 30.12.2013), по итогам рассмотрения которой, а также представленных Службой Банка России по финансовым рынкам вместе с ней документов, было установлено, что Общество, став 23.04.2013 владельцем 78,40% голосующих акций ОАО "Кузбассгазификация", в срок, установленный пунктом 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон), не направило в адрес ОАО "Кузбассгазификация" обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузбассгазификация".
Согласно пункту 6.1 устава ОАО "Кузбассгазификация", утвержденного общим собранием акционеров ОАО "Кузбассгазификация" (протокол от 15.02.2002 N 1), опубликованного на официальном сайте Службы раскрытия информации Интерфакс в сети Интернет http://www.kuzgazifikacia.ru/, уставный капитал ОАО "Кузбассгазификация" составляет 33 346 рублей и разделен на 33 346 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Обществом на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/facts/2013/ 20.05.2013 опубликовано сообщение "О приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества", из содержания которого следует, что на лицевой счет открытого акционерного общества "Газпром" 23.04.2013 зачислено 26 146 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Кузбассгазификация", что составляет 78,40 % от общего количества голосующих акций ОАО "Кузбассгазификация".
Согласно списку зарегистрированных лиц, владеющих более 1 % акций ОАО "Кузбассгазификация", составленному ЗАО "Регистраторское общество "Статус" по состоянию на 13.08.2013, опубликованному на официальном сайте ОАО "Кузбассгазификация в сети Интернет http://www.kuzgazifikacia.ru/, Общество является владельцем 26 146 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Кузбассгазификация, что составляет 78,40820 % от общего количества размещенных голосующих акций ОАО "Кузбассгазификация.
Как следует из опубликованного 09.04.2013 на официальном сайте Общества пресс-релиза, указанные акции были приобретены Обществом у открытого акционерного общества "Роснефтегаз" по договору купли-продажи акций от 09.04.2013.
В соответствии с п. 1 ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) лицо, которое приобрело более 30 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона об акционерных обществах, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций, обязано направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг (далее - обязательное предложение). Обязательное предложение считается сделанным всем владельцам соответствующих ценных бумаг с момента его поступления в открытое общество.
В соответствии с п. 2 статьи 84.9 Закона об акционерных обществах и п. 2.1 Положения добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Согласно п. 4 ст. 84.9 Закона об акционерных обществах федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг направляет лицу, представившему добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.7 Закона об акционерных обществах, либо требование о выкупе ценных бумаг, предусмотренное ст. 84.8 Закона об акционерных обществах, предписание о приведении соответствующего предложения, указанных уведомления или требования в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.
В соответствии с п. 7 ст. 84.2 Закона об акционерных обществах правила ст. 84.2 упомянутого закона распространяются на приобретение доли акций открытого общества (указанных в п. 1 ст. 84.1 Закона об акционерных обществах), превышающей 50 и 75 процентов общего количества таких акций открытого общества.
Общество на своем официальном сайте в сети Интернет http://www.gazprom.ru/investors/disclosure/affiliates/ 15.07.2013 опубликованы изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц за период с 01.07.2013 по 15.07.2013, согласно которым ОАО "Роснефтегаз" с 25.06.2012 является аффилированным лицом Общества так как входит с ним в одну группу лиц.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не являющиеся юридическими лицами, а также органы государственной власти и местного самоуправления, распоряжающиеся голосами в уставном капитале юридических лиц от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не могут относиться к числу аффилированных лиц или группе лиц таких юридических лиц, соответствующим количеством голосов которых они распоряжаются.
Указанные обстоятельства также исключают возможность отнесения к одной группе лиц хозяйствующих субъектов, более чем 50 % общего количества голосов которых имеют Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то есть аффилированность и отнесение к одной группе лиц всех хозяйствующих субъектов, учредителем (участником) которых являются органы государственной власти и муниципальные образования.
Таким образом, Общество и ОАО "Роснефтегаз" не являются участниками одной группы лиц (не являются аффилированными), в связи с чем на Общество не распространяются исключения, предусмотренные пунктом 8 статьи 84.2 Закона.
Согласно пункту 2 статьи 84.9 Закона, добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах, представляется лицом, направившим добровольное или обязательное предложение, в Банк России не позднее даты направления соответствующего предложения в открытое общество.
Согласно пункту 2.1 Положения о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 N 06-76/пз-н (далее - Положение), добровольное или обязательное предложение, касающееся приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также изменения в такое добровольное или обязательное предложение представляются в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг до направления его в общество.
Таким образом, Общество в результате приобретения им обыкновенных именных акций ОАО "Кузбассгазификация" стал владельцем более 30 процентов общего количества обыкновенных именных акций ОАО "Кузбассгазификация", в связи с чем у Общества с 23.04.2013 (даты внесения приходной записи по лицевому счету) возникла обязанность по направлению обязательного предложения о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузбассгазификация" в ОАО "Кузбассгазификация" и в РО ФСФР России в СФО.
Однако Обществом в течение 35 дней с даты внесения приходной записи по лицевому счету, а именно в период с 24.04.2013 по 28.05.2013 не направлено в адрес ОАО "Кузбассгазификация", а также РО ФСФР России в СФО обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "Кузбассгазификация".
В связи с чем, административным органом установлено, что Заявителем нарушены требования пункта 1 статьи 84.2, пункта 2 статьи 84.9 Закона и пункта 2.1 Положения.
Выявив административное правонарушение, 15.05.2014 должностным лицом Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров О.И. Крайновой в отношении заявителя вынесено постановление N ПН-59-14/163 за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.28 КоАП РФ, которым на заявителя наложен административный штраф в размере 50 000 рублей
Решением от 23.07.2014 N РНЖ-31-5-14/122, вынесенное первым заместителем Председателя Банка России С.А. Швецовым оспариваемое Постановление оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.
Указанное постановление и решение административного органа послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
С учетом положений ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ, п. п. 1, 4 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. N 717, п. 2.1.5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.10.2011 г. N 11-47/пз-н, п. 1.3 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.03.2010 г. N 10-47/пз, апелляционный суд пришел к выводу, что дело об административном правонарушении рассмотрено должностными лицами РО ФСФР России в ЦФО в рамках полномочий, предоставленных им законодательством. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ ответчиком не нарушен. Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 судом апелляционной инстанции не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности административным органом вины заявителя во вмененном правонарушении и правомерности привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии со ст. 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правила и порядок приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества установлены в главе XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", а также Положением о требованиях к порядку совершения отдельных действий в связи с приобретением более 30 процентов акций открытых акционерных обществ, утвержденного приказом ФСФР России от 13.07.2006 г. N 06-76/пз-н.
Единственным доводом заявления Общества о незаконности решения административного органа о привлечении Общества к административной ответственности является то обстоятельство, что административным органом не была принята во внимание позиция ФАС России, изложенная в письме от 27.12.2013 N PIA/53332/13.
Вместе с тем, указанное письмо ФАС России не может свидетельствовать о наличии аффилированности Общества и ОАО "Роснефтегаз" в связи со следующим.
Согласно письму ФАС России от 27.12.2013 N ИА/53332/13 "возможность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, не являющихся юридическими лицами, определять решения соответствующих хозяйствующих субъектов, в том числе путем участия в их уставных капталах, не может являться основанием для отнесения таких хозяйствующих субъектов и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований одной группе лиц.
Вместе с тем, указанные хозяйствующие субъекты, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в случае наличия между такими хозяйствующими субъектами соответствующих оснований, предусмотренных частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции например, владение хозяйствующим субъектом - юридическим лицом более 50 % акций (долей) другого хозяйствующего субъекта), могут являться участниками одной группы лиц."
Таким образом, в данном письме содержится лишь общий теоретический вывод о возможности хозяйствующих субъектов, родящихся под контролем Российской Федерации, являться участниками одной группы лиц при наличии оснований, предусмотренных законом.
В указанном письме не содержится вывод о наличии конкретных оснований аффилированности Общества и ОАО "Роснефтегаз".
Как правомерно указал суд первой инстанции, отсутствие аффилированности Общества и ОАО "Роснефтегаз" установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N A40-97919/2014.
На основании изложенного, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.28 КоАП РФ, выразившееся в не направлении в адрес ОAO "Кузбассгазификация", а также РО ФСФР России в СФО обязательного предложения о приобретении более 30% ценных бумаг АО "Кузбассгазификация".
Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых общество было привлечено к административной ответственности, что свидетельствует о наличии в деянии общества вины в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, в бездействии общества имеется событие и состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.28 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Руководствуясь ч. 5.1 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2014 по делу N А40-130433/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-130433/2014
Истец: ОАО "Газпром"
Ответчик: Центральный Банк РФ