г. Чита |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А10-1572/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года по делу N А10-1572/2014 по иску Администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532, место нахождения: 671710, п.Нижнеангарск, ул.Рабочая, 125) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (ОГРН 1090327009354, ИНН 0326486379, место нахождения: г.Улан-Удэ, ул. Коммунистическая,50) признании права собственности на земельный участок общей площадью 7,9 Га, ранее включенный в квартал 780 Байкальского участкового лесничества и переведенный постановлением главы администрации местного самоуправления Северо-Байкальского района от 26.02.1997 N 62 в фонд перераспределения Северо-Байкальского района, и отсутствующим право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:5049, площадью 1 654 723,53 Га, с участием третьих лиц Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513, ИНН 0326041154, место нахождения670013, ул. Ключевская, д. 39 А, г. Улан-Удэ), Управления Росреестра по Республике Бурятия ( ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500, место нахождения:г.Улан-Удэ, ул.Борсоева, 13е ), ФГУ "Земельная кадастровая палата Республике Бурятия (ОГРН 1020300975177, ИНН 0326001722, место нахождения: 670000, г Улан-Удэ, ул Ленина 55),
(суд первой инстанции - Е.М.Аюшеева)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Груздев В.В., представитель по доверенности N 694 от 28.02.2014;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Республиканского агентства лесного хозяйства:
Гылыпкылов Р.Ю., представитель по доверенности от 04.07.2014;
от Управления Росреестра по Республике Бурятия: не явился, извещен
от ФГУ "Земельная кадастровая палата Республике Бурятия: не явился, извещен.
установил:
Администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия (далее - управление) о признании права собственности на земельный участок общей площадью 7,9 Га, ранее включенный в квартал 780 Байкальского участкового лесничества и переведенный постановлением главы администрации местного самоуправления СевероБайкальского района от 26.02.1997 N 62 в фонд перераспределения Северо-Байкальского района, и отсутствующим право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:5049, площадью 1 654 723,53 Га.
Определением от 10.04.2014 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Республике Бурятия (далее - Росреестр), ФГУ "Земельная кадастровая палата Республике Бурятия (далее - кадастровая палата), Республиканское агентство лесного хозяйства (далее- агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в удовлетворении иска отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что истцом не представлено доказательств, позволяющих установить, что возникновением у Российской Федерации вещного права собственности на спорный земельный участок нарушены вещные права муниципального образования. Истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в силу требований закона земельный участок относится к собственности муниципального образования, указав, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, одновременно защищая право муниципального органа власти на распоряжение указанной собственностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 28.10.2014 по делу А10-1572/2014 отменить, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить. Полагает, что на данный земельный участок зарегистрировано право федеральной собственности как на участок лесного фонда, входящий в квартал 780 Байкальского участкового лесничества, о чем свидетельствует приказ Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия от 03.10.2013 N 666 "Об утверждении Лесохозяйственного регламента Северо-Байкальского лесничества" (см. таблицу 5). Кроме того, при проведении кадастровых работ границы земельного участка площадью 1 654 723, 53 га, которому присвоен кадастровый номер 03:17:000000:5049, с муниципальным образованием "Северо-Байкальский район", как с собственником смежного земельного участка площадью 7, 9 га, в установленном порядке не были согласованы. Между тем вступившим в законную силу решением Арбитражного суда по делу N А10-427/2009 установлено, что при регистрации права федеральной собственности на лесной участок площадью 1 691 566 га с условным номером 03-03-22/006/2008 были допущены нарушения, связанные с разграничением государственной собственности на землю. До настоящего времени указанные нарушения не устранены, автоматически воспроизведены при повторной регистрации права на подлежащую разграничению землю, в связи с чем сам по себе факт государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок площадью 1 654 723, 53 га с кадастровым номером 03:17:000000:5049 не может служить основанием возникновения данного права.
На апелляционную жалобу поступил отзыв агентства, в котором оно соглашается с выводами суда первой инстанции и просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 04.12.2014.
Представитель администрации в судебном заседании дал пояснения согласно доводам апелляционной жалобы. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель агентства дал пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Границы Северо-Байкальского лесничества установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16.10.2008 N 310 "Об определении количества лесничеств на территории Республики Бурятия и установлении их границ" (в редакции приказа от 23.05.2013 N 142., т.1 л.д.81-88).
Право собственности Российской Федерации на лесной участок с категорией земли лесного фонда в границах Северо-Байкальского лесничества зарегистрировано на площади 1 654 723,53 га. (Свидетельство государственной регистрации права от 11.01.2014, серии 03-АА N 402694, запись регистрации от 18.11.2011, N 03-03-11/016/2011-352, т.1 л.д.68).
Земельный участок в границах Северо-Байкальского лесничества поставлен на государственный кадастровый учет на площади 16 547 235 300 кв.м., категория земель: земли лесного фонда, с кадастровым номером 03:17:000000:5049, кадастровый паспорт земельного участка от 05.06.2014 N 03/201/14-114634.
По состоянию на 21.10.2014 квартал 780 Байкальского участкового лесничества Северобайкальского лесничества находится в границах Северобайкальского лесничества, о чем свидетельствует Лесохозяйственный регламент Северобайкальского лесничества и зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Администрация, полагая, что основания для возникновения права федеральной собственности не имелись, обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация обратилась в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения явившихся представителей в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Предметом иска является требование о признании права собственности на земельный участок площадью 7,9 Га, ранее включенный в квартал 780 Байкальского участкового лесничества и переведенный постановлением главы администрации местного самоуправления Северо-Байкальского района от 26.02.1997 N 62 в фонд перераспределения Северо-Байкальского района, и отсутствующим право федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 03:17:000000:5049, площадью 1 654 723,53 Га.
Основанием - Постановление Администрации муниципального образования "СевероБайкальский район" от 26.02.1997 N 62 о включении в фонд перераспределения земель Северо-Байкальского района в связи с прекращением деятельности сельскохозяйственной организации (эвенкийского общинно-родового оленеводческого-промыслового хозяйства "Топо") на основании п.2. ст.80 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка площадью 7.9. га., ранее представленного указанной организации в постоянное бессрочное пользование. Т.е нахождение участка в распоряжении у истца.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Иск о признании права является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество.
Условиями предъявления такого иска являются:
наличие в натуре объекта, на который заявляется требование о признании права собственности;
статус вещи, относительно которой идет спор, должен быть неопределенным или спорным;
наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью.
В предмет доказывания по иску о признании права собственности входят следующие факты: наличие спорного имущества; наличие одного из обстоятельств, с которыми закон связывает приобретение права собственности на имущество: создание спорного имущества истцом, приобретение данного имущества истцом по договору, наследование, иные юридические факты; обстоятельства, свидетельствующие о владении истцом спорным имуществом как собственным.
Как правильно указывает суд первой инстанции, истец утверждает, что регистрацией права федеральной собственности на лесной участок площадью 1 654 313,8 Га, с условным номером 03-03-22/016/2009-284., расположенный по адресу Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, СевероБайкальское лесничество, нарушены его права, поскольку в этот участок входит принадлежащий ему земельный участок площадью 7,9 Га, ранее включенный в квартал 780 Байкальского участкового лесничества и переведенный Постановлением главы администрации местного самоуправления Северо-Байкальского района от 26.02.1997 N 62 в фонд перераспределения Северо-Байкальского района.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4, 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 марта 2002 г. N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01 июля 2006 г.) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых ксоответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом от 17 июля 2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01 июля 2006 г.), предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Вместе с тем, с 01 июля 2006 года законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земельные участки относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона. При этом органам местного самоуправления, предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню государственной собственности либо собственности муниципального образования.
17 апреля 2006 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01 июля 2006 г. (статья 5).
Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г.) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Пункт 10 ст. 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в ст. 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в ст. 3.1.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу п. 3 ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Ст.8 Лесного Кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред.21.07.2014) предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
При установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, то есть к федеральной собственности относится земельный участок, если на нем расположено здание, ранее относившееся к федеральному уровню собственности, или земельный участок первоначально предоставлен предприятиям и организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Аналогичным образом государственная собственность на землю разграничена на собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Указанный подход к разграничению государственной собственности на землю соответствует принципам разграничения, изначально заложенным в Федеральном законе "О разграничении государственной собственности на землю" (статьи 3, 4, 5), Федеральном законе "О приватизации государственного и муниципального имущества" (статья 28 в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности в силу закона, регистрация земельного участка произведена в 2009 году, строго в соответствии с требованиями действующего законодательства, а для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок, необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Как правильно указывает суд первой инстанции, истцом не представлено доказательств, позволяющих установить, что возникновением у Российской Федерации вещного права собственности на спорный земельный участок нарушены вещные права муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в силу требований закона земельный участок относится к собственности муниципального образования, указав, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, одновременно защищая право муниципального органа власти на распоряжение указанной собственностью. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств, свидетельствующих, что земельный участок относится к неразграниченным землям как не предоставленный ранее предприятиям федерального уровня собственности либо не относящийся к иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям (абзац 6 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд также исходит из того, что администрацией не представлено доказательств отнесения спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения. Соответственно, ссылки на судебные акты по другим делам отклоняются, так как они вынесены при иных обстоятельствах (в том числе, в отношении земельных участков иного назначения).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года по делу N А10-1572/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1572/2014
Истец: Администрация муниципального образования Северо-Байкальский район Республики Бурятия
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия
Третье лицо: Республиканское агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (РОСРЕЕСТР), ФГБУ Земельная кадастровая палата Республики Бурятия