г. Тула |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А68-2918/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Елфимова С.А. (доверенность от 23.12.2013 N 225-юр), от ответчика - Ворониной О.М. (доверенность от 03.10.2014 N 20-01-21/12202), Тарсиновой М.В. (доверенность от 03.10.2014 N 20-01-21/12196), от третьего лица - Государственного образовательного учреждения дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов" - Соколовой Т.А. (доверенность от 03.09.2014 N 86), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН" на решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2014 по делу N А68-2918/2014 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенного в письме от 30.12.2013 N 20-01-22/16293, об отказе в предоставлении для строительства в собственность на торгах следующих земельных участков: земельный участок площадью 9 990 кв. м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 71:30:020407:16, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе, назначение: для строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями, в границах, не входящих за красную линию названного земельного участка; земельный участок площадью 22 322 кв. м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 71:30:020407:17, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе, назначение: для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией, в границах, не выходящих за красную линию названного земельного участка; о понуждении ответчика в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу предоставить указанные земельные участки для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов в порядке, установленном п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, включая проведение работ по формированию земельных участков для предоставления в собственность, проведение торгов по продаже земельных участков и подписание протокола о результатах торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов".
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" в апелляционной жалобе просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, закрепленные в части 16, статье 24, части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в совокупности со статьями 11.2, 11.4, 11.5, 11.6 и 11,7 Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что суд сделал ошибочный дела вывод о том, что раздел, объединение, перераспределение земельных участков или выдел земельного участка не являются преобразованием земельного участка, а также о том, что формирование испрашиваемых участков было невозможно путем выдела из земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:020407:16 и 71:30:020407:17, либо путем изменения их границ. Утверждает, что факт отсутствия сдачи земельных участков по акту передачи не мог являться препятствием для преобразования спорных земельных участков. Считает, что судом ошибочно применен не подлежавший применению пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010. Полагает, что судом сделан неверный вывод о том, что имело место бездействие заинтересованного лица по предоставлению земельного участка, а не отказ в предоставлении, что привело к принятию неправильного решения по делу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением от 12.12.2013 N 1218 о предоставлении земельного участка в собственность для строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями площадью 9 990 кв. м (в границах, не выходящих за красную линию, согласно прилагаемой схеме), являющегося частью арендуемого на основании договора аренды от 15.11.2010 N 10В2472 заявителем земельного участка с кадастровым N 71:30:020407:16, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе.
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением от 12.12.2013 N 1219 о предоставлении земельного участка в собственность для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией площадью 22 322 кв.м. (в границах, не выходящих за красную линию, согласно прилагаемой схеме), являющегося частью арендуемого на основании договора аренды от 19.11.2010 N 10В2474 заявителем земельного участка с кадастровым N 71:30:020407:17, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе.
Заявления приняты ответчиком 13.12.2013.
В письме от 30.12.2013 N 20-01-22/16293 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области сообщило заявителю об отсутствии правовых оснований для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность ввиду неосуществления ЗАО "Корпорация "ГРИНН" действий по возврату земельных участков по акту приема-передачи министерству после расторжения договоров аренды земельных участков. Рассмотрение вопроса о формировании и предоставлении земельных участков с использованием процедуры торгов будет возможно только после освобождения земельных участков, ранее арендуемых ЗАО "Корпорация "ГРИНН" и передаче их министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельных участков для строительства без согласования места размещения объекта ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции справедливо исходил из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, что установлено пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков для строительства установлен статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 данной статьи.
На основании пункта 2.1 названной статьи Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду. Размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога, установленного законодательством Российской Федерации за соответствующий земельный участок.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено обязательное проведение работ по формированию земельного участка, включающее выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Также согласно условиям указанной нормы проведение работ по формированию земельного участка включает определение разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также принятие решения о проведении торгов и публикации соответствующего сообщения.
Таким образом, предметом торгов может быть поставленный на кадастровый учет земельный участок, в отношении которого проведены необходимые землеустроительные работы, включающие установление границ земельного участка и его межевание на местности.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений Земельного кодекса и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок считается сформированным, если в отношении него проведен государственный кадастровый учет.
По правилам статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 2 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации, что закреплено в части 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, с учетом положений указанных правовых норм конкурс по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка может быть проведен в отношении земельного участка, сформированного в установленном порядке и прошедшего государственный кадастровый учет.
Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения для целей, связанных со строительством, земельные участки предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Без предварительного согласования места размещения объекта земельные участки предоставляются в собственность либо в аренду исключительно на торгах, за исключением случаев предоставления земельных участков для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
В силу пункта 6 Положения торги по продаже земельного участка либо права на заключение договоров аренды земельных участков для целей строительства проводятся в форме аукционов, открытых по составу участников и форме подачи предложений о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка, начальном размере арендной платы либо начальной цене права на заключение договора аренды земельного участка).
Основанием для проведения аукциона по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков (далее - аукцион) является правовой акт правительства Тульской области о проведении аукциона, подготовленный с учетом решения Градостроительно-земельного совета Тульской области, образованного Постановлением правительства Тульской области от 26.01.2012 N 27, содержащего выводы о целесообразности строительства капитального объекта, что установлено в пункте 7 Положения.
Продавцом земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков выступает министерство. В качестве организатора аукциона выступает министерство либо действующая на основании договора с ним специализированная организация (далее - организатор аукциона).
Пунктом 9 Положения предусмотрено, что при наличии положительного решения Градостроительно-земельного совета Тульской области по вопросу возможности размещения на земельном участке объекта капитального строительства министерство осуществляет следующие мероприятия: направляет в администрацию муниципального образования город Тула обращение об обеспечении за счет средств, предусмотренных на данные цели в бюджете муниципального образования город Тула на очередной финансовый год, разработки предпроектной документации, разработки, утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, об определении технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; обеспечивает за счет средств, предусмотренных на данные цели в бюджете Тульской области на очередной финансовый год, выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, постановку земельного участка на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; обеспечивает проведение независимой оценки рыночной стоимости земельного участка либо рыночного размера арендной платы в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для последующего определения начальной цены аукциона; направляет в администрацию муниципального образования город Тула обращение о подготовке информации о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства; определяет стартовые условия проведения аукциона.
Пункт 13 Положения предусматривает, что организация и проведение аукционов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков".
Во исполнение постановления N 430 Правительством Тульской области принято постановление от 26.06.2012 N 285 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта", которым утвержден указанный административный регламент предоставления государственной услуги "Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах)" (далее - Регламент), определяющий стандарт предоставления государственной услуги и устанавливает сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства имущественных и земельных отношений Тульской области при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах).
Государственную услугу предоставляет Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Согласно пункту 22 Регламента при обращении за предоставлением государственной услуги заявитель представляет в министерство, в том числе: заявление о формировании и выставлении на торги земельного участка, в котором должны быть указаны: местоположение земельного участка; площадь земельного участка; цель использования земельного участка; схему примерного расположения испрашиваемого участка.
Как было указано выше, ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением от 12.12.2013 N 1218 о предоставлении земельного участка в собственность для строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями площадью 9 990 кв. м (в границах, не выходящих за красную линию, согласно прилагаемой схеме), являющийся частью арендуемого на основании договора аренды от 15.11.2010 N 10В2472 заявителем земельного участка с кадастровым N 71:30:020407:16, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе.
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением от 12.12.2013 N 1219 о предоставлении земельного участка в собственность для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией площадью 22 322 кв. м (в границах, не выходящих за красную линию, согласно прилагаемой схеме), являющийся частью арендуемого на основании договора аренды от 19.11.2010 N 10В2474 заявителем земельного участка с кадастровым N 71:30:020407:17, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе.
К заявлениям были приложены документы, указывающие на цель обращения с данными заявлениями и примерное месторасположение испрашиваемых земельных участков, которые были приняты ответчиком 13.12.2013.
Письмом от 30.12.2013 N 20-01-22/16293. Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области известило заявителя о том, что принимая во внимание поступившее от ЗАО Корпорация "ГРИНН" исковое заявление о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенное в письме от 01.11.2013 N 20-01-22/13343, у министерства отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность. Рассмотрение вопроса о формировании и предоставлении земельных участков с использованием процедуры торгов будет возможно только после освобождения земельных участков, ранее арендуемых ЗАО "Корпорация "ГРИНН" и передаче их министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Из буквального анализа содержания обжалуемого письма министерства суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что предметом данного спора не может быть отказ министерства в предоставлении земельных участков в собственность, т.к. такого решения в результате оказания государственной услуги при предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах) уполномоченным органом не принималось.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги предусмотрены пунктом 34 Регламента, которыми являются: представление заявителем документов, не соответствующих требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Тульской области, иных правовых актов, а также документов, срок действия которых истек на момент подачи заявления на предоставление государственной услуги; права на земельный участок либо права на расположенные на нем объекты оспариваются в судебном порядке; в отношении земельного участка начаты процедуры выбора по заявлению иного лица; земельный участок предоставлен на каком-либо праве иному лицу для строительства или для эксплуатации объекта капитального строительства либо на земельном участке предварительно согласовано место размещения объекта; отрицательное решение Градостроительно-земельного совета Тульской области; невозможность предоставления государственной услуги по основаниям, предусмотренным федеральными законами.
Как следует из текста письма от 30.12.2013 N 20-01-22/16293, "принимая во внимание поступившее от ЗАО Корпорация "ГРИНН" исковое заявление о признании незаконным решения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изложенное в письме от 01.11.2013 N 20-01-22/13343, у министерства отсутствуют правовые основания для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность".
При этом суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что ссылка в оспариваемом письме на наличие указанного спора не может расцениваться в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, предусмотренной пунктом 34 Регламента. Права на земельный участок либо права на расположенные на нем объекты оспариваются в судебном порядке, т.к. предметом оспаривания по указанному заявлению является решение министерства от 01.11.2013, а не права на земельный участок.
В оспариваемом письме также указано на возможность рассмотрения вопроса о формировании и предоставлении земельных участков с использованием процедуры торгов только после освобождения земельных участков, ранее арендуемых ЗАО "Корпорация "ГРИНН" и передаче их Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Суд правомерно расценил данное письмо как информационное, не свидетельствующее о начале выполнения уполномоченным органом процедуры оказания государственной услуги.
Основанием для подготовки и направления данного письма явилось неисполнение ЗАО "Корпорация "ГРИНН" обязанности по передаче по акту приема-передачи спорных земельных участков после расторжения договоров аренды. Данная обязанность вытекает из пункта 7.8 договоров аренды от 15.11.2010 N 10В2472 и от 19.11.2010 N 10В2474, письма министерства от 31.10.2013 N 20-01-22/13305.
Невозврат земельных участков заявителем в установленные сроки по акту приема передачи Министерству дает основания считать, что земельные участки не освобождены от имущества ЗАО "Корпорация "ГРИНН", т.к. в течение срока действия договоров аренды спорные земельные участки заявителем осваивались, проводили экспертные и изыскательские работы.
С учетом изложенного отклоняется как несостоятельный довод апеллянта о том, что судом сделан неверный вывод о том, что имело место бездействие заинтересованного лица по предоставлению земельного участка, а не отказ в предоставлении, что привело к принятию неправильного решения по делу.
Апелляционный суд отклоняет довод апеллянта об отсутствии препятствий в проведении работ по формированию испрашиваемых земельных участков, возможности начать действия по их преобразованию независимо от факта передачи земельных участков заявителем ответчику, исходя из следующего.
На основании пункта 1 части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации проведению торгов предшествуют, в том числе, следующие мероприятия по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, невозможно провести соответствующий аукцион без проведения мероприятий по формированию испрашиваемых земельных участков, предусмотренного статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных, предусмотренных названным Федеральным законом, сведений о недвижимом имуществе.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ отнесены к уникальным характеристикам земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета допускается при наличии двух обстоятельств - заявления собственника и доказательств совершения действий по преобразованию земельного участка.
Земельные участки с кадастровыми N 71:30:020407:16 и N 71:30:020407:17 стоят на кадастровом учете в установленных границах. Заявлениями от 12.12.2013 ЗАО "Корпорация "ГРИНН" просило сформировать два земельных участка из ранее указанных земельных участков (площадью 11 757 кв. м и 25 574 кв. м), исключив из их состава часть земельного участка, занятую местами общего пользования, т.е. сформировать земельные участки меньшей площадью (9990 кв. м и 22 322 кв. м) и предоставить их в собственность на торгах для строительства.
При этом в силу статей 11.2, 11.4, 11.5, 11.6 и 11.7 ЗК Земельного кодекса Российской Федерации образование из сформированного земельного участка иных земельных участков возможно только путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельного участка, но не путем формирования нового земельного участка.
В то же время кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, или дополнительных характеристик об объекте недвижимости в объеме, установленном статьей 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
При этом орган кадастрового учета снимает с учета земельные участки только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости (преобразуемым является объект недвижимости, в результате раздела которого, выдела из которого или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с которым был образован другой объект недвижимости) и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 был поставлен на кадастровый учет земельный участок в кадастровым N 71:30:020407:153, месторасположение: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, площадью 37 331+/-214 кв. м, сформированный при объединении земельных участков с кадастровыми N 71:30:020407:16, 71:30:020407:17, разрешенное использование: административное здание со встроенными торговыми помещениями, гипермаркет с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией.
Согласно свидетельству от 24.06.2014 N 71-71-01/106/2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Государственным образовательным учреждением дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов".
Следовательно, с 24.06.2014 земельные участки с кадастровыми N 71:30:020407:16, 71:30:020407:17 приобрели статус "архивных".
Кроме того суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено право заинтересованного лица на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными нормами указанного Кодекса и других федеральных законов.
В силу пункта 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Как установлено пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
С совершением регистрационных действий указанный Закон связывает наступление для правообладателя определенных юридических последствий: государство в лице регистратора выражает положительное отношение к изменению объема прав на недвижимость и письменно закрепляет свою волю путем внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав удостоверяет и подтверждает имеющееся право.
Из абзаца 2пункта 1 статьи 2 названного Закона государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 52 постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Земельный участок в кадастровым N 71:30:020407:153, месторасположение: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, площадью 37331+/-214 кв. м, сформированный из земельных участков с кадастровыми N 71:30:020407:16, 71:30:020407:17, разрешенное использование: административное здание со встроенными торговыми помещениями, гипермаркет с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией был поставлен на кадастровый учет 06.05.2014.
Постановлением главы администрации города Тула от 16.05.2014 N 1382 "Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе" разрешенное использование вышеназванного земельного участка по поручению Министерства изменено на "физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты)".
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 06.06.2014 N 827 "О предоставлении Государственному образовательному учреждению дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, для временного размещения некапитальных объектов - физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты)"
Государственному образовательному учреждению дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым N 71:30:020407:153, площадью 37 331 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, для временного размещения некапитальных объектов - физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты).
На вышеназванный земельный участок 24.06.2014 зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования за Государственным образовательным учреждением дополнительного образования "Спортивно - реабилитационный центр инвалидов" (свидетельство от 24.06.2014 N 71-71-01/106/2014) и право собственности Тульской области (свидетельство от 01.07.2014 N 71-АД 157233).
Доводы заявителя жалобы о том, что судом ошибочно применен не подлежавший применению пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, отклоняются апелляционным судом. Суд первой инстанции верно исходил из того, что требования заявителя фактически направлены на оспаривание зарегистрированного права в отношении спорного недвижимого имущества, поэтому не подлежат рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (пункт 56 постановления Пленума N 10/22).
Поскольку цель обращения за судебной защитой не может быть достигнута, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
ЗАО "Корпорация "ГРИНН" при подаче апелляционной жалобы было уплачено 2 000 руб. государственной пошлины, в связи с этим ЗАО "Корпорация "ГРИНН" подлежит возврату из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2014 по делу N А68-2918/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Корпорация "ГРИНН" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-2918/2014
Истец: ЗАО "Корпорация "ГРИНН"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Третье лицо: ГОУ ДО "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов", ГОУ дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов"