г. Самара |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А55-18114/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой С.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Спектр" - представителя Иргискиной Д.С (доверенность от 29.08.2014),
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области - представителя Тарасовой Е.А. (доверенность от 10.07.2014 N 04-21/10647),
от УФНС России по Самарской области - представителя Ивановой Т.В. (доверенность от 15.09.2014 N 12-22/0034),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спектр"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 года по делу N А55-18114/2014 (судья Корнилов А.Б.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спектр", Самарская область, г. Сызрань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области, Самарская область, г. Сызрань, к Управлению ФНС России по Самарской области, г. Самара, о признании недействительными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - общество, ООО "Спектр") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области (далее - Межрайонная ИФНС N 3 по Самарской области) от 28.04.2014 N 32 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, о признании недействительным решения N 19242 от 28.04.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области (далее - Управление ФНС России по Самарской области) от 03.07.2014 N 03-15/16120 вынесенное по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (т.1,л.д.3-29).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.2.л.д.60-61).
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Спектр" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылаясь на необоснованность решения суда, просит отменить решение суда и признать недействительными оспариваемые акты вышеназванных инспекций (т.2,л.д.66-75).
Представитель ООО "Спектр" в судебном заседании поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции от 13.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его требования.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС N 3 по Самарской области просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Управления ФНС России по Самарской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, обществом 22 ноября 2013 года, направлена в Межрайонную ИФНС России N 3 по Самарской области уточненная налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2011 года. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой вынесены обжалуемые решения: N 32 от 28.04.2014 г. об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению и N 19242 от 28.04.2014 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которыми обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость предъявленного к возмещению из бюджета за 4 квартал 2011 года в сумме 1.233.000 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обжаловал их в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Самарской области N 03-15/16120 от 03 июля 201 4 года апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Как следует из содержания оспариваемых решений, основанием для направления уточненной декларации, послужил вывод заявителя о необходимости отражения в составе вычетов по НДС сумм, которые включены в реестр требований кредиторов, как требование ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт".
ООО "Спектр" решением Арбитражного суда Самарской области от 28 ноября 2011 года признано несостоятельным (банкротом) с открытием конкурсного производства. Определением от 26 декабря 2011 года, в реестр требований кредиторов должника включено требование ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" на общую сумму 8 082 997 руб. 37 коп. за оказанные услуги, по передаче электрической энергии.
Как считает заявитель, налог на добавленную стоимость, который отражен в актах об оказании услуг, как часть задолженности ООО "Спектр" перед ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт", он имеет право отнести в вычеты в 4 квартале 2011 года.
Суд считает, что документы, которые представлены заявителем, не подтверждают наличие права на вычет по НДС в 4 квартале 2011 года по операциям с ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт".
Согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса указанные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Как указывает налоговый орган в своем отзыве, Конституционный Суд Российской Федерации, обращаясь в своих актах (Постановления от 28 марта 2000 года N 5-П и от 20 февраля 2001 года N 3-П, определения от 8 апреля 2004 года N 169-0, от 4 ноября 2004 года N 324-0 и от 3 июля 2008 года N 630-О-П) к вопросам, связанным с порядком исчисления налога на добавленную стоимость, указывал, что данный налог, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения, является косвенным налогом (налогом на потребление): реализация товаров (работ, услуг) производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму этого налога; устанавливая в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость и закрепляя - с учетом его экономической природы - правила исчисления данного налога, законодатель предусмотрел многоступенчатый механизм его уплаты, в рамках которого при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщик (налоговый агент) дополнительно к их цене (тарифу) обязан предъявить к оплате покупателю сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по каждому виду товаров (работ, услуг, имущественных прав) как процентная доля указанных цен (тарифов), соответствующая налоговой ставке.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 указано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, под которой понимается налоговый вычет, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны или противоречивы.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки ООО "СПЕКТР" не представило в налоговый орган надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, что подтверждается письмом налогоплательщика 17.12.2013 г. (вх. N 01-19/00165 от 09.01.2014 г.). Из п. 12 указанного письма следует, что полученные и выданные счета-фактуры, отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела, налогоплательщик представил Определение Арбитражного суда Самарской области от 26.12.2011 года по делу N А55-13616/2011, которым установлен факт оказания ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" услуг по передаче электрической энергии, подлежащих оплате ООО "СПЕКТР" в размере 8 082 997 руб. 37 коп., однако из данного постановления также следует, что договор и счета-фактуры отсутствуют.
В соответствии с п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 г. следует принимать во внимание, что на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налогоплательщику не могут быть предоставлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, поскольку положениями пункта 1 статьи 169 и пункта 1 статьи 172 Кодекса установлены специальные правила приобретения налогоплательщиком права на указанные вычеты.
В силу требований статьи 169 Налогового кодекса РФ, в счете-фактуре должны быть обязательно указаны цена (тариф) за единицу измерения по договору (контракту) без учета налога, стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) без налога, ставка налога, сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок, и стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг) с учетом суммы налога. Причем в расчетных документах, первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма налога выделяется отдельной строкой, тем самым определяется сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю.
В свою очередь, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ). Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением требований статьи 169 Налогового кодекса РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцом покупателю сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2 статьи 169 Налогового кодекса РФ). Это свидетельствует о том, что налогоплательщик, не обеспечивший документальное подтверждение достоверности сведений и обоснованности требований, изложенных в документах, на основании которых он претендует на получение налоговых вычетов, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия в виде невозможности принятия к вычету соответствующих сумм налога (Определение КС РФ от 05.03.2009 N 468-0-0).
Суд первой инстанции правомерно не принял ссылки ООО "Спектр" на судебную практику, так как данная судебная практика относятся к ситуациям по покупке товаров (работ, услуг) у организаций за наличный расчет или относится к правоотношениям, регулируемым нормами Налогового кодекса РФ, действующими до 01.01.2006 г., оплата в адрес контрагента ООО "Спектр" производилась частично в 2013 г. на сумму 1 846 010,63 руб. (п/п N 184 от 23.09.2013 г., п/п N149 от 01.04.2013 г., п/п N121 от 01.02.2013 г.). Из представленных платежных поручений следует, что суммы, уплаченные в адрес ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" НДС не облагаются.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что отсутствие счетов-фактур, в рассматриваемой ситуации, является основанием для отказа в возмещении НДС.
ООО "СПЕКТР" считает, что отсутствие счётов-фактур вызвано недобросовестными действиями контрагента - ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт".
Однако, из материалов дела усматривается, что согласно письма, ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" N 0101-07-46 от 04.03.2014 г., представленного по встречной проверке, документы в отношении ООО "Спектр" за период 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. у общества отсутствуют.
В соответствии с п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ право на налоговый вычет НДС возникает при одновременном соблюдении следующих условий:
приобретение товаров для совершения операций, облагаемых НДС;
оприходование товаров (принятие к учету);
наличие надлежаще оформленных первичных документов;
наличие надлежаще оформленного счета-фактуры.
Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ возмещение сумм НДС (положительной разницы между суммой вычетов и суммой НДС) может быть осуществлено в течение трех лет с момента, когда возникло право на такое возмещение.
Из позиции Минфина России (Письма от 01.03.2013 N 03-07-11/6112, от 01.10.2009 N 03-07-11/244) и судебной практики (Постановления Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10 по делу N А12-8514/08-С36, ФАС Северо-Западного округа от 22.03.2012 по делу N А56-41070/2011) следует, что данное правило распространяется и на вычет НДС.
То есть срок, в течение которого организация может воспользоваться правом на вычет сумм НДС, составляет три года после окончания соответствующего налогового периода, в котором у организации возникло право на вычет налога.
Как следует из актов оказания услуг, которые послужили основанием для включения ОАО "Юго-Запад транснефтепродукт" в реестр требований кредиторов, услуги по передаче электрической энергии были оказаны в период с января по июнь 2010 г., т.е. в 1 и 2 квартале 2010 г., уточненная декларация сдана заявителем 21 ноября 2013 года, т.е. с нарушением трехлетнего срока. Включение "спорных" операций в декларацию за 4 квартал 2011 года, т.е. в более поздний период, чем тот, когда фактически могло возникнуть право на вычеты, по мнению суда, свидетельствует о недобросовестности ООО "Спектр" и желании обойти установленный законом срок.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции, правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают выводы суда первой и апелляционной инстанций и не свидетельствуют о незаконности оспариваемого судебного акта.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2014 года по делу N А55-18114/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Спектр" в федеральный бюджет государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18114/2014
Истец: "НП СРО АУ" Скворцова Светлана Сергеевна, Конкурсный управляющий ООО "Спектр" Скворцова Светлана Сергеевна, ООО "Спектр"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Самарской области, Управление ФНС России по Самарской области