г. Вологда |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А05-4760/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 января 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, материалы дела N А05-4760/2014,
установил:
индивидуальный предприниматель Петровский Владимир Клавдиевич (место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 16, квартира 6, ОГРНИП 304290134100356, ИНН 292600041196; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: 107078, город Москва, Орликов переулок, дом 10, корпус 1; ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340; далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 23 208 кв.м, кадастровый номер 29:22:031401:1, расположенного по адресу: город Архангельск, Северный территориальный округ, улица Мостовая, дом 11, корпус 1, в размере его рыночной стоимости, равной 4 999 000 руб., с 01.01.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Архангельской области (место нахождения: 163004, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; далее - Министерство).
Решением от 19.05.2014 (судья Тюпин А. Н.) суд исковые требования Предпринимателя удовлетворил частично, установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:031401:1 площадью 23 208 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 4 999 000 руб.
Лицо, не участвующее в деле, - мэрия города Архангельска (место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; далее - Мэрия) - с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, привлечь его в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также рассмотреть дело по правилам первой инстанции.
Доводы подателя жалобы сводились к следующему. Несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются участником процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость представляет собой базу для определения размера арендной платы, которая, согласно статье 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), является одним из доходов городских округов, зачисляемых в местные бюджеты по нормативу 100 %. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов. Данный вывод следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839 по делу N А33-11257/2012. Спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежит истцу на праве аренды. В соответствии со статьей 62 БК РФ в бюджеты городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 100 %; доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 100 %. Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 23.12.2009 N 244-пп "Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования "Город Архангельск", размер арендной платы за земельные участки зависит от их кадастровой стоимости. Согласно Закону Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-03 "О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" размер выкупной цены земельных участков также зависит от кадастровой стоимости. Решение суда от 19.05.2014 напрямую затрагивает экономические интересы муниципального образования "Город Архангельск". До принятия обжалуемого решения поступления, представляющего собой арендную плату за спорный земельный участок, составляли 2 028 990 руб. в год, после установления новой кадастровой стоимости указанные поступления составляют 325 000 руб. в год.
Определением от 29.10.2014 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 04.12.2014.
Рассмотрев апелляционную жалобу Мэрии, апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции допущены нарушения, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Согласно данной норме права основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 6 статьи 268 АПК РФ независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 названного Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. В этом случае арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ, рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В данном случае согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 11.02.2014 N 13839/13, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Помимо собственников соответствующих земельных участков и органов местного самоуправления, к лицам, чьи права затрагиваются или могут быть затронуты решениями таких комиссий и судебными актами, можно также отнести арендаторов земельных участков, правообладателей, владеющих земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения, лиц, которые хотя и не имеют оформленных прав на земельный участок, но имеют в собственности объекты недвижимости, расположенные на таком участке.
С учетом вышеизложенного апелляционный суд полагает, что обжалуемое по настоящему делу решение принято о правах Мэрии, не привлеченной к участию в деле, в связи с этим имеются основания для отмены судебного акта, перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, привлечения данного лица к участию в деле.
Согласно части 6.1 статьи 268 АПК РФ о переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
На отмену судебного акта указывается в окончательном судебном акте апелляционной инстанции.
Определением от 04.12.2014 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Мэрию, назначил судебное заседание по рассмотрению материалов дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на 15.01.2015.
До судебного заседания Предприниматель в порядке статьи 49 АПК РФ обратился в апелляционный суд с заявлением об уточнении исковых требований, просил установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 23 208 кв.м, кадастровым номером 29:22:031401:1, расположенного по адресу: город Архангельск, Северный территориальный округ, улица Мостовая, дом 11, корпус 1, в размере 9 986 000 руб. с 01.01.2014. В обоснование уточненных требований представил отчет общества с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" от 24.11.2014 N 063-14.
Апелляционный суд принял уточнение иска.
Мэрия в отзыве на уточненный иск указала, что не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 9 986 000 руб.
Кадастровая палата в пояснении на уточненный иск не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 9 986 000 руб.
Министерство в отзыве на уточненный иск также не возражает относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - 9 986 000 руб., однако возражает против требований об установлении данной стоимости с 01.01.2014.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Кадастровой палаты и Министерства поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы сторон и третьих лиц, мнения и возражения, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 23 208 кв.м, кадастровым номером 29:22:031401:1, расположенного по адресу: город Архангельск, Северный территориальный округ, улица Мостовая, дом 11, корпус 1, в размере его рыночной стоимости, равной 9 986 000 руб. В удовлетворении иска в остальной части следует отказать.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является арендатором земельного участка площадью 23 208 кв.м, кадастровым номером 29:22:031401:1, расположенного по адресу: город Архангельск, Северный территориальный округ, улица Мостовая, дом 11, корпус 1, что подтверждается договором аренды земельного участка от 17.10.2000 N 1/80(сев) в редакции соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 17.10.2000 N 1/80(сев).
Земельный участок используется истцом для эксплуатации зданий и сооружений для хранения и ремонта автомобилей.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп) утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области по состоянию на 05.06.2012.
В соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости арендованного истцом вышеуказанного земельного участка в размере 31 215 224 руб. 16 коп.
Истец, считая такой размер завышенным, обратился к обществу с ограниченной ответственностью "Проф-эксперт" о проведении оценки рыночной стоимости земельного участка и составлении отчета.
Согласно отчету вышеназванной организации от 24.11.2014 N 063-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 05.06.2012 - 9 986 000 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, а также считая, что при установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости такие сведения должны применяться с 01.01.2014, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции полагает, что требование истца в части установления кадастровой стоимости земельного участка, площадью 23 208 кв.м, кадастровым номером 29:22:031401:1, расположенного по адресу: город Архангельск, Северный территориальный округ, улица Мостовая, дом 11, корпус 1, в размере его рыночной стоимости, равной 9 986 000 руб., является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусматривает, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно частям 3 и 4 статьи 16 Закона N 221-ФЗ, орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе о его кадастровой стоимости. При этом в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указывается решение суда.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения на орган кадастрового учета обязанности внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с результатами кадастровой оценки, подлежащими согласно пункту 4 Постановления N 595-пп применению с 01.01.2013, в государственный кадастр недвижимости с 01.01.2013 внесены сведения о кадастровой стоимости арендованного истцом вышеуказанного земельного участка в размере 31 215 224 руб. 16 коп.
Согласно отчету оценщика от 24.11.2014 N 063-14 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату проведения кадастровой оценки (05.06.2012) составила 9 986 000 руб.
Апелляционный суд полагает, что истец представил достаточные и объективные доказательства, свидетельствующие о достоверности вышеназванных сведений. С учетом согласия с данными сведениями остальных лиц, участвующих в деле, отсутствия их возражений, а также невыявления противоречий в документах, имеющихся в материалах дела, апелляционный суд считает, что исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем апелляционный суд считает необоснованным требование истца в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной с 01.01.2014.
Такое требование противоречит вышеперечисленным нормам права, а также правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
Установление судом новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости с момента вступления в силу решения суда.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и от 25.06.2013 N 10761/11.
Таким образом, правовых оснований для установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, равной 9 986 000 руб., с 01.01.2014 не имеется, в иске в этой части следует отказать.
С учетом заявления истца и по правилам статьи 110 АПК РФ бремя судебных расходов на рассмотрение несет Предприниматель.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2014 года по делу N А05-4760/2014 отменить.
Исковые требования индивидуального предпринимателя Петровского Владимира Клавдиевича удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:22:031401:1, площадью 23 208 кв. м, в размере его рыночной стоимости, равной 9 986 000 руб.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4760/2014
Истец: ИП Петровский Владимир Клавдиевич
Ответчик: ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: министерство имущественных отношений Архангельской области, мэрия г. Архангельска