г. Москва |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А41-41732/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ЕГ Логистика": Грядов А.В. по доверенности от 07.07.2014,
от Управлению Росреестра по Московской области: не явился, извещен,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области: не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 года по делу N А41-41732/14, принятое судьей А.О. Уваровым, по заявлению ООО "ЕГ Логистика" к Управлению Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, при участии в качестве третьих лиц Правительства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, администрации Дмитровского муниципального района Московской области, об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЕГ Логистика" (далее - истец, общество, ООО "ЕГ Логистика") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) со следующими требованиями:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110406:67 в размере равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 - 172 815 743 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110406:72 в размере равном его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 - 43 656 808 рублей;
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0110406:67 и 50:04:0110406:72 в размере равном их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2013 и подлежащей применению для целей, установленных законодательством Российской Федерации с 01.01.2014.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Правительство Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, администрация Дмитровского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ЕГ Логистика" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 50:04:0110406:67 площадью 84 400 кв.м и с кадастровым номером 50:04:0110406:72 площадью 20 000 кв.м, расположенные по адресу: Московская область, Дмитровский район, с/п Габовское, с. Озерецкое, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 09.08.2006 и 06.08.2009 (т.1, л.д. 11, 25).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области" утверждена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков.
Как следует из актов определения кадастровой стоимости, на основании Распоряжения Минэкологии Московской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110406:67 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 482 608 390 руб. 00 коп.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:04:0110406:72 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости, установленной в размере 119 567 200 руб. 00 коп.
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:04:0110406:67 и 50:04:0110406:72, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, не соответствует рыночной стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно отчету об оценке от 21.05.2014 N 27.04.2014 представленного обществом, рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Рыночная стоимость проверена судом и признана обоснованной.
Обжалуя решение суда первой инстанции, ответчик, основываясь на постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28 июня 2011 года N 913/11, указывает на невозможность внесения сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости ранее момента вступления судебного акта в законную силу.
Представитель ООО "ЕГ Логистика" возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно постановлениям Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11, споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель, регулирующие Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Согласно пункту 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено в пункте 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Распоряжением Минэкологии Московской области от 27.11.2013 N 566-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности". Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Согласно статье 12 указанного закона, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
При этом согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как усматривается из отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков, от 21.05.2014 N 27.04.2014, составленному ООО "Коллиерз Интернешнл", рыночная стоимость спорных земельных участков составляет (т.1, л.д. 37-121):
- земельный участок с кадастровым номером 50:04:0110406:67 по состоянию на 01.01.2013 - 172 815 743 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером 50:04:0110406:72 по состоянию на 01.01.2013 - 43 656 808 рублей.
Нормами статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу общества, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки при соблюдении правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На отчет от 21.05.2014 N 27.04.2014 истцом представлено экспертное заключение СРО ООО "Российское общество оценщиков" от 24.06.2014 N 2215-6/2014 о соответствии представленного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (т.1, л.д. 122-131).
Суд первой инстанции, исследовав представленные отчет и заключения экспертизы с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что отчет от 21.05.2014 N 27.04.2014, составленный ООО "Коллиерз Интернешнл", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что ООО "ЕГ Логистика" обратилось в Арбитражный суд Московской области 11.07.2014, что подтверждается штемпелем суда на исковом заявлении, рассмотрение арбитражным судом заявления на день вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, а также учитывая требование общества об установлении новой кадастровой стоимости равной рыночной с 01.01.2014, апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования.
Апелляционным судом не может быть принят довод ответчика о том, что согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, внесение сведений о рыночной стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости невозможно ранее момента вступления судебного акта в законную силу.
Определяя период, на который суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка равную его рыночной стоимости, надлежит руководствоваться действовавшим на момент обращения в суд законодательством, которое не регулировало вопросы, связанные с периодом либо датой, с которой судом устанавливается такая стоимость. В связи с чем у суда отсутствуют основания для однозначного вывода о невозможности установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление.
При этом указанный подход не противоречит позиции как изложенной в названных выше постановлениях Президиума ВАС РФ, так и правовому подходу, в последующем нашедшему свое закрепление в статье 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 сентября 2014 года по делу N А41-41732/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41732/2014
Истец: ООО "ЕГ Логистика"
Ответчик: Управление федеральной регитстрационной службы по МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Дмитровского муниципального района Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Правительство Московской области