г. Самара |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А55-11666/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стражниковой Е.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал Куйбышевская железная дорога) - Парфенова Д.И. (доверенность от 17 июля 2014 года N НЮ-46/107),
представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самара - Алексеева А.А. (доверенность от 07 ноября 2014 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2014 года по делу N А55-11666/2014 (Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (филиал Куйбышевская железная дорога) (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727), г. Самара,
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самара (ОГРН 1026300530431, ИНН 6311027197), г. Самара,
о признании незаконным отказа в постановке на учет автокрана,
УСТАНОВИЛ:
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самаре (далее - заинтересованное лицо, Управление МВД России по г. Самаре) в постановке на учёт автокрана КС-4561А и обязании ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области совершить действия по постановке на учёт автокрана КС-4561А, а также об обязании ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области выдать ОАО "РЖД" паспорт транспортного средства на автокран КС-4561А (л.д.6-8).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.10.2014 по делу N А55-11666/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ в постановке на учёт автокрана КС-4561А.
Суд обязал ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий по постановке на учёт автокрана КС-4561А и выдаче ОАО "РЖД" паспорта транспортного средства на автокран КС-4561А (л.д.98-103).
В апелляционной жалобе Управление МВД России по г.Самаре просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.106-108).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Управления МВД России по г. Самаре поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 23.12.1986 Базой N 47 - филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Куйбышевская железная дорога" МПС РФ приобретен и поставлен на баланс автокран КС 4561-А.
Указанное обстоятельство подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств (л.д. 17, 27).
В результате реорганизации, в целях обеспечения деятельности созданного ОАО "РЖД", База N 47 передала в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД" имущество, в числе которого значится автокран КС 4561-А.
Данное обстоятельство подтверждается актом приема-передачи основных средств от 30.09.2003 (л.д. 18-21).
В соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 04.03.2004 N 1264р Куйбышевская железная дорога наделена транспортными средствами, в перечень которых также вошел автокран КС 4561-А (л.д. 23-26).
ОАО "РЖД" с 1986 года владеет и пользуется указанным транспортным средством - автокран КС 4561-А, препятствия в использовании объекта отсутствуют.
Балансодержателем автокрана является ОАО "РЖД", местом нахождения объекта является База N 47 - структурное подразделение Куйбышевской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" разъезд Разинский.
17.02.2014 представитель ОАО "РЖД" обратился в ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о постановке транспортного средства - автокрана КС 4561-А на государственный регистрационный учет (л.д. 9-11).
25.02.2014 заявителю выдан письменный ответ, в соответствии с которым заинтересованное лицо фактически отказало заявителю в осуществлении государственного регистрационного учета по причине отсутствия документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство (паспорта транспортного средства) (л.д.12).
Не согласившись с отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая заявителю, регистрационный орган руководствовался Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", согласно части 3 статьи 15 которого допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
При этом, как указано в возражениях заинтересованного лица на заявление, пунктом 15 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
В этой связи заинтересованное лицо полагает, что заявителем не соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ и Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для признания действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положением статье 2 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" закреплены основные направления деятельности полиции, в том числе обеспечение безопасности дорожного движения, руководствуясь при этом нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими данную деятельность.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" - допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Вопросы учета автомототранспортных средств регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (далее именуются - владельцы транспортных средств), обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 3 Постановления).
Пунктом 15.5. Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605 установлено, что при обращении за государственной услугой необходимо представление документов, удостоверяющих право собственности на транспортное средство, номерной агрегат в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В представляемых для совершения административных действий документах, удостоверяющих право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты, должны содержаться: дата и место их составления, предмет и условия сделки (решения государственного органа), стоимость транспортного средства (при наличии), для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства, паспортные данные, для юридического лица - ИНН, полное наименование, юридический адрес, подписи сторон (если наличие подписей предусмотрено формой документа), идентификационные данные транспортного средства, а также серия, номер, дата выдачи паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа и (или) регистрационного знака (при их наличии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
К документам, удостоверяющим право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты относятся: заключенный в установленном порядке договор (купли-продажи, мены, дарения и другие договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации), удостоверяющий право собственности на транспортное средство, номерной агрегат; документы, выдаваемые органами социальной защиты населения о выделении транспортных средств инвалидам либо об изменении права собственности на такие транспортные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; решения судов, судебные приказы, постановления органов принудительного исполнения судебных актов; выписки из передаточных актов (касающиеся транспортных средств) при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); выписки из разделительного баланса (касающиеся транспортных средств) при разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц в соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации; свидетельства о праве на наследство; заверенная выписка (копия) протокола тиражной комиссии, или правил проведения лотереи и акт передачи транспортного средства, полученного собственником в качестве выигрыша, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что транспортное средство изготовлено Камышинским крановым заводом в 1986 году.
Транспортное средство имеет характеристики объекта: автокран КС 4561-А, заводской номер 16439, номер шасси 575429, номер двигателя 024876, грузоподъемность 16 тонн, вылет стрелы 10 м., высота подъема 10 м.
Материалами дела подтверждается, что 21.11.1986 автокран прошел первичное техническое освидетельствование, в результате которого был признан пригодным к эксплуатации.
Технические условия на изготовление транспортного средства были согласованы с управлением Госавтоинспекции УВД Волгоградского облисполкома в 1984 году, что подтверждается выданным предприятием-изготовителем свидетельством о согласовании конструкции автотранспортного средства в части относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Однако, в виду того, что транспортное средство введено в эксплуатацию в 1986 году, то есть до утверждения нормативного документа, обеспечивающего полноту учета автомототранснортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации, паспорт транспортного средства заводом-изготовителем не выдавался, так как данный документ не был предусмотрен законодательством.
Вместе с тем, как установлено Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них свидетельства.
Суд первой инстанции установил, что в данном случае заявителем были представлены все необходимые документы для постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет.
В качестве документа, удостоверяющего право собственности на транспортное средство заявителем представлены: выписка из передаточного акта при слиянии юридических лиц, присоединении юридического лица к другому юридическому лицу или преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы); иные документы, удостоверяющие право собственности на транспортные средства, номерные агрегаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не представило в суд доказательств, что транспортное средство с данными параметрами находится в розыске.
Согласно статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Оценив в совокупности в соответствии со статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый заявителем отказ не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ и Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности и подлежит признанию незаконным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 октября 2014 года по делу N А55-11666/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11666/2014
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: Управление МВД по г. Самара