г. Владимир |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А79-5686/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.01.2015.
Полный текст постановления изготовлен 26.01.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой О.О.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Аскерова Т.А. по доверенности от 11.04.2014 (срок действия 1 год);
от ответчика - индивидуального предпринимателя Романова Сергея Валентиновича - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени слушания дела,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2014 по делу N А79-5686/2014, принятое судьей Каргиной Н.А.,
по иску казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (ОГРН 1072130011821, ИНН 2130024126) к индивидуальному предпринимателю Романову Сергею Валентиновичу (ОГРНИП 304213525400040, ИНН 211609006789) о взыскании компенсации ущерба в размере 2560 руб. 84 коп.,
УСТАНОВИЛ:
казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с иском к индивидуальному предпринимателю Романову Сергею Валентиновичу (далее - ИП Романов С.В.) о взыскании в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования 2560 руб. 84 коп.
Исковые требования мотивированы тем, что 19.03.2014 в результате проведения контроля сотрудниками КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии на передвижном пункте весового контроля, располагавшемся на 44 км автодороги "Чебоксары-Сурское", установлен факт превышения осевой нагрузки транспортным средством "КАМАЗ 5320", государственный регистрационный номер Т 057 АР 21, с прицепом. По данному факту в присутствии водителя транспортного средства Мушлаева О.Е. был составлен соответствующий акт и определен размер ущерба, подлежащий возмещению в пользу истца.
Ответчик иск не признал.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2014 по делу N А79-5686/2014 в удовлетворении иска КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии отказано.
КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии, не согласившись с принятым решением, просит его отменить на основании пунктов 2, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель указывает, что в основу судебного решения положена справка программного обеспечения ФКУ Упрдор "Вятка", согласно которой 19.03.2014 в 17 час. 07 мин. автомобиль ответчика проехал по платформе весового оборудования СПВК для взвешивания в динамике. При этом превышения допустимых весовых параметров выявлено не было. Однако в материалах дела отсутствуют доказательства, позволяющие проверить достоверность указанных результатов весового контроля: не указана марка весов, на которых производилось взвешивание, отсутствует свидетельство о поверке. Следовательно, результаты взвешивания не могут быть признаны правильными и достоверными.
Кроме того, заявитель указывает, что более позднее по времени взвешивание транспортного средства и отсутствие превышения допустимых весовых параметров может быть связано с разгрузкой автомобиля в указанный промежуток времени (с 15 час. 26 мин. до 17 час. 07 мин.).
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании от 15.12.2014 указал, что с жалобой не согласен.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, Арбитражный суд Чувашской Республики исходил из того, что истец должным образом не подтвердил наличие обстоятельств, на которых основывает свои требования, а именно превышение 19.03.2014 осевой нагрузки автомобилем КАМАЗ, модели 5320, с государственным регистрационным номером Т 057 АР 21, с прицепом при осуществлении весового контроля на 44 км автодороги "Чебоксары - Сурское". При этом суд сослался на справку ФКУ Упрдор "Волга", согласно которой 19.03.2014 в 17 час. 07 мин. автомобиль марки КАМАЗ, модели 5320, государственный регистрационный знак Т 057 АР 21, с прицепом ГКБ, модели 8350, государственный регистрационный знак АА 1411 21, проехал по платформе весового оборудования, установленного на СПВК и предназначенного для предварительного взвешивания в динамике, и превышения допустимых весовых параметров выявлено не было.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд признает решение Арбитражного суда Чувашской Республики подлежащим отмене, а апелляционную жалобу КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии - удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашии от 16.05.2008 N 132 автомобильная дорога "Чебоксары-Сурское" является дорогой общего пользования регионального и межмуниципального значения.
В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил, пункт 2 части 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
19.03.2014 сотрудниками службы весового контроля на передвижном пункте весового контроля, располагавшемся на 44 км автодороги "Чебоксары-Сурское", выявлено превышение транспортным средством "КАМАЗ 5320" государственный регистрационный номер Т 057 АР 21 с прицепом, следовавшим по маршруту Республика Мордовия п.Комсомольское - Чувашская Республика п.Ишлеи, установленных ограничений по осевой нагрузке. Данный факт зафиксирован в акте весового контроля транспортного средства от 19.03.2014 N 2-254. Водитель Мушлаев О.Е. расписался в акте без каких-либо возражений.
Сумма ущерба, причиненного ответчиком автомобильной дороге, по расчету истца составила 2560 руб. 84 коп.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. При этом согласно пункту 2 части 2 статьи 31 указанного Федерального закона для получения специального разрешения требуется возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 934 от 16.11.2009 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. В соответствии с пунктами 2, 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Чувашской Республики, осуществляет КУ "Чувашупрдор" Минстроя Чувашии.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 названого Порядка при весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах регионального значения взвешивание транспортных средств и составление акта по результатам взвешивания транспортного средства осуществляется на стационарных и передвижных пунктах.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Сроки и последовательность административных действий должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при исполнении государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по автомобильным дорогам федерального значения, установлены Административным регламентом.
Согласно пункту 20 Регламента должностное лицо осуществляет проверку весовых параметров транспортного средства: полной массы и нагрузки на ось транспортного средства. Проверка весовых параметров осуществляется на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ИП Романовым С.В. при эксплуатации принадлежащего ему транспортного средства были превышены осевые массы транспортного средства, о чем составлен акт контроля весовых параметров транспортного средства N 2-254 от 19.03.2014.
Взвешивание транспортного средства ответчика произведено на автомобильных весах ВА-15С-2 заводской N 1812, 1813, дата поверки 22.01.2014, свидетельства о поверке N 267696, 267695 действительны до 22.01.2015. Взвешивание автомобиля произведено в статическом режиме.
Таким образом, взвешивание транспортного средства проведено в соответствии с установленным порядком, поэтому акт контроля весовых параметров от 19.03.2014 N 2-254 является надлежащим доказательством по делу и подтверждает факт перевозки предпринимателем груза с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок.
Последующее взвешивание автомобиля марки КАМАЗ, модели 5320, государственный регистрационный знак Т 057 АР 21, с прицепом, по результатам которого превышения допустимых весовых параметров выявлено не было, осуществлено на платформе весового оборудования, установленного на СПВК в движении.
Между тем взвешивание транспортного средства в движении противоречит установленному порядку осуществления весового контроля, в связи с этим справка ФКУ Упрдор "Волга" от 19.03.2014 о весовых параметрах автомобиля ответчика не является надлежащим доказательством по делу, опровергающим факт превышения транспортным средством предельно допустимых весовых нагрузок. Окончательным при определении весовых параметров является взвешивание транспортного средства на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме. Поскольку предельно допустимые весовые нагрузки транспортного средства истцом определены верно, то сведения, содержащиеся в акте N 2-254 от 19.03.2014, являются достоверными, а сам акт подтверждает законность и обоснованность требований КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии.
Расчет ущерба автодороге в сумме 2560 руб. 84 коп. судом второй инстанции проверен и признан соответствующим Правилам возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
С учетом изложенного в удовлетворении иска КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии Арбитражным судом Чувашской Республики отказано неправомерно.
Поскольку спор между сторонами разрешен неправильно, то в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2014 подлежит отмене, а апелляционная жалоба КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии - удовлетворению. В случае отмены решения арбитражного суда первой инстанции апелляционным судом принимается новый судебный акт (пункт 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются со стороны.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.10.2014 по делу N А79-5686/2014 отменить.
Иск казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к индивидуальному предпринимателю Романову Сергею Валентиновичу о взыскании ущерба, причиняемого автомобильным дорогам, в сумме 2 560 руб. 84 коп. удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Романова Сергея Валентиновича в пользу казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в возмещение вреда 2 560 руб. 84 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Романова Сергея Валентиновича в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу иска и апелляционной жалобы в сумме 4 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5686/2014
Истец: казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: ИП Романов Сергей Валентинович
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Чувашской Республике, УГАДН по Чувашской Республике, ФКУ Упрдор "Волга"