г. Томск |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А45-12159/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 13 октября 2014 года по делу N А45-12159/2014 (судья Д.В. Векшенков)
по заявлению открытого акционерного общества Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (ОГРН 1035401524564, ИНН 5404220321, 630108, г. Новосибирск, ул. Станционная, 38)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278, 630091, г. Новосибирск, ул. Державина, 28)
о признании решения по отказу в государственной регистрации права от 19.03.2014 незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" (далее - ОАО " НПО "Сибсельмаш", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) о признании незаконным сообщения от 19.03.2014 N 01/569/013-649 об отказе в государственной регистрации права собственности и обязании в установленный законом срок провести государственную регистрацию права собственности на имущество: помещение общей площадью 6 989,6 кв.м., расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, кадастровый номер 54:35:06190:1748 в установленный законом срок (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 13.10.2014 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект, не представлены документы, подтверждающие, что указанный в плане приватизации объект соответствует объекту, в отношении которого подано заявление на регистрацию.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 19.01.2015.
На основании части 4 статьи 18 АПК РФ определением от 16.01.2015 произведена замена судьи Журавлевой В.А. на судью Полосина А.Л., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
После отложения судебное заседание продолжено без участия представителей лиц, участвующих в деле, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие участников процесса.
Во исполнение определения суда от 16.12.2014 от общества представлены дополнения к отзыву.
К апелляционной жалобе Управлением Росреестра приложены сведения об объекте капитального строительства от 28.10.2014, приложение которых расценивается судом апелляционной инстанции как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, так как указанные документы в материалах дела отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции, отказывая протокольным определением в удовлетворении ходатайства о приобщении дополнительных доказательств, не представленных суду первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 268 АПК РФ, разъяснениями, сформулированными в пункте 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пришел к выводу об отсутствии уважительных причин непредставления регистрирующим органом всех доказательств в суд первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее с учетом дополнений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.12.2013 ОАО "НПО "Сибсельмаш" обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение общей площадью 6989, 6 кв. м., расположенное по адресу: г. Новосибирск, ул. Станционная, кадастровый номер 54:35:061490:1748 с приложением следующих документов об объекте (расписка от 06.12.2013):
- квитанция об оплате государственной пошлины от 25.11.2013 N 114139;
- кадастровый паспорт помещения от 26.11.2013 N 54/201/13-357676;
- состав подлежащего приватизации имущественного комплекса от 05.09.2003;
- приказ от 13.05.2013 N 73;
- распоряжение Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р;
- договор поручения от 21.11.2013 N 1027-13;
- справка от 05.12.2013 N 1134/81;
- доверенность от 06.11.2012.
Дополнительно к ранее представленным документам 06.02.2014 Управлению Росреестра было представлено письмо от 03.02.2014 N МИ-1109/06, 17.02.2014 - справка кадастрового инженера от 14.02.2014.
Сообщением от 19.03.201 N 01/569/2013-649 Управлением Росреестра отказано ОАО "НПО "Сибсельмаш" в регистрации права собственности на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N122-ФЗ), мотивированный тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая отказ регистрирующего органа противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие документы соответствуют плану приватизации и являются достаточными для идентификации спорного объекта.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходит из следующих норм права и материалов дела.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то им (ими) лицами, и документов, необходимых для ее осуществления (правоустанавливающих документов), которые должны пройти правовую экспертизу (статья 13 Закона) с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
При отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав осуществляется внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (часть 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 17 названного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основания для отказа в государственной регистрации прав указаны в статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Согласно статье 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:
- прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
- установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
- совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа послужило то обстоятельство, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Однако Управлением Росреестра не учтены следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что ОАО НПО "Сибсельмаш" в регистрирующий орган были представлены: кадастровый паспорт помещения от 26.11.2013 N 54/201/13-357676; состав подлежащего приватизации имущественного комплекса от 05.09.2003; приказ от 13.05.2013 N 73; распоряжение Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р; договор поручения от 21.11.2013 N 1027-13; справка от 05.12.2013N 1134/81; доверенность от 06.11.2012; письмо от 03.02.2014 N МИ-1109/06; справка кадастрового инженера от 14.02.2014.
Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2002 N 1155-р утвержден план приватизации федерального имущества на 2003 год, в который вошло, в том числе, ОАО "НПО "Сибсельмаш".
Из сведений, содержащихся в распоряжении Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 25.12.2003 N 3146-р с приложением, в состав подлежащего приватизации имущества ФГУП "Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш" вошли:
- здание промышленного назначения площадью 4 762 кв.м. 1938 года постройки (N 143 в передаточном акте);
- административно-бытовые помещения площадью 1212 кв.м. 1968 года постройки (N 144 в передаточном акте).
Как установлено судом первой инстанции, согласно справке кадастрового инженера от 14.02.2014, представленной заявителем в регистрирующий орган в Приложении к распоряжению Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области от 25.12.2003N 3146-р, под позиционными номерами 143, 144 указано помещение под наименованием "Здание промышленного назначения" в количестве двух позиций и "Административно-бытовые помещения" в количестве двух позиций.
В отношении указанного объекта 05.03.2013 была проведена первичная техническая инвентаризация с получением технического паспорта, а 26.11.13 получение кадастрового паспорта.
По результатам технической инвентаризации было установлено, что данный объект представляет собой единое помещение, общей площадью 6989,6 кв. м., с кадастровым номером 54:35:061490:1748.
Изменение площади данного объекта обусловлено тем, что в отношении данного здания не проводилось первичной инвентаризации при составлении распорядительных документов.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом представлены на государственную регистрацию все необходимые документы, позволяющие идентифицировать спорный объект недвижимого имущества.
Доказательств того, что объект, указанный в плане приватизации и объект, на который общество просит зарегистрировать право собственности, являются различными объектами, Управлением Росреестра не представлено.
Отклоняя соответствующий довод апеллянта, суд апелляционной инстанции учитывает, что содержащиеся в представленных документах сведения и индивидуальные признаки, позволяют идентифицировать его и объект, указанный в документах, поданных на государственную регистрацию, как один и тот же.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при обращении в регистрирующий орган обществом были представлены необходимые документы для положительного разрешения вопроса о государственной регистрации данного имущества.
Доказательств, свидетельствующих о принадлежности спорного имущества иным лицам, либо о наличии спора о праве собственности на данное имущество Управлением Росреестра не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности отказа Управления Росреестра зарегистрировать право собственности общества на спорное имущество, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования, обязав Управление Росреестра осуществить регистрацию права собственности общества на спорное имущество.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 13.10.2014 по делу N А45-12159/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-12159/2014
Истец: ОАО Новосибирское производственное объединение "Сибсельмаш"
Ответчик: Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области