г. Тула |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А09-2136/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волковой Ю.А., судей Рыжовой Е.В. и Капустиной Л.А,, при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "Керамик Мастер" (д. Березино Дятьковского района Брянской области, ИНН 3202002567, ОГРН 1053205511347) - представителя Гусейнова Ф.В. (доверенность от 31.12.2014), от третьих лиц - правительства Брянской области (г. Брянск) - представителя Савенко В.В. (доверенность от 31.12.2014 N 1-9264), администрации г. Фокино (г. Фокино) - представителя Туркова О.В. (доверенность от 15.01.20145 N 01), в отсутствие ответчиков - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (г. Брянск, ИНН 7705401340, ОГРН 102770048575), управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250057365, ОГРН 1043244052092) и третьего лица - Березенской сельской администрации муниципального образования Березенского сельского поселения (д. Березино), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц - связи апелляционные жалобы правительства Брянской области и администрации г. Фокино на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2014 по делу N А09-2136/2014 (судья Прудникова М.С.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Керамик Мастер" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Брянской области (далее - кадастровая палат) об установлении кадастровой стоимости следующих земельных участков: 32:06:330401:0002, площадью 16 400 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино в размере его рыночной стоимости 2 042 000 рублям; 32:06:0000000:567, площадью 55 878 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино в размере его рыночной стоимости 6 286 000 рублям; 32:06:0000000:568, площадью 39 737 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино в размере его рыночной стоимости 4 709 000 рублям; 32:06:0000000:569, площадью 95 030 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино в размере его рыночной стоимости 10 691 000 рублям; 32:06:0000000:570, площадью 72 917 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино в размере его рыночной стоимости 8 203 000 рублям; 32:06:0000000:571, площадью 24 056 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино в размере его рыночной стоимости 2 851 000 рублям, а также обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости (с учетом уточнения исковых требований от 30.09.2014, т. 4, л. д. 1).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Брянской области, администрация г. Фокино, Березенская сельская администрация муниципального образования Березенского сельского поселения.
В порядке части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее - АПК РФ) судом принят отказ истца от исковых требований в части обязании ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости (т. 4, л. д. 1).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2014 исковые требования удовлетворены. Производство по делу в части обязания ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков в качестве кадастровой стоимости прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом третьи лица - правительство Брянской области и администрация г. Фокино, обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Правительство Брянской области в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просило его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Администрация г. Фокино просило решение суда от 17.10.2014 отменить в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:06:330401:0002. В обоснование своих требований третьи лица ссылались на то, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка, поскольку является его арендатором. Кроме того, по мнению правительства Брянской области, заключение эксперта ООО "Независимая лаборатория Экспертизы и Оценки" от 08.08.2014 N 25114 ОЦ не соответствует требованиям законодательства.
Истец и ответчик отзывы на апелляционные жалобы не представили.
Ответчики и третье лицо - Березенская сельская администрация муниципального образования Березенского сельского поселения, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ жалобы рассмотрены в отсутствие неявившихся представителей ответчиков и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 32:06:0000000:567, площадью 55 878 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино;
- с кадастровым номером 32:06:0000000:568, площадью 39 737 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино;
- с кадастровым номером 32:06:0000000:569, площадью 95 030 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино;
- с кадастровым номером 32:06:0000000:570, площадью 72 917 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино;
- с кадастровым номером 32:06:0000000:571, площадью 24 056 кв. м, расположенный по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1, л. д. 16-20). Кроме того, на основании договора уступки от 09.03.2007 N 3 аренды земельного участка от 06.05.2003 N 748 (т. 1, л. д. 10-13) является арендатором земельного участка 32:06:330401:0002, площадью 16 400 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино.
Постановлением администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Брянской
области, которые рекомендованы органам местного самоуправления для использования в целях налогообложения. В соответствии с указанным постановлением в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о новом значении кадастровой стоимости спорных
земельных участков.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимому оценщику - ООО "Деловое партнерство", согласно отчету которого от 19.02.2014 N 2514 ОЦ рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2010:
1) с кадастровым номером 32:06:330401:0002, площадью 16 400 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино составляет
1 940 000 рублей;
2) с кадастровым номером 32:06:0000000:567, площадью 55 878 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе
с г. Фокино составляет 6 260 000 рублей;
3) с кадастровым номером 32:06:0000000:568, площадью 39 737 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино составляет 4 690 000 рублей;
4) с кадастровым номером 32:06:0000000:569, площадью 95 030 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино составляет 10 640 000 рублей;
5) с кадастровым номером 32:06:0000000:570, площадью 72 917 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино составляет 8 170 000 рублей;
6) с кадастровым номером 32:06:0000000:571, площадью 24 056 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино составляет 2 840 000 рублей, спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 составила 2 148 321 рубль.
Ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельных участков значительно ниже определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости их кадастровой стоимости, истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что определение в судебном порядке рыночной стоимости земельных участков является основанием для установления равной им кадастровой стоимости этих земельных участков.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 1, 2 статьи 66 ЗК РФ определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости отдельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости её функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Из постановления администрации Брянской области от 30.11.2012 N 1112 следует, что результаты государственной оценки земель Брянской области определены по состоянию на 01.01.2010.
На основании пункта 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2011 N 275-О-О, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
По правилам части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
В силу части 5 статьи 4 названного закона орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган документов в установленном этим законом порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, и в соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный обществом отчет от 19.02.2014 N 2514 ОЦ ООО "Деловое партнерство", исходя из которого, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 составляла 34 540 000 рублей (т. 1, л. д. 34-111), ввиду отсутствия положительного экспертного заключения саморегулируемой организации оценщиков на данный отчет, обоснованно признан судом области не соответствующим требованиям Закона об оценочной деятельности.
Определением суда от 05.05.2014 по ходатайству истца судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Независимая лаборатория Экспертизы и Оценки" Владимирову Алексею Владимировичу.
Согласно заключению эксперта ООО "Независимая лаборатория Экспертизы и Оценки" от 08.08.2014 N 25114 ОЦ (т. 3, л. д. 82-172) рыночная стоимость земельных участков:
1) с кадастровым номером 32:06:330401:0002, площадью 16 400 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, г. Фокино по состоянию на 01.01.2010 составляет 2 042 000 рубля;
2) с кадастровым номером 32:06:0000000:567, площадью 55 878 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино по состоянию на 01.01.2009 составляет 6 286 000 рублей;
3) с кадастровым номером 32:06:0000000:568, площадью 39 737 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино по состоянию на 01.01.2009 составляет 4 709 000 рублей;
4) с кадастровым номером 32:06:0000000:569, площадью 95 030 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе
с г. Фокино по состоянию на 01.01.2009 составляет 10 691 000 рублей;
5) с кадастровым номером 32:06:0000000:570, площадью 72 917 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе
с г. Фокино по состоянию на 01.01.2009 составляет 8 203 000 рублей;
6) с кадастровым номером 32:06:0000000:571, площадью 24 056 кв. м, расположенного по адресу: Брянская область, Дятьковский район, граничит на юго-западе с г. Фокино по состоянию на 01.01.2009 составляет 2 851 000 рублей.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, разъяснения, изложенные в постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11, исходя из того, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
При этом размер установленной независимым оценщиком рыночной стоимости сторонами не оспаривался.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ.
При рассмотрении настоящего спора не были установлены обстоятельства недостоверности данного заключения либо несоответствия его требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Выводы, содержащиеся в экспертном заключении, не были опровергнуты участвующими в деле лицами. Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка правительством Брянской области и администрацией г. Фокино не представлено.
Ссылаясь на то, что заключение эксперта ООО "Независимая лаборатория Экспертизы и Оценки" от 08.08.2014 N 25114 ОЦ не соответствует требованиям законодательства, ходатайства о назначении по настоящему делу повторной или дополнительной судебной экспертизы правительство Брянской области и администрация г. Фокино не заявляли, что в соответствии со статьей 9 АПК РФ относится к процессуальному риску последних.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание доводы третьих лиц о том, что истец не вправе выступать заказчиком оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 32:06:330401:0002, поскольку является его арендатором.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка применяется для определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При этом арендаторы, как правило, не участвуют в определении цены по соответствующим договорам, если она привязана в силу закона или иных нормативных актов к размеру кадастровой стоимости.
Поэтому такие лица имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Следовательно, арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться в суд за установлением кадастровой стоимости арендуемого земельного участка равной его рыночной стоимости
(постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.01.2014 по
делу N А35-1082/2013, от 05.02.2014 по делу N А35-12386/2012, от 24.03.2014 по делу N А14-2486/2012).
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих отмену судебного акта в любом случае в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ правительство Брянской области и администрация г. Фокино освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение апелляционных жалоб в размере 4 000 рублей взысканию с последних не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2014 по делу N А09-2136/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Волкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2136/2014
Истец: ООО "Керамик Мастер"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" филиал по Брянской области
Третье лицо: Администрация г. Фокино, Березенская сельская администрация МО Березенского сельского поселения, ООО "Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки", Правительство Брянской области