г. Саратов |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А12-31248/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.В. Луговского,
судей М.А. Акимовой, С.Г. Веряскиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.В. Шепелевым,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства промышленности и торговли Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2014 года по делу N А12-31248/2014 (судья С.П. Романов),
по заявлению Министерства промышленности и торговли Волгоградской области (ИНН 3445126211, ОГРН 1123460004326) к обществу с ограниченной ответственностью "Лавка" (ИНН 3428004220, ОГРН 1123454000339) об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
министерство промышленности и торговли Волгоградской области (далее - Министерство, лицензирующий орган) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об аннулировании лицензии общества с ограниченной ответственностью "Лавка" (далее - ООО "Лавка", Общество) N 00617 от 23 ноября 2012 года на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
Решением арбитражного суда по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством выдана лицензии серии N 34 МЕ 005070 от 23.11.2012 г. (регистрационный номер 00617), сроком действия с 23.11.2012 г. до 23.11.2015 г., на основании которой ООО "Лавка" разрешено осуществлять розничную продажу алкогольной продукцией.
На основании Постановления Правительства Волгоградской области от 10.07.2012 г. N 209-п "Об утверждении Положения о министерстве промышленности и торговли Волгоградской области" Министерство промышленности и торговли Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере промышленности и торговой деятельности, в области защиты прав потребителей, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, ведет государственную регистрацию выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий; осуществляет лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Согласно материалам дела, в ходе проверки, проведенной Министерством установлено, что Общество в нарушение требований ст. ст. 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), п. п. 13, 14 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 (далее - Правила N 815), не представило в установленный срок в уполномоченный орган декларации за 1 и 2 квартал 2014 года.
На законных основаниях Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что факт непредставления декларации в уполномоченный орган доказан, однако аннулирование лицензии с учетом обстоятельств настоящего дела является несоразмерной мерой государственного принуждения, учитывая, что Общество уже понесло наказание за допущенное нарушение.
Апелляционный суд считает данные выводы ошибочными на основании следующего.
В силу п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с п. п. 13, 14 Правила N 815, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11. Организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков по форме согласно приложению N 12.
Пунктом 15 Правил N 815 предусмотрено, что декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Согласно п. 19 Правил N 815 декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к названным Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Общество обязано представлять декларации об объеме производства оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган является основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Министерства N 82 от 6 июня 2014 года Общество понесло наказание за допущенное правонарушение в виде привлечения к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ за непредставление в установленные сроки декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции за 1 кв. 2014 г. в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 12 августа 2014 года обязанность Общества по представлению декларации как за 1, так и за 2 квартал 2014 года не исполнена.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Таким образом, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Уклонение от подачи деклараций об объемах продаж алкогольной продукции (либо несвоевременная подача) нарушает установленный законом порядок государственного регулирования при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, применение предупредительной меры в виде аннулирования лицензии за данные нарушения лицензионных требований является необходимым для предупреждения правонарушений, посягающих на экономические интересы Российской Федерации.
Обязанность лицензиата по представлению деклараций возникает в силу закона в срок, установленный законодательством, с момента получения лицензии и до окончания срока её действия.
Как следует из материалов дела, заинтересованным лицом неоднократно в течение года не были предоставлены в установленный законодательством срок декларации об объемах оборота алкогольной продукции за 1 и 2 кварталы 2014 года, что является нарушением Правил.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что Общество при проведении Министерством проверки, при рассмотрении дела в суде первой инстанции каких-либо пояснений по существу допущенного нарушения требований Федерального Закона от 22.11.95 N 171-Ф и Правил N815 не представило, явку своего представителя на рассмотрение дела не обеспечило.
Кроме того, определением от 22 декабря 2014 года рассмотрение настоящего дела было отложено апелляционным судом для предоставления ООО "Лавка" отзыва по всем доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Однако и в суд апелляционной инстанции затребуемый отзыв от Общества не поступил.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о систематическом нарушении Обществом требований Закона N 171-ФЗ и пренебрежительном отношении к требованиям лицензирующего органа и действующего законодательства, регламентирующего оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 14 октября 2014 года по делу N А12-31248/2014 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Аннулировать лицензию общества с ограниченной ответственностью "Лавка" (Волгоградская область, Среднеахтубинский район, пос. Киляковка, ул. Зеленая, 15а) N 00617 от 23 ноября 2012 года.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
М.А.Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31248/2014
Истец: министерство промышленности и торговли Волгоградской области
Ответчик: ООО "Лавка"