г. Томск |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А03-11461/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2015 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего М.Х. Музыкантовой
судей: Н.В. Марченко, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мавлюкеевой А.М. без использования средств аудиозаписи
от заявителя: без участия (извещен),
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 30.10.2014 г. по делу N А03-11461/2014 (судья Трибуналова О.В.)
по заявлению Комитета по социальной поддержке населения города Барнаула (ИНН 2225091025, ОГРН 1072225014663), г. Барнаул,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132), г.Барнаул,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления на 102/1000 доли в праве на нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Барнаул, ул.Никитина, д.59а, пом.Н-10, изложенного в сообщении N 01/070/2014-720 от 23.05.2014, и обязании зарегистрировать право оперативного управления за заявителем 102/1000 доли в праве на указанное нежилое помещение,
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по социальной поддержке населения города Барнаула (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление, Росреестр) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права оперативного управления на 102/1000 доли в праве на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Никитина, д.59а, пом.Н-10, изложенного в сообщении N 01/070/2014-720 от 23.05.2014, и обязании зарегистрировать право оперативного управления за заявителем 102/1000 доли в праве на указанное нежилое помещение.
К участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью города Барнаула.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.10.2014 г. отказ Управления в проведении государственной регистрации за Комитетом права оперативного управления 102/1000 доли в праве на нежилое помещение, расположенное в г. Барнауле по ул. Никитина, 59а, пом. Н-10, изложенный в сообщении от 23.05.2014 N 01/070/2014-720, признан не соответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Суд обязал Управление осуществить государственную регистрацию за Комитетом права оперативного управления 102/1000 доли в праве на нежилое помещение, расположенное в г. Барнауле по ул. Никитина, 59а, пом. Н-10.
Не согласившись с принятым судебным актом, Росреестр в поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Комитет третье лицо отзывы в порядке статьи 262 АПК РФ не представили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.10.2014 г. не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.02.2013 серии 22 АГ N 570745 за городским округом - город Барнаул Алтайского края зарегистрировано право собственности нежилое помещение Н-10, назначение нежилое, площадь 778,9 кв. м, этаж 1 по ул. Никитина, 59а в г. Барнауле.
Распоряжением Комитета от 05.03.2014 N 175 часть указанного нежилого помещения (102/1000) передана в оперативное управление третьему лицу.
15.04.2014 Комитет обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на спорное недвижимое имущество: на 102/1000 доли в праве на нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Никитина, д.59а, пом.Н-10, изложенного в сообщении N 01/070/2014-720 от 23.05.2014.
Руководствуясь абзацем 2 пункта 1, пунктом 1.2 статьи 20 Закона о госрегистрации, Росреестр уведомлением от 23.05.2014 N 01/070/2014-720 сообщил Комитету об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на указанное выше имущество.
Считая отказ Росреестра незаконным, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в нарушение статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росреестром в материалы дела не представлено доказательств в подтверждение законности оспариваемых отказов.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Пункт 1 статьи 131 ГК РФ устанавливает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит помимо прочего и право оперативного управления.
В силу статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьей 16 Закона Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ) определено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы.
Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ определено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям названного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" от 25.02.1998 N 8).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию права оперативного управления заявитель представил распоряжение Комитета по управлению муниципальной собственности города Барнаула от 05.03.2014 N 175. Также заявитель представил иные необходимые в силу закона документы.
Следовательно, Управлением в Росреестр представлены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Доводы Росреестра о том, что в распоряжение содержит противоречивые сведения в части описания объекта, помещения указанные в приложении к распоряжению не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ может быть отказано, в том числе в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Суд первой инстанции правомерно указал, что в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
В силу части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение, не являются уникальной характеристикой объекта недвижимости, а являются дополнительными сведениями об объекте недвижимости.
Суд апелляционной инстанции находит правомерным вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа, поскольку из материалов дела не следует, что в оперативное управление передавались самостоятельные объекты недвижимости, образованные в соответствии с положениями действующего законодательства и соответственно постановленные на кадастровый учет. Следовательно, кадастровый паспорт на помещения, расположенные в здании или сооружении, не относится к числу необходимых для представления регистрирующему органу документов для государственной регистрации права.
Не принимается апелляционным судом довод апелляционной жалобы о том, что описание объекта недвижимого имущества, изложенное в распоряжении, содержит противоречивые сведения, так как в распоряжении указано какие помещения подлежат передачи с указанием их площади.
Довод Росреестра о невозможности передачи в оперативное управление доли в общем имуществе правомерно признан судом первой инстанции, противоречащим положениям законодательства. Росреестр в апелляционной жалобе свою позицию также не мотивировал применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Таким образом, поскольку решение об отказе в государственной регистрации права оперативного управления создают препятствия для возникновения у заявителя данного права в установленном законом порядке, ограничивает право заявителя осуществлять предусмотренные законом правомочия в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, доводы суда являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При этом иное толкование Управлением Росреестра норм права и другая оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.10.2014 г. по делу N А03-11461/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
М.Х. Музыкантова |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-11461/2014
Истец: Комитет по социальной поддержке населения г. Барнаула
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Третье лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула