г. Владивосток |
|
28 января 2015 г. |
Дело N А51-13136/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Промышленный колледж энергетики и связи",
апелляционное производство N 05АП-14846/2014
на решение от 16.10.2014
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-13136/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004)
к Краевому государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Промышленный колледж энергетики и связи" (ИНН 2536038419, ОГРН 1022501301130, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.12.2002)
о взыскании задолженности по уплате земельного налога и пеней в общей сумме 3 603 517,78 руб.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Бобровникова О.Ю. по доверенности от 03.03.2014 сроком действия на один год, удостоверение;
от Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Промышленный колледж энергетики и связи": представитель Савон В.С. по доверенности от 24.04.2014 сроком действия на один год, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Промышленный колледж энергетики и связи" (далее - КГА ПОУ "Энергетический колледж", учреждение, налогоплательщик) 3 603 517,78 руб. задолженности по уплате земельного налога и пеней.
Решением от 16.10.2014 суд первой инстанции удовлетворил требование инспекции, взыскал с учреждения истребуемую сумму задолженности по земельному налогу и пеням.
Не согласившись с указанным судебным актом, КГА ПОУ "Энергетический колледж" обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции учреждение указало на то, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, была оспорена им в судебном порядке на основании результатов независимой оценки рыночной стоимости земельных участков.
Решениями Арбитражного суда Приморского края по делам N N А51-13690/2014 и А51-13691/2014 кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере равном их рыночной стоимости.
Учитывая, что рыночная стоимость участков установлена в результате индивидуальной оценки по состоянию на 30.12.2010 (на дату установления кадастровой стоимости), и ее применение при исчислении суммы налога улучшает положение налогоплательщика, приведенные обстоятельства, по мнению учреждения, являются основанием для изменения размера подлежащего уплате земельного налога.
В судебном заседании представитель налогоплательщика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель инспекции в судебном заседании озвучил позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, в котором доводы апелляционной жалобы опроверг, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене. Указал на то, что уточненная декларация по земельному налогу за 2013 год учреждением не представлена, в связи с чем основания для уменьшения сумм налога и пеней, заявленных к взысканию отсутствуют.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
18.04.2014 КГА ПОУ "Энергетический колледж" представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год с суммой налога к уплате 8 209 377 руб.
Согласно уточненной декларации за указанный налоговый период сумма земельного налога к уплате в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) составила 8 189 917 руб.
В связи с частичной уплатой налога сумма задолженности учреждения по земельному налогу за 2013 год составила 3 189 917 руб.
За несвоевременную уплату сумм земельного налога за 2013 год налогоплательщику на основании статьи 75 НК РФ начислены пени в сумме 318 999,57 руб. за период с 04.02.2014 по 07.08.2014
Сумма земельного налога за 2012 год согласно налоговой декларации за соответствующий период составила 9 449 262 руб. Ввиду несвоевременной уплаты исчисленной учреждением суммы налога ему также начислены пени в размере 94 601,21 руб. за период с 01.11.2013 по 26.12.2013
В связи с наличием у налогоплательщика задолженности по налогу и пеням инспекцией на основании и в порядке статьей 69, 70 НК РФ в адрес КГА ПОУ "Энергетический колледж" выставлены требования от 29.04.2014 N 469798 об уплате земельного налога за 2013 год и пеней по земельному налогу за 2012 год со сроком уплаты до 22.05.2014, от 14.07.2014 N 117328 об уплате пеней по земельному налогу за 2013 год со сроком уплаты до 01.08.2014.
Поскольку налогоплательщик не исполнил указанные требования в установленные сроки, налоговый орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав пояснения представителей налогоплательщика и инспекции, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с пунктами 1, 8 статьи 45 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает законно установленные налоги и сборы в определенные законом сроки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Из пункта 2 статьи 45 НК РФ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Положения, изложенные в статьях 46, 47 НК РФ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46, пункт 8 статьи 47 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункту 2 статьи 45 НК РФ взыскание задолженности с организации, которой открыт лицевой счет, производится в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании статьи 393 НК РФ налоговым периодом по налогу на землю признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налогоплательщики-организации, обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать земельный налог, а также представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункты 3 и 5 статьи 75 НК РФ).
Пени взыскиваются в том же порядке, что и недоимки по налогам (пункт 6 статьи 75 НК РФ).
Поскольку налогоплательщик не произвел оплату земельного налога за 2012 год в установленный законом срок, а налог за 2013 год уплатил не в полном объеме, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции об обоснованности заявленных инспекцией требований о взыскании с учреждения суммы задолженности по налогу за 2013 год в размере 3 189 917 руб. и пеней за период с 04.02.2014 по 07.08.2014 в сумме 318 999,57 руб., за период с 01.11.2013 по 26.12.2013 в сумме 94 601,21 руб.
В силу подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пеням в порядке, установленном Кодексом.
Учитывая, что налогоплательщик является бюджетным учреждением, обращение инспекции за взысканием с КГА ПОУ "Энергетический колледж" недоимки и пеней по земельному налогу в арбитражный суд правомерно в силу положений подпункта 1 абзаца 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ.
Расчет заявленных к взысканию сумм пеней судом апелляционной инстанции проверен и признан обоснованным.
Довод заявителя жалобы со ссылкой на решения Арбитражного суда Приморского края по делам N N А51-13690/2014, А51-13691/2014, которыми кадастровая стоимость земельных участков установлена в размере равном их рыночной стоимости о том, что применение рыночной стоимости при исчислении суммы налога улучшает положение налогоплательщика и является основанием для изменения размера подлежащего уплате земельного налога, судебной коллегией не принимается в силу следующего.
В соответствии с положениями статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется по отношению каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель кадастровых кварталов населенных пунктов Приморского края, которыми установлена кадастровая стоимость земельных участков на 01.01.2011.
Из положений пункта 3 статьи 66 ЗК РФ следует, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:28:010038:3525, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 14 640 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Куйбышева, 1, явилось предметом судебного разбирательства по делу N А51-13690/2014, по которому вступившим в законную силу решением суда от 27.06.2014 исковые требования учреждения удовлетворены: внесены изменения в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка посредством указания ее равной рыночной стоимости в размере 48 649 000 руб.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.06.2014 по делу N А51-13691/2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:010026:1284, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 1 404 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 152, определена в размере равном его рыночной стоимости 8 100 000 руб. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:030018:12882, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 14 594 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Борисенко, 104, определена в размере равном его рыночной стоимости 48 554 000 руб. О кадастровой стоимости указанных земельных участков внесены изменения в кадастр недвижимости.
Так, налогоплательщик может защитить свои права изменением кадастровой стоимости земельного участка посредством определения его рыночной стоимости по состоянию на дату кадастровой оценки, поскольку именно кадастровая оценка подлежит пересмотру.
В основу вышеуказанных решений суда об изменении кадастровой стоимости земельных участков положены отчеты ООО "Краевой центр оценки" от 16.05.2014 N N 216, 217, 218.
Действительно, указанными отчетами рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 30.12.2010.
Однако, определение кадастровой (рыночной) стоимости по состоянию на конкретную дату не определяет момент начала применения такой стоимости, а лишь указывает на дату проведения оценки (дату, по состоянию на которую определятся стоимость объекта оценки) (пункт 8 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256).
Рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, что не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в рассматриваемом случае требование учреждения о признании данной кадастровой стоимости действительной на 01.01.2013 является необоснованным.
Оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268, части 2 статьи 269 АПК РФ не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы заявителя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При распределении судебных расходов на оплату государственной пошлины суд первой инстанции, правомерно исходя из статуса налогоплательщика, применил положения пункта 2 статьи 333.22 НК РФ и освободил учреждение от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание, что при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 986 от 16.12.2014 КГА ПОУ "Энергетический колледж" уплачена государственная пошлина в сумме 2 000 руб., в то время как в соответствии со статьей 333.21 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) подлежала уплате 1 000 руб., на основании статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в размере 1 000 руб., подлежит возврату заявителю жалобы как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.10.2014 по делу N А51-13136/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному автономному профессиональному образовательному учреждению "Промышленный колледж энергетики и связи" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 16.12.2014 N 986 в сумме 1 000 (одна тысяча) руб.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
В.В. Рубанова |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13136/2014
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока
Ответчик: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ"