г. Тула |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А62-4757/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Елтранс+" (г. Москва, ОГРН 1027700568983; ИНН 7728219369) - Губарева В.В. (доверенность от 19.01.2015), от ответчика - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849; ИНН 6729005713) - Ситина М.В. (доверенность от 14.01.2015 N 04.52/1), Лукашевой С.А. (доверенность от 15.01.2015 N 04-52/04), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Электростарт" (Московская область, г. Подольск) - Губарева В.В. (доверенность от 02.09.2014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.10.2014 по делу N А62-4757/2014 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Елтранс+" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным требования Смоленской таможни (далее по тексту - таможенный орган, ответчик) об уплате таможенных платежей от 16.07.2014 N 217.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Электростарт".
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.10.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что представленные ответчику сертификаты о происхождении товара формы СТ-2 от 29.08.2013 N 14052/С1/2932/2013 1057988, от 20.04.2013 N 14052/С1/1164/20042013 1057613, от 24.05.2014 N 14052/С1/1633/2013 1057560, от 21.05.2013 N 14052/С1/1574/2013 1057559 подтверждают право общества на применение тарифных преференций в отношении ввезенного товара "металлоконструкции, изготовленные из листового материала", оформленного по ДТ N 10113070/260413/0004987, N 10113070/300513/0006420, N 10113070/270513/0006224, N 10113070/230613/0007589.
В апелляционной жалобе Смоленская таможня просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В подтверждение своей позиции ссылается на то, что представленные обществом сертификаты, в которых не заполнена графа 12, являются оформленными с нарушением требований к их заполнению (оформлению), приведенных в статье 12 Правил и, как следствие, не могут являться основанием для предоставления тарифных преференций.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Елтранс+", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "Электростарт" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Елтранс+", действуя на основании договора на оказание услуг таможенного представителя, заключенного с ООО "Электростарт" от 29.11.2011 N 0035/00-11-0948, осуществило декларирование товаров "металлоконструкции, изготовленные из листового материала_", ввезенных на территорию Российской Федерации из Сербии; отправитель груза "AMIGA DOO" (Сербия).
В целях таможенного оформления ввезенного товара на Ярцевский таможенный пост обществом поданы таможенные декларации N 10113070/260413/0004987, N 10113070/300513/0006420, N 10113070/270513/0006224, N 10113070/230613/0007589 с указанием на предоставление преференциального режима. В качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров: "металлоконструкции_" в графе 44 ДТ заявлены сертификаты о происхождении товара формы СТ-2 от 29.08.2013 N 14052/С1/2932/2013 1057988, от 20.04.2013 N 14052/С1/1164/20042013 1057613, от 24.05.2014 N 14052/С1/1633/2013 1057560, от 21.05.2013 N 14052/С1/1574/2013 1057559.
Таможенный орган 14.03.2014 принял решения об отказе в предоставлении тарифных преференций, мотивируя тем, что сертификаты о происхождении товара формы СТ-2 оформлены ненадлежащим образом, а именно: в графе 12 отсутствуют наименования и адреса уполномоченного органа заверять сертификат. Иных оснований не указано.
ОТО и ТК N 1 Ярцевского таможенного поста в отдел таможенных платежей направлена служебная записка от 21.06.2014 N 40-75/3257 для довзыскания таможенных платежей по вышеуказанным таможенным декларациям.
Таможенным органом 27.06.2014 выставлено требование N 181 об уплате ООО "Елтранс+" (солидарно с ООО "Электростарт") таможенных платежей и пени (N 182) на сумму 1 574 460 рублей 63 копеек.
В Смоленскую таможню 27.06.2014 ООО "Электростарт" подано заявление о восстановлении преференциального режима с предоставлением сертификатов о происхождении товаров от 27.06.2014 N 14052/С1/2061/2013/3 1099811 по ДТ N 10113070/290613/0007883, N 14052/С1/2179/2013/3 1099812 по ДТ N 10113070/060713/0008245, в связи с чем ОТНПТи ТО вынесены решения о восстановлении тарифных преференций от 08.07.2014 N 10113000-1736/000277, 10113000-17-36/000278.
В связи с вынесением вышеуказанных решений о восстановлении тарифных преференций отделом таможенным платежей 16.07.2014 выставлено уточненное требование N 216 (N 217) об уплате ООО "Елтранс+" (солидарно с ООО "Электростарт") таможенных платежей в сумме 1 051 968 рублей 01 копейки. Указанные платежи были уплачены ООО "Электростарт".
Полагая, что указанное требование не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "Елтранс+" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 150, 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся: наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
Согласно части 1 статьи 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (часть 2 статьи 59 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее по тексту - соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее по тексту - Протокол).
В силу статьи 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223 "О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты о происхождении товаров. Сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров (пункты 1 и 2 статьи 9 Правил).
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
В силу пункта 4 статьи 11 Правил в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация (пункт 9 статьи 11 Правил).
В соответствии с требованиями к заполнению сертификатов, указанными в статье 12 Правил, графа 12 должна содержать наименование, адрес, печать уполномоченного органа, дату выдачи сертификата (дубликата), а также подпись, фамилию и инициалы лица, уполномоченного заверять сертификат (дубликат).
Допускается внесение даты, а также фамилии и инициалов уполномоченного лица от руки или проставление штампом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Пунктом 3 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае: 1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил; 2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений; 3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Из анализа вышеуказанных нормативных положений следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается таможенным органом, что ООО "Елтранс+" в целях таможенного оформления ввезенного товара по таможенным декларациям N 10113070/260413/0004987, N 10113070/300513/0006420, N 10113070/270513/0006224, N 10113070/230613/0007589 представило необходимый и достаточный пакет документов; сертификаты о происхождении по форме СТ-2, подтверждающие страну происхождения товара, а также отнесение товара к соответствующему Перечню товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.
В ходе мероприятий таможенного контроля таможня установила, что в представленных обществом сертификатах о происхождении товара в графе 12 отсутствует наименование и адрес органа, уполномоченного заверять сертификаты, в связи с чем таможенный орган не принял данные сертификаты в качестве основания для предоставления тарифных преференций и отказал обществу в предоставлении преференциального режима по спорным декларациям на товары.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанных сертификатов, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификатов, которые бы исключали их из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций и возврата сумм таможенных платежей.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сертификаты не могут быть признаны недействительными лишь по тем основаниям, что в них (графа 12) не указаны наименование и адрес органа, уполномоченного заверять сертификат, учитывая, что сертификаты содержат четкие оттиски печатей с наименованием уполномоченного органа и населенного пункта; иных нарушений в оформлении представленных обществом сертификатов таможней не выявлено, страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается. Следовательно, данное нарушение при оформлении сертификатов не может быть признано тем нарушением требований к их оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении таких сертификатов в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС.
Отклоняя довод таможни о невозможности направления соответствующего запроса в уполномоченный орган ввиду отсутствия указания в сертификатах его адреса, суд первой инстанции обоснованно отметил, что у таможенного органа при постоянном взаимодействии с уполномоченными органами республики Сербия имелась возможность установить адрес уполномоченного органа, учитывая, что его наименование и населенный пункт указаны на оттиске печати (пункт 11 Правил).
Также, таможня не была лишена возможности обратиться к обществу с истребованием необходимой информации (адреса).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопреки положениям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Смоленская таможня не представила в материалы дела безусловных доказательств недействительности спорных сертификатов и, как следствие, обоснованности выставления требования об уплате таможенных платежей от 16.07.2014 N 217, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.10.2014 по делу N А62-4757/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-4757/2014
Истец: ООО "Елтранс "
Ответчик: Смоленская таможня
Третье лицо: ООО "Электростарт", ООО "Электростат"