г. Владивосток |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А59-3518/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой,
судей В.В. Рубановой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-15821/2014
на решение от 13.11.2014
судьи И.Н.Шестопала
по делу N А59-3518/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно - Сахалинска" (ОГРН 1026500537260, ИНН 6501098573, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 20.11.2002)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно - Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о признании недействительным решения от 28.04.2014 N 074/001/57 - 2014
при участии: стороны не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно - Сахалинска" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее - управление, Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 28.04.2014 N074/001/57-2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 13.11.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение Пенсионного фонда от 28.04.2014 N 074/001/57-2014 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда от 13.11.2014, управление обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в обоснование которой указывает, что ежемесячные денежные выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды РФ, производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Сахалинской области и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Сахалинской области" (далее - Закон N 110-ЗО) за счет средств бюджета субъекта РФ, в рамках трудовых отношений на основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212) являются объектом обложения страховыми взносами, поскольку Закон N 110-ЗО не содержит ссылок на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты. Следовательно, данная выплата не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, и не подлежит освобождению от обложения страховыми взносами на основании статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Со ссылкой на пункт 6 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и РФ, и работникам, имеющим государственные награды РФ, утвержденного Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 (далее - Порядок), Пенсионный фонд указывает, что выполнение полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по осуществлению ежемесячных денежных выплат физическим лицам производится бюджетным учреждением и автономным учреждением, то есть непосредственно работодателем.
По мнению управления, поскольку согласно пункту 8 Порядка основанием для отказа в получении ежемесячных денежных выплат является прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячных денежных выплат с работодателем, то осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем.
На основании изложенного, Пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска" в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу Пенсионного фонда с доводами жалобы не согласно, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании решения от 11.03.2014 N 074/001/57-2014 специалистами управления в период с 11.03.2014 по 31.03.2014 проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В ходе проверки установлено, что в 2013 году учреждение производило выплаты в пользу работников, которым присвоены почетные звания Сахалинской области, и работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации.
В частности, выплаты производились Гушан В.С. 1946 года рождения в размере 144.000 руб. и Комаровой О.Н. 1957 года рождения в размере 144.000 руб.
Полагая, что производимые в соответствии с Законом Сахалинской области от 24.12.2012 N 110-ЗО за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках трудовых отношений выплаты на основании части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами, Пенсионный фонд пришел к выводу о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов за 2013 год на сумму 288.000 руб., что повлекло неуплату страховых взносов в размере 60.723,53 руб.
По результатам проведенной проверки 31.03.2014 составлен акт выездной проверки N 074/001/57-2014.
Рассмотрев акт проверки, управление вынесло решение от 28.04.2014 N 074/001/57-2014, которым привлекло учреждение к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N212-ФЗ в виде штрафа в размере 12.144,70 руб. Данным решением учреждению начислены пени по состоянию на 28.04.2014 в размере 3.533,44 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии в размере 60.723,53 руб. Также учреждению указано на внесение необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета.
ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска", посчитав выводы Пенсионного фонда, изложенные в решении от 28.04.2014 N 074/001/57-2014, незаконными и необоснованными, не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы учреждения, обратилось в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Закона N 212-ФЗ, которым регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статьи 2 Закона Сахалинской области от 1.06.2002 N 343 "О почетном звании "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области" работникам, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", производится ежемесячная денежная выплата в следующих размерах: в организациях, расположенных на территории остальных муниципальных образований, - в размере 12.000 руб.
Указанная ежемесячная денежная выплата предоставляется в порядке, установленном Правительством Сахалинской области.
В соответствии с Законом N 110-ЗО Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 N 39 "Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, которым присвоены почетные звания Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации" разработан Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и определены органы, осуществляющие ее выплату в Сахалинской области (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат органами, осуществляющими выплату ежемесячных денежных выплат, выступают органы исполнительной власти, которые не являются работодателями получателей выплат, в частности: в отношении работников областных государственных лечебно-профилактических, аптечных учреждений, образовательных учреждений здравоохранения, министерства здравоохранения Сахалинской области, а также работников, замещающих врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала в других государственных и муниципальных бюджетных организациях, независимо от их ведомственной принадлежности - министерство здравоохранения Сахалинской области.
Пункт 8 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат предусматривает, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной выплаты является, в том числе прекращение трудового договора работника - получателя ежемесячной денежной выплаты с работодателем.
Согласно пункту 6 Порядка предоставления ежемесячных денежных выплат осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 N 505 (далее - Порядок осуществления публичных полномочий).
Настоящий Порядок определяет правила осуществления бюджетным учреждением и автономным учреждением, созданными на базе имущества, находящегося в областной собственности (далее - учреждение), полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения (далее - орган исполнительной власти), по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и порядок их финансового обеспечения.
Орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.
Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели.
Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.
Приказом Министерства здравоохранения Сахалинской области от 23.08.2012 N 27-п утвержден Порядок осуществления государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Сахалинской области полномочий Министерства здравоохранения Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, и подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению. (приложение N 1). Также утвержден Перечень публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме от имени министерства здравоохранения Сахалинской области в 2012 году и на плановый период 2013 - 2014 годов (приложение N 2).
Согласно подпунктам 2 и 3 указанного выше Порядка, исполнение публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству на указанные цели на соответствующий финансовый год.
Учет операций по исполнению публичных обязательств осуществляется на лицевом счете для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытом в установленном порядке Министерству.
В приложении N 2 указанного выше Порядка содержится перечень публичных обязательств перед физическими лицами на 2013 год, к которым относится и ежемесячные денежные выплаты работникам муниципальных и государственных лечебно-профилактических, образовательных учреждений здравоохранения, которым присвоено почетное звание "Заслуженный работник Сахалинской области".
Как следует из материалов дела, заявителем в 2013 году производились ежемесячные денежные выплаты двум своим сотрудникам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области". Общая сумма занижения базы за 2013 год составила 288.000 руб.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, и, оценив по правилам статей 65, 71 АПК РФ совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, пришел к правомерному выводу о том, что выплаты лицам, имеющим почетное звание "Заслуженный работник здравоохранения Сахалинской области", производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности, не входят в заработную плату работников здравоохранения, следовательно, не входят в базовую часть, компенсационную и стимулирующую выплаты; в трудовых договорах с работниками указанное пособие не включено в оплату труда.
При этом судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что Перечень видов выплат стимулирующего характера в государственных учреждениях Сахалинской области утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.02.2013 N 48, вместе с тем в указанном Перечне не содержится спорной ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия учитывает, что средства на ежемесячные денежные выплаты не выделяются ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска" в общем объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание учреждения (выполнение государственного задания), и не формируют фонд оплаты труда его работников.
В данном случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Обязательство возникает по выплате ежемесячной денежной выплаты между органом исполнительной власти (Министерством здравоохранения Сахалинской области) и работниками учреждения, имеющими соответствующее звание.
Предоставление ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной частью 5 статьи 2 Закона N 110-ЗО, относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета, при том условии, что данный Закон N 110-ЗО выплаты в рамках трудовых отношений не регламентирует.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что осуществление ежемесячных денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением - работодателем, являлся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонен в силу следующего.
В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, фактически наличие трудовых отношений с заявителем дает только право на получение ежемесячной денежной выплаты работнику, имеющему почетное звание Сахалинской области или награды РФ, а сама выплата не зависит от занимаемой должности, стажа работы, количества отработанных качества выполнения трудовых обязанностей.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.
Не принимается судебной коллегией и довод Пенсионного фонда о том, что Закон N 110-ЗО не содержит ссылок на законодательство РФ, которым предусмотрена возможность установления такой выплаты, и как следствие, данная выплата не производится в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ, поскольку согласно статье 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", в редакции Закона, действовавшего в период производства спорных выплат за 2013 год, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что спорные выплаты являются не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ; произведены медицинским учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области и за счет средств бюджета Сахалинской области, является верным.
С учетом изложенного, следует признать, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ГБУЗ Сахалинской области "Городская поликлиника N 2 города Южно-Сахалинска".
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014 по делу N А59-3518/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Пяткова |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-3518/2014
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Сахалинской области "Городская поликлиника N2 г. Южно-Сахалинска"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1431/15
30.04.2015 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3518/14
29.01.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-15821/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-3518/14