г. Пермь |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А60-30323/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Зелениной Т.Л., Голубцовой Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пестовой О.В.,
в отсутствие представителей сторон,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 октября 2014 года
по делу N А60-30323/2014,
принятое судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВИМАКС" (ОГРН 1076671014760, ИНН 6671222860)
к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, администрации города Екатеринбурга
о признании недействительными решений,
установил:
ООО "Компания "ВИМАКС" (далее - заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании незаконным решения об отказе подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и бездействия, выразившегося в не рассмотрении в срок и по существу заявления.
До принятия судом решения заявитель отказался от требований к МУГИСО и заявил ходатайство о привлечении в качестве ответчика администрации города Екатеринбурга, а также уточнил предмет требований. Ходатайство судом удовлетворено.
С учетом принятого судом уточнения заявитель просит признать недействительными решения Департамента и администрации об отказе соответственно, подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории оформленные письмом N 21.13-27/1662 от 26.05.2014 в ответ на обращение МУГИСО N 17-01-81/2781 нз от 04.04.2014.
Решением суда от 16.10.2014 производство по делу в части требования к МУГИСО прекращено в связи с принятием судом отказа заявителя от части требований. Заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации г. Екатеринбурга об отказе подготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и администрации г. Екатеринбурга об отказе утвердить указанную схему оформленные письмом N 21.13-27/1662 от 26.05.2014 в ответ на обращение Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 17-01-81/2781 нз от 04.04.2014; на Департамент и администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем подготовки и выдачи в месячный срок с момента вступления в силу настоящего судебного решения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 17-01-81/2781 нз от 04.04.2014.
Решение суда от 16.10.2014 обжаловано Департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга в апелляционном порядке. Департамент в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе Департамент ссылается на то, что на испрашиваемой территории произрастают деревья, оказывающие важное влияние на окружающую среду города, органом местного самоуправления ведется поэтапная работа по сохранению и включению таких участков в состав городских защитных лесов, созданию лесопарков, организации особо охраняемых природных территорий, скверов. Указывает, что в соответствии с генеральным планом земельный участок отнесен к функциональной зоне "территория рекриационных зон озелененные территории общего пользования". Заинтересованное лицо считает, что судом первой инстанции не учтены положения Генерального плана, определяющего развитие территории муниципального образования. Также указывает, что в заявлении общества не были указаны конкретная цель использования земельного участка, что не позволяло определить возможное местонахождение его границ. Кроме того, заинтересованное лицо указывает, что в рамках предоставленных ему полномочий не имеет права на принятие решений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В дополнениях к апелляционной жалобе ссылаясь на ст. 10 ГК РФ указывает, что действия заявителя заведомо направлены на создание препятствий иным лицам получить участок в пользование в установленном законе порядке.
Заявитель представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя заявителя.
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель 18.05.2013 обратился в МУГИСО с заявлением N 18-2/05/13 о предоставлении в аренду нескольких земельных участков, право государственной собственности на которые не разграничено, для целей, не связанных со строительством - рекреации без капитальных сооружений (с учетом письма N 13-1/02/14 от 13.02.2014). Среди них заявлен земельный участок N27 предполагаемым размером 4 га из состава свободных от прав третьих лиц земель кадастрового квартала 66:41:0202003 в г.Екатеринбурге, между земельными участками 66:41:0202003:15, 66:41:0000000:965 Железнодорожного лесопарка, 66:41:0202003:6, 66:41:0202003:4 и улицей Решетская, относящийся к территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1.
Указанный вид использования испрашиваемого земельного участка - рекреация без капитальных сооружений - является основными видом разрешенного использования недвижимости в составе градостроительного регламента территориальной зоны Р-1. Кроме того, в заявлении содержалась просьба к МУГИСО обратиться в Администрацию за утверждением и выдачей в месячный срок схем расположения испрашиваемых земельных участков на кадастровых планах соответствующих территорий.
Из ответов МУГИСО N 17-01-81/2781нз от 04.04.2014 и ответчика N 21.13-27/1662 от 26.05.2014 следует, что заявление общества от 18.05.2013 N 18-2/05/13 было принято уполномоченным органом к рассмотрению, в связи с чем в администрацию 04.04.2014 направлено обращение N 17-01-81/2781нз об изготовлении и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Департаментом было принято решение (письмо N 21.13-27/1662 от 26.05.2014) об отказе осуществлять действия по подготовке и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО N 17-01-81/2781нз от 04.04.2014.
Основанием указано: "испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 года N 60/1, относится к озелененной территории интенсивного общественного использования".
Полагая, что данное письмо, являющееся решением об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2781нз, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности действий (бездействия) возлагается на орган, которое совершило действие (бездействие).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений (рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом); уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. В указанном в п. 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 4 ст. 34 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Как следует из материалов дела, заявителем испрашивается земельный участок для целей, не связанных со строительством. Заявленная цель использования земельного участка определена как "для рекреации без капитальных сооружений".
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 N 68/48, находится в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1 (далее - Правила).
В соответствии с п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Согласно п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В силу ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Согласно ст. 52.6 указанных Правил, территориальная зона Р-1 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечения их рационального использования.
В качестве одного из основных видов разрешенного использования зоны Р-1 предусмотрена рекреация без капитальных сооружений.
Как следует из материалов дела, земельный участок испрашивается заявителем для целей не связанных со строительством - рекреация без капитальных сооружений, что соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны Р-1.
Таким образом, нахождение испрашиваемого земельного участка в территориальной зоне рекреационно-ландшафтных территорий Р-1 не означает отсутствие возможности предоставление испрашиваемого земельного участка для заявленной цели.
Довод Департамента о том, что заявление не содержит указания на цель использования земельного участка, опровергается содержанием письма заявителя от 18.05.2013 N 18-2/05/13, в котором указана цель предоставления земельного участка.
Довод Департамента о том, что указанная в заявлении общества цель использования земельного участка (рекреация без капитальных сооружений) не позволяет определить местонахождение границ и размер земельного участка, отклонен. В соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. В заявлении указана цель использования земельного участка, невозможность определения местонахождение границ и площади земельного участка с учетом указанной цели предоставления земельного участка ответчиком не обоснована.
Довод ответчика о том, что земельный участок относится к зарезервированным территориям общего пользования, не подтвержден надлежащими доказательствами.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ границы территорий общего пользования, обозначаются красными линиями.
Доказательств утверждения красных линий в районе испрашиваемой территории с учетом п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ ответчиком не представлено.
Заинтересованным лицом не обоснована невозможность предоставления земельного участка в границах земельных участков общего пользования на праве аренды с ограниченным сроком использования для указанной цели.
Само по себе наличие на испрашиваемом земельном участке зеленых насаждений не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду для заявленных целей.
С учетом изложенного отказ Департамента в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2781нз по изложенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права заявителя.
Доводы заинтересованного лица о злоупотреблении заявителем своими правами не находят своего подтверждения, намерений, предусмотренных ст. 10 ГК РФ, в действиях общества, апелляционным судом не установлено.
Вместе с тем, судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Удовлетворяя требование заявителя, суд возложил на Департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, возложение на Департамент такой обязанности не соответствует полномочиям указанного органа, предусмотренным п. 10 гл. 2 Положения о Департаменте архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга, утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 28.06.2011 N 48/44.
Согласно п. 24, 28 п. 10 гл. 2 указанного Положения Департамент осуществляет подготовку проектов правовых актов администрации города Екатеринбурга в установленной сфере деятельности, организует подготовку схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий, непосредственно подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории к полномочиям Департамента не относятся.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ на Департамент следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению МУГИСО от 04.04.2014 N 17-01-81/2781нз.
При таких обстоятельствах на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит изменению в части возложения на Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации города Екатеринбурга обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2014 года по делу N А60-30323/2014 изменить в части возложения на Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Обязать Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения в месячный срок действий, связанных с подготовкой, утверждением и выдачей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по обращению Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 04 апреля 2014 года N 17-01-81/2781нз.
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 октября 2014 года по делу N А60-30323/2014 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
Т.Л.Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30323/2014
Истец: ООО "Компания "ВИМАКС"
Ответчик: Администрация города Екатеринбурга, ГУ Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области,, Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
23.08.2016 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30323/14
01.08.2016 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16600/14
11.02.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-191/16
02.12.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16600/14
19.01.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16600/14
16.10.2014 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-30323/14