г. Тула |
|
29 января 2015 г. |
Дело N А68-5893/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.01.2015.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от заявителя - Филипповой Г.Е. (доверенность от 15.01.2013), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "ОКА ЛЕСНАЯ" на решение Арбитражного суда Тульской области от 07.10.2014 по делу N А68-5893/2013 (судья Андреева Е.В.), установил следующее.
Дачное некоммерческое партнерство "ОКА ЛЕСНАЯ" (далее - заявитель, ДНП "ОКА ЛЕСНАЯ") обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Алексинский район (далее - ответчик, администрация), третьи лица: ООО "Стройземинвест", министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, о признании недействительным постановления администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево", обязав администрацию МО Алексинский район предоставить Дачному некоммерческому партнерству "ОКА ЛЕСНАЯ" разрешение на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м. с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 требование Дачного некоммерческого партнерства "ОКА ЛЕСНАЯ" удовлетворено, признано недействительным постановление администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 по делу N А68-5893/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 25.04.2014 решение Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением арбитражного суда от 07.10.2014 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что решение Собрания представителей МО Алексинский район Тульской области от 21.05.2013 N 5(55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний не соответствует порядку (регламенту), установленному п. 6.6 Положения "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район". В связи с этим постановление администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296 также является незаконным.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ООО "Стройземинвест" (арендодатель) и ДНП "ОКА ЛЕСНАЯ" (арендатор) был заключен договор аренды земельных участков от 25.12.2012 N 1, согласно которому арендодатель сдает, арендатор принимает во временное владение и пользование земельные участки с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286 и 71:01:010401:1290, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью 498 600 кв. м, расположенные по адресу: Тульская область, Алексинский район, МО Буныревское, южнее с. Бунырево.
ДНП "ОКА ЛЕСНАЯ" 28.12.2012 обратилось в администрацию МО Алексинского района с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
Публичные слушания по указанному обращению заявителя состоялись 11.04.2013.
Положительное заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано 24.04.2013, было рекомендовано предоставить испрашиваемое разрешение.
Собранием представителей МО Алексинский район Тульской области принято решение от 21.05.2013 N 5(55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево. Основания для принятия указанного решения в принятом документе отсутствуют.
Администрацией МО Алексинский район принято постановление от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с.Бунырево". Основания для принятия данного постановления в нем не указаны.
Считая принятое постановление от 24.05.2013 незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, ДНП "ОКА ЛЕСНАЯ" 09.07.2013 обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
В силу положений части 2 данной нормы вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии со статьями 24, 28, 30, 31, 32, 39, 40, 46 ГрК РФ, статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 17 Устава муниципального образования Алексинский район и в целях развития градостроительной деятельности муниципального образования Алексинский район Собранием представителей муниципального образования Алексинский район принято решение от 26.06.2008 N 6(40).22 "Об утверждении Положения "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район" (далее - Положение), которым утвержден порядок организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район.
На основании пункта 6.2 Положения организацию и проведение публичных слушаний осуществляет комиссия муниципального образования, состав и порядок деятельности которой определяются главой администрации муниципального образования.
Согласно пункту 6.5 Положения участники публичных слушаний вправе представить в комиссию свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний. По результатам публичных слушаний комиссия составляет заключение, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
В случае положительного заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций и направляет их для согласования в Собрание представителей муниципального образования Алексинский район.
Частью 6 статьи 39 ГрК РФ определено, что заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Положительное заключение по результатам публичных слушаний было опубликовано 24.04.2013, было рекомендовано предоставить заявителю испрашиваемое разрешение.
По части 8 статьи 39 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Пунктом 6.6 Положения предусмотрено, что в течение трех дней со дня поступления согласованных Собранием представителей муниципального образования Алексинский район рекомендаций глава администрации муниципального образования принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства или на изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении таких разрешений.
Указанные решения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации.
Собранием представителей МО Алексинский район Тульской области принято решение от 21.05.2013 N 5(55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования "для ведения дачного хозяйства" земельных участков из земель категории "земли сельскохозяйственного назначения" общей площадью 498 600 кв. м с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево.
Право на принятие решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков или об отказе в предоставлении таких разрешений предоставлено главе администрации муниципального образования на основании согласованных Собранием представителей рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний.
Администрацией МО Алексинский район принято постановление от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево". Оспариваемое постановление также не содержит ссылок на основания, обосновывающие принятое решение.
В ходе судебного разбирательства установлено, что земельный участок с кадастровым номером 71:01:010401:1286 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:01:000000:245 и поставлен на кадастровый учет в результате рассмотрения заявления и межевого плана от 16.09.2011 N 7101-63/3001/2011-438.
Земельный участок с кадастровым номером 71:01:010401:1290 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 71:01:000000:222 и поставлен на кадастровый учет в результате рассмотрения заявления и межевых планов от 01.12.2011 N 7101-63/3001/2011-1493, от 16.09.2011 N 7101-63/3001-2011-437, от 01.11.2011 N 7101-63/3001/2011-1007.
Согласно представленным в материалы дела межевым планам спорных земельных участков земельные участки с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290 являются многоконтурными, с видом земель сельскохозяйственных угодий "пашня", "пастбище" в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), что следует из ст. 78 ЗК РФ.
Статья 79 ЗК РФ в п. 1 и п. 4 определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Как установлено статьей 1 Федерального закона от 27.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах, в том числе сохранения целевого использования земельных участков.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Данный вывод содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что постановление администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296 "Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами 71:01:010401:1286, 71:01:010401:1290, расположенных по адресу: Тульская область, Алексинский район, южнее с. Бунырево" является законным и обоснованным, поскольку изменение установленного вида разрешенного использования без перевода земельного участка в иную категорию земель не допускается.
На основании изложенного отклоняется как несостоятельный и не имеющий правового значения довод жалобы о несоответствии решения Собрания представителей МО Алексинский район Тульской области от 21.05.2013 N 5(55).3 об отказе в согласовании рекомендаций комиссии по проведению публичных слушаний порядку (регламенту), установленному п. 6.6 Положения "О порядке проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Алексинский район", а также не принимается во внимание ссылка апеллянта на незаконность в связи с этим постановления администрации МО Алексинский район от 24.05.2013 N 1296.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При подаче апелляционной жалобы заявителем было уплачено 2000 рублей государственной пошлины, что подтверждается чеком-ордером от 25.11.2014 (т. 5, л. д. 37). В связи с этим Гулину Андрею Сергеевичу - председателю правления дачного некоммерческого партнерства "ОКА ЛЕСНАЯ" подлежит возврату из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 07.10.2014 по делу N А68-5893/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Гулину Андрею Сергеевичу из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Ю.А. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-5893/2013
Истец: ДНП "Ока лесная"
Ответчик: Администрация Алексинского района Тульской области, Администрация МО Алексинский район
Третье лицо: ООО "Стройземинвест"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2015 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6876/14
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5893/13
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10363/14
25.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-818/14
24.02.2014 Определение Арбитражного суда Тульской области N А68-5893/13
25.12.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7962/13
21.10.2013 Решение Арбитражного суда Тульской области N А68-5893/13