г. Киров |
|
03 февраля 2015 г. |
Дело N А28-9901/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Коваленко О.В., действующей на основании доверенности от 23.12.2014,
представителя ответчика - Фуфачевой И.Н., действующей на основании доверенности от 12.01.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента здравоохранения Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2014
по делу N А28-9901/2014, принятое судом в составе судьи Андриянова А.А.,
по заявлению департамента здравоохранения Кировской области (ИНН: 4347010475, ОГРН: 1034316505178)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (ИНН: 4347021540, ОГРН: 1034316517652),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Медфармгрупп" (ИНН: 1660174566, ОГРН: 1121690067608),
департамент государственных закупок Кировской области (ИНН: 4345219295, ОГРН: 1084345000794),
общество с ограниченной ответственностью "НПО Газмедлизинг" (ИНН: 7720769265, ОГРН: 112774725520),
общество с ограниченной ответственностью "Медицинская инновационная компания" (ИНН: 7813515496, ОГРН: 1117847426850),
о признании незаконным решения от 12.08.2014 N 177/03-14-з в части и признании незаконным предписания от 12.08.2014,
установил:
департамент здравоохранения Кировской области (далее - заявитель, Департамент здравоохранения, заказчик) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области (далее - ответчик, УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 12.08.2014 N 177/03-14-з в той части, в которой в действиях заказчика были установлены нарушения требований частей 1, 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также вынесенного на основании данного решения обязательного для исполнения предписания об устранении заказчиком нарушений законодательства в сфере закупок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен департамент государственных закупок Кировской области (далее - Департамент госзакупок, уполномоченный орган), а также участники рассматриваемой процедуры торгов: общество с ограниченной ответственностью "Медфармгрупп" (далее - ООО "Медфармгрупп"), общество с ограниченной ответственностью "НПО Газмедлизинг" (далее - ООО "НПО Газмедлизинг") и общество с ограниченной ответственностью "Медицинская инновационная компания" (далее - ООО "Медицинская инновационная компания").
Решением суда от 14.11.2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, Департамент здравоохранения обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель опровергает обоснованность вывода суда о том, что заказчиком в документации об аукционе в отношении товаров, указанных в пункте 3 технического задания, не были установлены функциональные, качественные и технические характеристики, ссылаясь при этом на то, что качественные характеристики товаров были приведены в таком разделе аукционной документации, как проект государственного контракта; наличие или отсутствие технических характеристик товара не являлось предметом разбирательства по делу. Касательно технических характеристик товара заказчик указывает на соотношение предмета закупки и объекта закупки, то есть конкретных товаров, при этом отмечает наличие взаимосвязи между приобретаемыми товарами, в том числе и входящими в лот отдельно от предмета закупки. По мнению заявителя жалобы, из текста технического задания явно следует, что функциональные и качественные характеристики товаров, входящих в комплект поставки, заключаются в возможности использования их с приобретаемым гастродуоденоскопом.
Кроме того, Департамент здравоохранения указывает, что Закон N 44-ФЗ не предъявляет требований к порядку оформления требований, предъявляемых заказчиком к объекту закупки, следовательно, заказчик вправе формировать аукционную документацию таким образом, чтобы предъявляемые к товару требования указывались не только в техническом задании, но и в иных разделах, в том числе в проекте государственного контракта.
Антимонопольный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы заявителя, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает правовых оснований для его отмены.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Департамента здравоохранения настаивал на доводах и требованиях апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить. Представитель ответчика опроверг доводы жалобы.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Департамент госзакупок представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2014 в УФАС поступила жалоба ООО "Медицинская инновационная компания" на действия аукционной комиссии Департамента госзакупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (гастродуоденоскоп).
В ходе комиссионного рассмотрения данной жалобы ответчиком было установлено, что 08.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования (гастродуоденоскоп) для обеспечения государственных нужд Кировской области. Заказчиком выступал Департамент здравоохранения, уполномоченным органом - Департамент госзакупок.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе заказчику по позиции 1 требовался гастродуоденоскоп биопсийный с волоконной оптикой герметичный (с указанными в документации требованиями к функциональным характеристикам (диаметр, длина, угол изгиба и т.д.)); по позиции 2 - осветитель для гибких эндоскопов (с указанными в документации техническими характеристиками (мощность, срок службы, напряжение, цветовая температура и т.д.)); по позиции 3 - комплекты принадлежностей, обслуживания, принадлежностей для автоматической подачи воды, принадлежностей к осветителю, комплект инструментов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 23.07.2014 заявка ООО "Медицинская инновационная компания" (защищенный номер заявки 8224497) была отклонена на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по позиции 3 заявки данного участника аукциона не была представлена информация о наименовании места происхождения товара или наименовании производителя предлагаемого для поставки товара.
В ходе рассмотрения жалобы ответчиком также был сделан запрос в адрес производителя предлагаемого ООО "Медицинская инновационная компания" к поставке гастродуоденоскопа - ОАО "ЛОМО". Из представленной информации (руководство по эксплуатации) следовало, что в стандартной комплектации гастродуоденоскопа биопсийные щипцы и дополнительные щетки поставляются не всегда, а только по требованию заказчика дополнительно.
Ответчик, оценив представленные документы, пришел к выводу о том, что комиссия уполномоченного органа обоснованно признала заявку ООО "Медицинская инновационная компания" не соответствующей требованиям аукционной документации и Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем на основании положений статьи 99 Закона N 44-ФЗ Управлением одновременно с оценкой доводов жалобы проведена внеплановая проверка осуществления закупки, по итогам которой УФАС пришло к выводу о нарушении Департаментом здравоохранения требований частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, поскольку в нарушение указанных норм заказчик при объявлении закупки в пункте 3 технического задания не установил функциональные и качественные характеристики товаров, входящих в состав комплекта принадлежностей к гастродуоденоскопу (наглазник, заглушка на окуляр, загубник, крышка на дистальный конец, крышка с биркой, переходник и т.д.), комплекта обслуживания (шток, течеискатель, щетка для очистки инструментального канала и т.д.), комплекта принадлежностей для автоматической подачи воды (банка со шлангом, кольцо для банки со шлангом и т.д.), комплекта принадлежностей к осветителю (блок осветителя, кабель питания); кроме того, в указанном пункте технического задания отсутствовали показатели, позволяющие определить соответствие товара требованиям заказчика.
12.08.2014 комиссия УФАС приняла решение N 177/03-14-з, в соответствии с которым жалоба ООО "Медицинская инновационная компания" на действия аукционной комиссии Департамента госзакупок при проведении электронного аукциона была признана необоснованной, однако был установлен факт нарушения Департаментом здравоохранения требований частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
На основании данного решения заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание об аннулировании электронного аукциона на поставку медицинского оборудования.
Не согласившись с решением Управления в части установления в действиях Департамента здравоохранения нарушения требований частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, а также с предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд Кировской области с требованием о признании их незаконными.
Поскольку из наименования товаров, перечисленных в позиции 3 технического задания, не следует, что испрашиваемые комплекты принадлежностей относятся именно к гастродуоденоскопу биопсийному с волоконной оптикой герметичному, а также осветителю для гибких эндоскопов, суд первой инстанции посчитал, что отсутствие изложения функциональных, технических и качественных характеристик товаров, закупаемых по позиции 3 данного технического задания, противоречит принципам прозрачности, открытости и полноты информации, размещаемой в единой информационной системе, и свидетельствует о возникновении необходимости для участников аукциона произвольно толковать испрашиваемые заказчиком характеристики товаров, перечисленных в пункте 3 технического задания. В этой связи решение в оспариваемой заявителем части и предписание УФАС были признаны законными и обоснованными, а в удовлетворении требований Департамента здравоохранения было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения аукционов регулируется положениями параграфа 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, в частности статьями 59 - 71 названного Закона.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в числе прочего должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу частей 1, 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, регламентирующей правила описания заказчиком предмета закупки в документации о закупке, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, в силу императивных требований Закона N 44-ФЗ заказчик при объявлении закупки обязан определить характеристики товара и показатели, позволяющие установить соответствие предлагаемых участниками аукциона товаров, работ, услуг требованиям, установленным заказчиком.
Вместе с тем, ни в ходе комиссионного рассмотрения дела, ни в ходе судебного разбирательства не было установлено связи товаров, указанных в позиции 3 технического задания, с товарами, поименованными в позициях 1 и 2. Так, по позиции 3 не перечислены конкретные характеристики товаров, входящих в состав комплекта принадлежностей к гастродуоденоскопу (наглазник, заглушка на окуляр, загубник, крышка на дистальный конец, крышка с биркой, переходник), комплекту обслуживания (шток, течеискатель, щетка для очистки инструментального канала), комплекту принадлежностей для автоматической подачи воды (банка со шлангом, кольцо для банки со шлангом), комплекту принадлежностей к осветителю (блок осветителя, кабель питания). В этой связи не представляется возможным сделать вывод о том, что Департамент здравоохранения установил функциональные, технические и качественные характеристики таких товаров в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Позиции 1 и 2 технического задания содержат указание на характеристики закупаемого товара, позволяющие выделить его из общей товарной группы. Однако, комплекты принадлежностей и инструмента по позиции 3 не содержат указания на конкретный вид или модель гастродуоденоскопа или осветителя, которым они предназначаются, или ссылки на наличие связи с товарами по позиции 1 и 2. Суд первой инстанции обоснованно отметил, что из наименования товаров, перечисленных в позиции 3 технического задания, не следует, что испрашиваемые комплекты относятся именно к гастродуоденоскопу биопсийному с волоконной оптикой герметичному или к осветителю для гибких эндоскопов.
Отсутствие же в документации соответствующих требований к товару затрудняет формирование участниками размещения заказа предложений по исполнению государственного контракта и влечет ограничение количества участников размещения заказа.
Следует отметить, что вне зависимости от наименования объекта закупки и условной общности предмета закупки вынесение комплектов принадлежностей и инструмента в отдельный пункт технического задания с неизбежностью не свидетельствуют об их предназначении именно для товаров, поименованных в иных пунктах технического задания. Указание в проекте государственного контракта на необходимость соответствия поставляемых товаров требованиям государственных стандартов, санитарных норм и правил и иным требованиям, предъявляемым к оборудованию и изделиям медицинского назначения, а также предъявление требований к сроку гарантии качества поставляемых товаров не опровергает вывод о неопределенности необходимых заказчику товаров.
Требования к товарам в том виде, в котором они были доведены до потенциальных участников электронного аукциона, не предопределяют необходимость рассмотрения товаров по всем трем позициям технического задания в совокупности с предметом закупки. Аргументы об очевидности наличия взаимосвязи между данными позициями товаров противоречат совокупному толкованию положений аукционной документации.
Отсутствие со стороны участников аукциона запросов о разъяснении документации об электронном аукционе с неизбежностью не свидетельствует о правомерности ее составления и правильности уяснения требований заказчика потенциальными поставщиками.
Таким образом, обоснованно применяя нормы Закона N 44-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о наличии у Управления оснований для признания заказчика нарушившим положения данного Закона в связи с неуказанием им требований к характеристикам товара и показателям соответствия товара этим характеристикам, а также для вынесения в отношении него предписания об аннулировании торгов.
Доводы апелляционной жалобы об обратном рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания решения и предписания УФАС незаконными. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента здравоохранения - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 14.11.2014 по делу N А28-9901/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента здравоохранения Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9901/2014
Истец: Департамент здравоохранения Кировской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
Третье лицо: Департамент государственных закупок Кировской области, ООО "Медицинская инновационная компания", ООО "Медфармгрупп", ООО "НПО Газмедлизинг"