г. Томск |
|
5 февраля 2015 г. |
Дело N А45-16652/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Музыкантовой М.Х., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дмитриевой Ю.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованных лиц: государственного инспектора Ленинского района города Новосибирска по пожарному надзору Ощепкова Владимира Семеновича: без участия,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области: Елясина А.А. по доверенности от 26.01.2015 (до 01.02.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЭТМЕН"
на определение Арбитражного суда Новосибирской области
от 25.11.2014 по делу N А45-16652/2014 (судья А.В. Хорошилов)
о прекращении производства по делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПЭТМЕН" (ОГРН 1025401934403, ИНН 5405190817, 630009, г. Новосибирск, ул. Никитина, 2)
к Государственному инспектору Ленинского района города Новосибирска по пожарному надзору Ощепкову Владимиру Семеновичу (630108, г. Новосибирск, ул. Широкая, 38)
Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 80)
о признании незаконным и отмене предписания от 16.07.2014 N 484/1/1, постановления от 23.07.2014 N 0815,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПЭТМЕН" (далее - ООО "ПЭТМЕН", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области к Государственному инспектору Ленинского района города Новосибирска по пожарному надзору Ощепкову Владимиру Семеновичу (далее - государственный инспектор) с заявлением о признании незаконными и отмене предписания от 16.07.2014 N 484/1/1, постановления от 23.07.2014 N 0815 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее - Управление, административный орган).
Определением суда от 25.11.2014 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Принимая судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что рассмотрение заявленных ООО "ПЭТМЕН" требований не относится к компетенции арбитражного суда.
Не согласившись с вынесенным определением, ООО "ПЭТМЕН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, просит определение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
Полагает, что спор по настоящему делу подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку имеет в своем содержании экономическую составляющую.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзывы на апелляционную жалобу от административного органа, государственного инспектора в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения жалобы, сослался на принятие 16.12.2014 судом Ленинского района г. Новосибирска к рассмотрению заявления ООО "ПЭТМЕН" по данному спору.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1 и 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой проверки помещений в отношении ООО "ПЭТМЕН" по адресу: г. Новосибирск, ул. 2-ая Станционная 30, установлено нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - "Правила противопожарного режима в РФ"), о чем составлен акт проверки от 16.07.2014 N 484.
В отношении ООО "ПЭТМЕН" вынесено предписание от 16.07.2014 N 484/1/1 с требованием устранить выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Постановлением от 23.07.2014 N 0815 ООО "ПЭТМЕН" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая указанное предписание от 16.07.2014 N 484/1/1 и постановление от 23.07.2014 N 0815 недействительными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции в соответствии со статьей 29 АПК РФ исходил из того, что данное дело не относится к подведомственности арбитражных судов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
На основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ).
Из смысла приведенных норм следует, что критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический характер требования, а также субъектный состав.
В силу части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается арбитражным судом на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2006 N 262-О, часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 19.12.2013 N 40) жалобы юридических лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункте 3 части 1 статьи 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из названных норм, арбитражный суд вправе рассматривать дела о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если такой акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением ООО "ПЭТМЕН" привлечено к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Статьей 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Объектом правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с законодательством о пожарной безопасности, а не в области осуществления предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае имеет значение именно факт совершения ООО "ПЭТМЕН" административного правонарушения в области пожарной безопасности.
Иными словами, совершение лицом действий (бездействия), образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 (частью статьи) КоАП РФ, в любом случае представляет собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих общественные отношения по поводу пожарной безопасности.
В оспариваемом предписании речь идет о необходимости устранения обществом нарушений требований в области пожарной безопасности, что мотивировано ссылкой на Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Учитывая изложенные нормы действующего законодательства и обстоятельства, которые подлежат установлению при разрешении настоящего спора, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что необходимость соблюдения ООО "ПЭТМЕН" требований законодательства о пожарной безопасности обусловлена не осуществлением им предпринимательской деятельности, а вытекает из общих для всех целей - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Указанные в оспариваемом предписании от 16.07.2014 N 484/1/1 нормативные правовые акты регулируют вопросы в области обеспечения пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что разъяснение Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащееся в пункте 33 Постановления N 5 подлежит применению при определении подведомственности споров об обжаловании действий контролирующих (надзорных) органов и выданных ими предписаний в связи с установленными нарушениями законодательства в сфере, не связанной с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, в сфере пожарной безопасности.
С учетом вышеизложенного, исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 24.03.2005 N 5 (в ред. постановления от 19.12.2013 N 40), арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности и привлечение заявителя к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявление ООО "ПЭТМЕН" о признании незаконными предписания от 16.07.2014 N 484/1/1 и постановления Управления от 23.07.2014 N 0815 по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Довод ООО "ПЭТМЕН" о субъектном составе участников, характере возникших правоотношений связанных с осуществлением обществом предпринимательской деятельности не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данный факт не свидетельствует о наличии по существу экономического спора и о нарушении прав лица в сфере предпринимательской деятельности.
Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с неподведомственностью, поскольку в противном случае заинтересованное лицо будет лишено права на судебную защиту своих прав и законных интересов.
Заявитель не лишен права на судебную защиту путем обращения в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением, доказательств принятия судом общей юрисдикции судебного акта по аналогичным основаниям арбитражному суду не представлено.
При указанных обстоятельствах производство по делу в арбитражном суде подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции определение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены определения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.11.2014 года по делу N А45-16652/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЭТМЕН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16652/2014
Истец: ООО "ПЭТМЕН"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по Ленинскому району города Новосибирска
Третье лицо: ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области, Кольцова Анастасия Валерьевна, Седьмой арбитражный аппеляционный суд