г. Москва |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А40-170328/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НОУ ВПО "Московский институт государственного управления и права"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2014 по делу N А40-170328/14, судьи Вигдорчика Д.Г.
по заявлению НОУ ВПО "Московский институт государственного управления и права" (ОГРН 1037739395539; 115487, г.Москва, ул. Садовники, д. 2)
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (ОГРН 1037704036974; 119019, г.Москва, ул. Новый Арбат, д. 11, корп. 1)
о признании незаконным и отмене постановления N 1104-199/2014 от 29.08.2014
при участии:
от заявителя: |
Смирнов С.В. по доверенности от 12.201.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
НОУ ВПО "Московский институт государственного управления и права" (далее-заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы (далее-ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 1104-199/2014 от 29.08.2014 о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы жалобы, с решением суда первой инстанции не согласился, просил отменить решение суда первой инстанции, принят новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2014 год, размещенным на сайте Генеральной прокуратуры РФ и на основании Распоряжения Департамента от 12.05.2014 N 1104-199/2014, 24.06.2014 (с 10 час. 00 мин. до 10 час. 30 мин.) и 04.07.2014 (с 10 час. 30 мин. до 11 час. 00 мин.) по адресу: 115487, г. Москва, ул. Садовники, д. 2, Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (далее - Департамент) проведена плановая выездная проверка НОУ ВПО "МИГУП" по соблюдению требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности НОУ ВПО "МИГУП" является достижение образовательных, культурных, социальных, благотворительных и научных целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ (п. 2.1. Устава).
В соответствии с Договором аренды федерального недвижимого имущества, находящегося на территории г. Москвы и закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения от 10.03.2006 N Д 30/463 между Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный ордена Трудового Красного Знамени специальный научно-исследовательский и проектный институт" "СоюзпроНИИпроект" (арендодатель) и Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский институт государственного управления и права" (арендатор) последний арендует нежилые помещения общей площадью 1455, 6 км. м. по адресу: ул. Садовники, д. 2 для использования под учебные цели.
В ходе проверки также установлено, что заявителем заключен договор по предоставлению эксплуатационных услуг от 10.03.2006 N 6/Э с ФГУП "СоюзпромНИИпроект", в соответствии с которым исполнитель обязуется оказать комплекс услуг по обслуживанию помещений по адресу: Москва, ул. Садовники, д. 2, в т.ч. по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов из всех помещений объекта расположенных по выше указанному адресу.
ФГУП "СоюзпромНИИпроект", представлены документы, подтверждающие Обществом вывоз отходов с территории по адресу: ул. Садовники, д. 2 (письмо от 11.08.2014 N 50-2014-170):
- копия договора от 22.09.2005 N 901-П между ФГУП "СоюзпромНИИпроект" (заказчик) и ООО "НПП "Экотром РБ" (исполнитель), в соответствии с которым заказчик поручает, оплачивает и сдает, а исполнитель принимает на себя комплекс услуг, связанных с организацией сбора, вывоза и переработкой ртутьсодержащих отходов, представлены акты выполненных работ за 2012 год;
- копия договора от 12-249 БЮ 9/1 между ОАО "СоюзпромНИИпроект" (заказчик) и ГУП г. Москвы "Экотехпром" (исполнитель), в соответствии с которым исполнитель оказывает заказчику услуги вывозу и обезвреживанию ТБО на станции перегрузки мусора (СПМ), представлено дополнительное соглашение N 1 от 01.01.2013, представлены акты выполненных работ за 2012 год.
НОУ ВПО "МИГУП" ведется раздельный сбор отходов в соответствии с классом опасности, накопление отходов происходит на площадке арендодателя.
Площадки временного накопления отходов находятся в удовлетворительном состоянии, обустроены в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что при осуществлении хозяйственно-экономической деятельности по адресу: 115487, г. Москва, ул, Садовники, д. 2 у НОУ ВПО "МИГУП" образуются отходы (твердые бытовые отходы, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства и др.). обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и другими нормативно-правовыми актами.
Проверкой выявлено, что обществом допущено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами потребления, а именно: не оформлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся у общества, а также не представлены лабораторные измерения; не ведётся учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (форма 2 - ТП отходы) за 2013 год в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а также отсутствует согласованный производственный контроль за соблюдением требований в области обращения с отходами.
Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, допущенное НОУ ВПО "МИГУП" является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
По окончанию проверки сотрудниками Департамента составлен Акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды от 04.07.2014 N 1104-199/2014. Копия направлена почтой и получена 18.07.2014.
Одновременно вынесено Определение N 1104-199/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Государственным инспектором по охране природы Департамента Гавриловой А.Д., в отсутствии законного представителя учреждения, 21.08.2014 составлен Протокол N 1104-199/2014 об административном правонарушении. Копия протокола сдана в канцелярию учреждения 26.08.2014 г. за вх. N 517/01.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель учреждения извещен уведомлением от 12.08.2014, сданное в канцелярию НОУ ВПО "МИГУП" 18.08.2014 г. за вх. N 488/01.
Государственным инспектором г. Москвы по охране природы Гавриловым А.Д., при участии представителя НОУ ВПО "МИГУП" по доверенности от 20.08.2014 Федоровой Л.А. 29.08.2014 вынесено постановление о назначении административного наказания N 1104-199/2014 на основании ст. 8.2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Процедура привлечения общества к ответственности административным органом не нарушена.
Требования ст.ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ ответчиком соблюдены.
Процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дела о привлечении заявителя к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с ст. 8.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ в рамках административного судопроизводства выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или
бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу требований Федерального закона от 24.06 1998 "Об отходах производства и потребления" основным принципом государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст. 3 ФЗ-89 от 24.06.1998).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а под объектом размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Согласно п. 2.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 процессы обращения с отходами (жизненный цикл отходов) включают в себя следующие этапы: образование, накопление и временное хранение, первичная обработка (сортировка, дегидрация. нейтрализация, прессование, тарирование и др.), транспортировка, вторичная переработка (обезвреживание, модификация, утилизация, использование в качестве вторичного сырья), складирование, захоронение и сжигание.
Обращение с каждым видом отходов производства и потребления зависит от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека, при этом степень (класс) опасности отходов определяется в соответствии с действующим нормативным документом расчетным и экспериментальным путем (п. 2.3).
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 и ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89- ФЗ обращение с отходами это деятельность, в том числе по их накоплению, в том числе временному складированию (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Как указал Высший арбитражный суд РФ в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011 в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Таким образом, обращение с отходами производства и потребления образующихся в хозяйственной деятельности общества (хозяйствующего субъекта), подлежит регулированию экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вне зависимости от основного вида экономической деятельности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" также корреспондирует об обязанности лиц, образующих отходы в результате экономической деятельности, соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - вести учет образовавшихся отходов, производить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое размещением этих отходов.
Таким образом, Законом установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся в области обращения с отходами, так и на хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы.
Кроме того, состав административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается лицами, только специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
С учетом изложенного, субъектами вменяемого административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, являются не только организации специализирующиеся на обращении с отходами производства и потребления, а хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
В НОУ ВПО "МИГУП" отсутствуют документы, подтверждающие ведение учета в области обращения с отходами и отчёт "Данные учета в области обращения с отходами" по форме, которая предусмотрена п. 16 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учёта в области обращения с отходами".
При этом, учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом (п. 3 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести
фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров( п.4 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
Согласно п. 5 Приказа Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I -V класса опасности, образовавшихся, использованных обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Таблицы данных учета необходимо вести по каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица и индивидуального предпринимателя либо его филиала( п. 10 Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721).
В настоящем случае, как следует из материалов дела, заявитель, в процессе деятельности которого образуются отходы, не ведет в установленном порядке первичного учета образования и движения отходов.
НОУ ВПО "МИГУП" осуществляя свою хозяйственную деятельность не организовало учет в области обращения с отходами, чем нарушило требования п.1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть допустило совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Заполнение и предоставление формы (2-ТП (отходы)) осуществляется на основании приказа Федеральной службы государственной статистики (Министерства экономического развития Российской Федерации) от 28.01.2011 N 17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" (применяется с отчета за 2010 год, ранее на основании Приказа Федеральной службы государственной статистики от 30.12.2004 N 157 "Об утверждении статистического инструментария для организации Ростехнадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления").
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Согласно п. 5 указанного Порядка отчетность предоставляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, НОУ ВПО "МИГУП" не были представлены Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления (форма 2-ТП (отходы)) за 2013 год в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти до 15.01.2014.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Однако на момент проведения проверки (составления акта проверки) НОУ ВПО "МИГУП" не представлен порядок (положение) производственного контроля в области обращения с отходами.
Таким образом, НОУ ВПО "МИГУП" осуществляя свою хозяйственную деятельность не разработало порядок (положение) производственного контроля в области обращения с отходами, чем нарушило требования статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ и ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть допустило совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях НОУ ВПО "МИГУП" признаков административного правонарушения, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2. "Кодекса РФ об административных правонарушениях".
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда. Согласно пункту 16.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).
Доказательств, подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленных нарушений до даты обнаружения выявленных административных правонарушений, в материалы дела не представлено, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины учреждения в совершении вменяемого административного правонарушения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек. Административный штраф наложен в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.11.2014 по делу N А40-170328/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170328/2014
Истец: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский институт государственного управления и права", НОУ ВПО "Московский институт государственного управления и права"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Росприроднадзор г. Москвы