г. Владивосток |
|
05 февраля 2015 г. |
Дело N А51-11178/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 февраля 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, С.В. Гуцалюк
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Артем-Снаб"
апелляционное производство N 05АП-15107/2014
на решение от 28.10.2014
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-11178/2014 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Артем-Снаб" (ИНН 2536261, ОГРН 1132536003115, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.04.2013)
к Департаменту дорожного хозяйства Приморского края (ИНН2 538030581, ОГРН 1022501896438, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.08.2002)
об оспаривании действий;
при участии:
от Департамента дорожного хозяйства Приморского края: представитель Шемчук Н.В. по доверенности от 19.12.2014 N 16-10426, сроком на один год, паспорт;
от ООО "Артем-Снаб": представитель Карлин А.Б. по доверенности от 06.08.2014, сроком на один год, паспорт (после перерыва);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Артем-Снаб" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента дорожного хозяйства Приморского края (далее - ответчик, Департамент) по возложению на общество обязанностей по исполнению технических условий изложенных в письме N 16-1296 от 18.02.2014, и выставлению счетов N 2, 3, 4 от 23.01.2014 на общую сумму 97793 рубля (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Артем-Снаб" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к тому, что планируемый заявителем к размещению объект не является объектом дорожного сервиса, участок для строительства объекта расположен за пределами полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, объект строительства не имеет прямого съезда (выезда) на дороги регионального или межмуниципального значения.
Указывает также, что на заявителя незаконно возложены обязанности по реконструкции дороги, предназначенной для общего пользования. Ссылаясь на пункт 1 статьи 33 Федерального закона N 257-ФЗ, заявитель полагает, что финансирование ремонта и эксплуатации дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования.
После отложения в связи с отпуском судьи О.Ю. Еремеевой на основании определения от 22.01.2015 произведена замена судьи О.Ю. Еремеевой на судью Н.Н. Анисимову, рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Департамента дорожного хозяйства Приморского края на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменной отзыве на жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв до 29.01.2014 до 15 часов 00 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва явился представитель ООО "Артем-Снаб", которой доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям. Решение суда первой инстанции просит отменить и принять по делу новый судебный акт.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено, что 04.12.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Артем-Снаб" обратилось в Департамент дорожного хозяйства Приморского края с заявлением о согласовании акта выбора земельного участка для строительства комплекса с административным корпусом и магазином в районе ул. Бийской, д. 1, в г. Артеме.
Департамент дорожного хозяйства Приморского края письмом от 10.12.2013 N 16-11050 направил заявителю ответ, из которого следует, что для согласования размещения комплекса с административным корпусом и магазином в районе ул. Бийской, д. 1, в г. Артеме, необходимо представить пакет документов в соответствии с пунктом 30 постановления Администрации Приморского края от 25.07.2012 N205-па "Об утверждении порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения".
14.01.2014 заявитель направил в Департамент заявление о выдаче согласования (согласия) на размещение, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт объектов в полосе отвода автомобильных дорог регионального или муниципального значения по форме утвержденной Администрацией Приморского края от 25.07.2012 N 205-па.
Письмом от 18.02.2014 N 16-1296 Департамент согласовал размещение комплекса с административным корпусом и магазином в районе 3 км. автомобильной дороги "Владивосток - Находка - порт Восточный" (слева), при этом указал перечень технических условий необходимых для данного согласования, а также выставил счет N 2 от 23.01.2014 за подготовку согласования на присоединение объекта дорожного сервиса - торговый комплекс к региональной (межмуниципальной) дороге, N 3 от 23.01.2014 за подготовку согласования на присоединение объекта дорожного сервиса - стоянка легкового автотранспорта к региональной (межмуниципальной) дороге, N 4 от 23.01.2014 за подготовку согласования на присоединение объекта дорожного сервиса - магазин к региональной (межмуниципальной) дороге.
ООО "Артем-Снаб" посчитав, что действия Департамента по возложению на Общество обязанностей по исполнению технических условий изложенных в письме N 16-1296 от 18.02.2014 и выставлению счетов N 2, N 3, N 4 от 23.01.2014 на общую сумму 97 793 рублей не соответствует закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Регулирование отношений, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ). Действие данного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 указанного Закона).
В соответствии с положениями пункта 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ к объектам дорожного сервиса относятся здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Пунктом 1 статьи 22 Закона N 257-ФЗ определено, что размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Полоса отвода автомобильной дороги - это земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса, что следует из определения, содержащегося в пункте 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах.
Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. Подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (часть 6 статьи 22 Закона N 257-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 22 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса и за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с пунктом 11 статьи 22 Закона N 257-ФЗ реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Параметры примыкания объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам установлены СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги".
В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 26.11.2012 N 357-па "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения" владельцем автомобильной дороги "Артем - Находка - порт Восточный" является Департамент дорожного хозяйства Приморского края.
Согласно статье 1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, Департамент дорожного хозяйства Приморского края является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим государственное управление дорожным хозяйством Приморского края и регулирование правоотношений в данной сфере.
Из пункта 9.45 Положения следует, что департамент выдает технические условия на размещение объектов в полосе отвода и придорожной полосе автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Пунктом 9.30 Положения установлено, что департамент рассматривает и готовит заключения по вопросам размещения объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, согласовывает их технические и эксплуатационные параметры.
Приказом Департамента дорожного хозяйства Приморского края от 13.08.2012 N 111-ОД утвержден Административный регламент предоставления департаментом дорожного хозяйства Приморского края государственной услуги "Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов в полосе отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения" (далее по тексту - Административный регламент).
Указанный административный регламент предоставления департаментом дорожного хозяйства Приморского края государственной услуги "Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов в полосе отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения" определяет порядок предоставления департаментом дорожного хозяйства Приморского края (далее - департамент) государственной услуги "Согласование размещения, строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов в полосе отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения" (далее - государственная услуга) и стандарт предоставления государственной услуги.
Результатом предоставления государственной услуги является выдача согласования (согласия) департамента на размещение объектов дорожного сервиса, присоединяемых к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, на реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт пересечений и примыканий, на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, на устройство пересечений автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения железнодорожными путями на одном и на разных уровнях, на установку рекламных конструкций (далее - согласование департамента) или отказ в выдаче согласования департамента.
В рассматриваемом случае, письмом от 18.02.2014 N 16-1296 в соответствии с пунктом 11 статьи 22 Закона N 257-ФЗ, пунктами 9.30, 9.45 Положения, Департаментом согласовано размещение комплекса с административным корпусом и магазином в районе 3 км. автомобильной дороги "Владивосток - Находка - порт Восточный" (слева), при выполнении технических условий.
Коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что земельный участок, на котором планируется размещение объекта не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Совокупный анализ эскизного приложения, выполненного ООО "Жилпромпроект" в сопоставлении с представленной Департаментом в суд апелляционной инстанции схемой расположения автодороги в полосе отвода показывает, что заявитель испрашивает земельный участок, фактически примыкающий к полосе отвода. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что планируемый к размещению объект строительства, в силу приведенных положений Закона N 257-ФЗ относится к объектам дорожного сервиса, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Департамент правомерно в соответствии с вышеприведенными нормативными положениями, действуя в пределах своей компетенции, возложил на общество обязанность по исполнению технических условий, изложенных в письме N 16-1296 от 18.02.2014.
Рассматривая требование Общества о признании незаконными действий Департамента по выставлению счетов N 2, 3, 4 от 23.01.2014, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 22 Закона N 257-ФЗ за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
Согласно пункту 1 постановления Администрации Приморского края от 22.06.2011 N 158-па "Об установлении стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования краевого или межмуниципального значения", в объем услуг, оказываемых по договору о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования краевого или межмуниципального значения входит:
- проведение работ по согласованию присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, в том числе размещение объектов дорожного сервиса, присоединяемых к автомобильным дорогам, выезд на место размещения, рассмотрение документов, сбор и анализ данных технических характеристик участка автомобильной дороги в зоне предполагаемого размещения, согласование проектной документации, согласование акта выбора земельного участка, границ земельного участка;
- подготовка и выдача технических условий на присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления размер платы за присоединение объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге рассчитывается исходя из стоимости услуг, оказываемых по договору о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, указанный в таблице.
Доказательств заключения договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге в материалы дела не представлено, представитель общества факт заключения такого договора отрицает.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорные счета N 2, 3, 4 не имеют распорядительного характера, не относятся к документам, имеющим обязательный порядок исполнения, в связи с чем действия Департамента по выставлению счетов N2, 3, 4 от 23.01.2014 на общую сумму 97793 руб. не нарушают прав и законных интересов заявителя, что является необходимым условием признания действия ответчика незаконными в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.10.2014 по делу N А51-11178/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11178/2014
Истец: ООО "Артем-Снаб"
Ответчик: Департамент дорожного хозяйства Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-11211/15
13.05.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1535/15
05.02.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-15107/14
28.10.2014 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-11178/14
15.08.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10379/14
03.07.2014 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-11178/14