г. Чита |
|
06 февраля 2015 г. |
Дело N А58-5838/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев с использованием системы видеоконференц-связи в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2014 года по делу N А58-5838/2014 по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск" (ИНН 1435242617, ОГРН 1111435006935) от 11.09.2014 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435152480, ОГРН 1041402057960) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности, оформленного приказом от 25.07.2014 N 737, об обязании принять решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности на объект размещения отходов, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тракт Вилюйский, 9 км,
суд первой инстанции, судья Евсеева Е.А.,
при участии в судебном заседании:
судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференцсвязи Артамоновой Л.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) секретарем судебного заседания Пименовым В.С.,
от заявителя: Ермолаевой О.В., представителя по доверенности от 15.01.2015 года;
от заинтересованного лица: Аммосова Е.А., представителя по доверенности от 15.03.2013 года;
установил:
Заявитель, Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск", обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности, оформленного приказом от 25.07.2014 N 737, об обязании принять решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов IIV класса опасности, об обязании выдать лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности на объект размещения отходов, расположенный по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, тракт Вилюйский, 9 км.
Решением суда первой инстанции от 13 ноября 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что предприятие не соответствует лицензионным требованиям, поскольку не имеет в пользование либо в собственности объекта соответствующего установленным критериям объектов размещения отходов.
Предприятие, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив суду, что у него имеется в пользовании санкционированная свалка по указанному адресу. То обстоятельство, что решением суда от 08.11.2012 ее решено прокультивировать, не свидетельствует об отсутствии у заявителя объекта утилизации бытовых отходов.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 14.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, основным видом деятельности является удовлетворение потребности населения, проживающего на территории Городского округа "город Якутск" в оказании коммунальных услуг, содержании и эксплуатации жилых, производственных зданий, коммуникаций и сооружений на территории Городского округа "город Якутск" состоящее, в том числе в обезвреживании и размещении отходов I-IV класса опасности.
Для осуществления деятельности по размещению отходов заявитель обратился в административный орган с заявлением о выдаче ему лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности.
25 июля 2014 приказом N 737 заявителю отказано в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности, в связи с несоответствием данного лица лицензионным требованиям (т.1, л.31).
Предприятие посчитав, что данный отказ нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности и не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, предприятие осуществляет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами для получения лицензии Предприятием в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" представлено в Управление заявление с приложением следующих документов:
- Платежное поручение N 2699 от 23.12.2013 об уплате госпошлины;
- Перечень отходов и виды заявленных работ в области обращения с отходами;
- Договор купли-продажи от 24.02.2014, заключенный между Предприятием и ОАО "ЯГТК" о приобретении объекта "Горсвалка", расположенного по адресу: РС(Я), г.Якутск, Вилюйский тракт, 9 км, в подтверждении наличия объекта для размещения отходов;
- Технический паспорт на городской полигон для вывоза сухого мусора от 23.03.2014;
- Договор купли-продажи земельного участка N 19-11/13-2 от 14.11.2013, заключенный между Предприятием и ОАО "ЯГТК" о приобретении земельного участка из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли обсечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Разрешенное использование: под городские полигоны для вывоза сухого мусора.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 29.11.2013 N 14-14-01/083/2013-560;
- Договор безвозмездного пользования N 16-98 от 24.11.1998;
-Решение Якутского городского Совета народных депутатов N 5-18 от 14.05.1974 "О закреплении за "Якутским автотранспортным предприятием" Минавтотранса РСФСР Городской свалки";
- Распоряжение Департамента имущественных отношений Мэрии города Якутск N 290-р от 27.12.2004 "Об условиях приватизации МУП "Специализированное автомобильное хозяйство";
- Распоряжение Главы администрации города Якутска от 19.08.1999 N 133р "О закреплении земельных участков";
- справка МУП "Жилкомсервис" от 02.07.2014 "О принятии на учет под инв.N 00000062 "Горсвалка", находящееся по адресу: Республики Саха (Якутия), город Якутск, Вилюйский тракт, 9 км;
-положительное санитарное - эпидемиологическое заключение N 14.01.01.000.М.000228.04.10 от 14.04.2014.
-письмо МУП "Жилсервис" от 18.07.2014 N 07/586 об отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта в связи вводом горсвалки ТБО в эксплуатацию в 1974;
-приказ МУП "Жилкомсервис" N 05/1П от 14.01.2014 "О назначении ответственного лица";
- Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами на объектах МУП "Жилкомсервис", согласованный с Росприроднадзором от 19.06.2014 N 05-16/2742.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", соответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" указано, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Порядок лицензирования указанного вида деятельности установлен Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "а" пункта 3 Положения о лицензировании, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Оценивая указанное, суд апелляционной инстанции усматривает, что нормами правовых актов предусмотрено, что соискатель лицензии на обезвреживание и размещение отходов, обязан представить документы, свидетельствующие о наличии у него на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ.
Как указал административный орган и с ним согласился суд первой инстанции, предприятие не представило ни в административный орган, ни в суд доказательств, что для выполнения заявленной им лицензируемой деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности у него имеются объекты на праве собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения и помещения, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующие установленным требованиям.
Ссылки заявителя о том, что у него имеется объект "Горсвалка", расположенный по адресу г. Якутск, Вилюйский тракт 9 км. (приобретенный предприятием на основании договора купли-продажи от 24.02.2014 (т. 1, л. 29), не принимаются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статья 128 Гражданского кодекса устанавливает, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Статьей 130 Гражданского кодекса, установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (ч.1).
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (ч.2).
Между тем в материалах дела отсутствуют сведения позволяющие определить, что представляет собой объект "Горсвалка", поскольку не представлено документов, в том числе свидетельствующих о законности расположения данного объекта на земельном участке. Между тем, земельный участок как объект оборота, считается сформированным как вещь после проведения кадастровых работ.
Однако, заявитель документов о формировании данного объекта как вещи, данные кадастрового учета, в суд не представил.
Более того вступившим в силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2012 по делу N 2-8340-12 (т.1, л. 99) установлено, что по указанному адресу Республика Саха (Якутия), город Якутск, тракт Вилюйский, 9 км, находится санкционированная свалка твердых бытовых отходов, подлежащая рекультивации.
Суд апелляционной инстанции считает, что санкционированная свалка твердых бытовых отходов, подлежащая рекультивации, не может являться объектом, на котором заявитель вправе осуществлять обезвреживание и размещение отходов, т.е. осуществлять лицензированную деятельность, поскольку она допускается на специально оборудованных объектах соответствующих установленным требованиям.
Как понимает суд апелляционной инстанции рекультивация санкционированной свалки твердых бытовых отходов означает запрет на размещение на ней бытовых отходов и прекращение ее существования, как объекта размещения бытовых отходов.
Таким образом, поскольку предприятие не представило суду доказательств, что оно обладает необходимым для выполнения заявленных работ по обезвреживанию и утилизации отходов зданием, строением, сооружение (в том числе объектом размещения отходов) и помещением, принадлежащем ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующим установленным требованиям, суд апелляционной инстанции считает, правомерным выводы суда первой инстанции об отказе заявителю в удовлетворении требований, как лицу, не представившему доказательств, своего соответствия лицензионным требованиям.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы заявителя, что в связи с отсутствием лицензии, жителям города Якутска нет возможности утилизировать бытовые отходы, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку обезвреживание и размещение бытовых отходов должно осуществлять на законных основаниях и на объектах соответствующих установленным требованиям, само же отсутствие у заявителя лицензии, не лишает жителей города Якутска на получение своевременной и надлежащей услуги по очистке города от бытовых отходов.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "13" ноября 2014 года по делу N А58-5838/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5838/2014
Истец: МУП "Жилкомсервис" Городского округа "Город Якутск"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1400/15
06.02.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7124/14
02.02.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5838/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5838/14