г. Чита |
|
06 февраля 2015 г. |
Дело N А10-3271/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2015 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, В.А. Сидоренко, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев, в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОБОРОНЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 28 октября 2014 года по делу N А10-3271/2014 по заявлению открытого акционерного общества "ОБОРОНЭНЕРГО" (ОГРН 1097746264230) к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (ОГРН 1060326046131, ИНН 0326037292) о признании незаконным предписания N 265/14-П от 24 апреля 2014 года,
суд первой инстанции, судья Мархаева Г.Д.-С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Слюсаренко Р.А., представителя по доверенности от 19.01.2015 года N 1.
от заинтересованного лица: Ламаевой И.А., представителя по доверенности от 13.11.2014 года;
от третьих лиц:
ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ: не было;
ОАО "Славянка": не было;
Новикова А.Е.: не было;
установил:
Заявитель, Открытое акционерное общество "ОБОРОНЭНЕРГО", обратился в суд с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции о признании незаконным предписания N 265/14-П от 24 апреля 2014 года.
Решением суда первой инстанции 28 октября заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
В рассматриваемом случае административным органом установлено, что собственником жилых помещений многоквартирного жилого дома не исполнена обязанность по оснащению приборами учета квартир вышеуказанного многоквартирного дома.
Следовательно, обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии в силу пункта 150 Основных положений возложена на сетевую организацию.
Принимая во внимание, что материалами дела достоверно подтверждено и не оспорено заявителем то обстоятельство, что ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО", является сетевой организацией, сети которой опосредовано присоединены к энергопринимающим устройствам собственника жилых помещений по ул. М. Жукова г. Улан-Удэ, а собственником упомянутых квартир в многоквартирном доме обязанность по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнена должностным лицом Службы, правомерно выдано предписание, которым ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО" предписано осуществить следующие обязательные действия: квартиры N 2,5,10,11,13,16, 19,31,37,38,41,42,46,47 и другие квартиры, не имеющие исправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии в многоквартирном доме N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ оснастить исправными индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии; неисправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии заменить на исправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии; осуществлять эксплуатацию индивидуальных приборов учета во всех квартирах многоквартирного дома N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив суду, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Представитель инспекции в судебном заседании пояснил, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200283779463.
Представитель ОАО "Славянка" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200283779470.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 15.01.2015.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции, по результатам внеплановой проверки заявителя, 24 апреля 2014 года заместителем руководителя Службы, начальником отдела по работе с обращениями граждан Ахандаевой И.А. ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО" было выдано предписание, в соответствии с которым Обществу в срок до 24 мая 2014 года предписывалось осуществить следующие обязательные действия:
- квартиры N 2,5, 10,11, 13, 16, 19,31,37,38,41,42,46,47 и другие квартиры, не имеющие исправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии в многоквартирном доме N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ оснастить исправными индивидуальными приборами учета используемой электрической энергии;
- неисправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии заменить на исправные индивидуальные приборы учета используемой электрической энергии;
- осуществлять эксплуатацию индивидуальных приборов учета во всех квартирах многоквартирного дома N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ.
Общество посчитав, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, возложением на него обязанности, не предусмотренной законом, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как правильно указал суд первой инстанции, отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
На основании пункта 3 статьи 9 Закона об энергосбережении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 13 этого же Закона предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно- технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 этой же статьи до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. После 1 января 2012 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и после 1 января 2016 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Пунктом 136 Основных положений установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета) (пункт 137).
Для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше (пункт 138).
Пунктом 142 Основных положений определено, что используемые на дату вступления в силу настоящего документа приборы учета (измерительные трансформаторы) класса точности ниже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа, и (или) обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии меньшее количество дней, чем указано в пунктах 139 и 141 настоящего документа, могут быть использованы вплоть до истечения установленного для них межповерочного интервала либо до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала. По истечении межповерочного интервала либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, такие приборы учета подлежат замене на приборы учета с характеристиками не хуже, чем указано в пунктах 138, 139 и 141 настоящего документа.
Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа.
В силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и 12 (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
В соответствии с пунктом 150 Основных положений в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
На основании указанных норм, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что на сетевые организации, объекты электросетевого хозяйства которых непосредственно или опосредованно присоединены к энергопринимающим устройствам собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов, возложена обязанность по оснащению таких помещений приборами учета электрической энергии.
Суд первой инстанции также правильно установил и подтверждается материалами дела, что ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО" является сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии, в том числе и потребителям проживающим, в жилом многоквартирном доме N 13 по ул. М.Жукова в г. Улан-Удэ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сети общества оканчиваются в точке разграничения с обслуживающей организацией, в данном случае не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения, для определения обязанности по установке приборов учета жильцам указанного дома, поскольку закон прямо устанавливает порядок взаимоотношений между жильцами многоквартирного дома и сетевой организацией, к которой ОАО "Славянка" не относится.
Согласно акту разграничения эксплуатационной ответственности от 15 февраля 2013 года N 110/60-04 N 352, подписанному между ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО" (сетевая организация) и ОАО "Славянка" (потребитель), определены границы эксплуатационной ответственности сторон соответствующих энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства п. Сосновый Бор, дом N 13 (л.д. 150 т.1).
Названным актом установлено, что энергоснабжение дома N 13, п. Сосновый Бор производится от сети сетевой организации - ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО", граница балансовой принадлежности определена в месте наконечников КЛ 0,4 кВ в ВРУ-0,4 кВ потребителя.
По условиям упомянутого акта сетевая организация обязалась поддерживать напряжение на границе эксплуатационной ответственности 0,4 кв в пределах +/- 10%. Таким образом, ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО" является сетевой организацией, и производит передачу электрической энергии в многоквартирный дом N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ, а ОАО "Славянка", являющееся в свою очередь потребителем, принимает электрическую энергию в указанный дом, что свидетельствует о том, что объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО") опосредованно присоединены к энергопринимающим устройствам собственника жилых помещений упомянутого многоквартирного дома.
Принимая во внимание, что собственник жилых помещений - квартир N 2,5,10,11,13,16,19,31,37,38,41,42,46,47 в многоквартирном доме N 13 по ул. М. Жукова, г. Улан-Удэ - Министерство обороны Российской Федерации на момент проверки обязанность по установке, замене, эксплуатации индивидуальных приборов учета электрической энергии в установленный срок не исполнил, соответствующие приборы не установил, расчет оплаты за потребленную электрическую энергию по указанным квартирам ведет по нормативам потребления электрической энергии населения в жилых помещениях, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявитель по делу, как сетевая организация, обязан принять меры по установке учетов прибора, руководствуясь ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета электрической энергии лежит на ОАО "Славянка", поскольку данное общество являющейся управляющей компанией и не является сетевой организацией, на которых ст. 13 названного закона возложена указанная обязанность. По этим же основаниям суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы, что обязанность по установке индивидуальных приборов учета лежит на энергоснабжающей организации.
С учетом приведенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что именно ОАО "ОБОРОНЭНЕРГО", а не управляющая компания как это ошибочно полагает заявитель, в настоящее время обязано обеспечить оснащение, замену и эксплуатацию приборами учета электрической энергии вышеуказанные жилые помещения, собственники которых не исполнил обязанность по установке приборов учета самостоятельно.
При этом следует отметить, что установка приборов учета является возмездной, а в силу указанного собственники таких помещений обязаны содействовать сетевой организации в установлении приборов учета.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы о незаконности предписания в части возложения обязанности на Общество осуществлять эксплуатацию индивидуальных приборов учета во всех квартирах многоквартирного дома N 13 по ул. М. Жукова в г. Улан-Удэ, поскольку, как указано выше, в силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета возлагается на собственника такого прибора учета. Общество в случае установки прибора учета является собственником данного прибора до момента передачи его собственнику жилых помещений или управляющей компании. Следовательно, обязанность Общества по эксплуатации таких приборов учета основано на вышеизложенной норме законодательства.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствует действующему законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от "28" октября 2014 года по делу N А10-3271/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-3271/2014
Истец: ОАО Оборонэнерго в лице Забайкальского филиала
Ответчик: Республиканская служба государственной жилищной инспекции
Третье лицо: Новиков А Е, ОАО Славянка, Федеральное государственное казенное учреждение Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1993/15
06.02.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5194/14
28.10.2014 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-3271/14
22.10.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5194/14
08.10.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5194/14